Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
план-конспект занятия на тему
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о звуковом и морфологическом составе слова, способности к переключению, выработки самоконтроля воспитанником за произнесением поставленных звуков. Дифференциация звуков построена на лексической теме «Зимующие и перелетные птицы», способствующей уточнению и обогащению знаний о птицах, совершенствованию навыков функций словообразования и словоизменения, развитию грамотной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-ts_v_slovakh_i_predlozheniyakh.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 компенсирующего вида
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
Составила: учитель-логопед Л.А.Якимова
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: Дифференциация звуков С – Ц в словах, предложениях
(подготовительная группа, первый класс с ОНР)
Цель: дифференциация звуков С – Ц в словах, предложениях.
Задачи.
Образовательные:
1. Расширять знания детей о птицах.
2. Закреплять понятия «слова-признаки», «зимующие и перелетные птицы».
Коррекционные:
1. Упражнять детей в четкой дифференциации фонем С-Ц в словах, в предложениях.
2. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки определения позиционности звука в слове.
3. Уточнять, обогащать, активизировать словарный запас детей.
4. Развивать функции словообразования, словоизменения.
5. Развивать оптико-пространственную координацию, тактильные ощущения.
6. Совершенствовать способности к переключению, произвольность
общения и деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
предметные картинки птиц, таблица для составления описательного рассказа, буквы С-Ц, артикуляционная таблица С-Ц, таблица слов-признаков на пленке, цифровой ряд, карточки с буквами, карточки слов, фишки, мяч.
Ход деятельности:
I. Организационно-подготовительная часть.
1.Общее расслабление, просодика:
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Правую руку вверх АХ (кулачки)
Левую руку вверх УХ (кулачки)
↑АХ –УХ!↓ ↑ АХ –УХ!↓
Пляшут руки во весь дух. (дети дирижируют).
2. Артикуляционная моторика:
Утром солнышко встает,
Всем улыбки раздает. (кончик языка упирается в нижние зубы)
3. Введение в тему:
- Послушайте загадку:
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая (сорока)
- Назовите первый звук -С.
- Сорока –это кто? Птица Какой звук стоит перед гласным А? -Ц
- Какие звуки сравнивали в слогах, словах на прошлом занятии? С-Ц.
4. Произношение звуков.
-Как произносим звук С? длительный
- Как произносим звук Ц? (артикуляция губ, зубов, кончика языка такая
же, как у у звука С, но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,
при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не
включается).
II. Сообщение темы:
- Сегодня будем сравнивать звуки С-Ц в словах и предложениях.
- Кто нам будет помогать? Птицы. Это какие птицы? (зимующие)
- А эти птицы? (Перелетные) Почему?
- Оказывают ли помощь птицам люди? Когда? Расскажите.
III. Основная часть деятельности:
1. Дифференциация звуков по картинкам.
- Отберите птиц, в названиях которых звук С (ласточка, соловей, аист,
снегирь, сова, клест).
- Отберите птиц, в названиях которых звук Ц (цапля)
- Отберите птиц, в названиях которых звуки С-Ц (скворец)
2. Сходства и различия.
- Почему я поставила одинаковые фишки к С-Ц?
3. Определение позиционности звуков.
- Возьмите цифровой ряд.
- В слове «скворец» определите позицию звука С.
(1 звук С –он согласный, твердый, глухой, парный, свистящий).
- Определите позицию звука Ц.
(7 звук Ц –он согласный, твердый, глухой, непарный, свистящий.
4. Развитие зрительного восприятия.
- Найдите буквы С, Ц среди других букв.
- Напишите правой рукой на левой ладони письменную букву Ц ,
левой рукой на правой ладони С (пишем справа…).
5. Игра «Шифровка» слов: яйцо, стая, птенцы, ласточка, певец.
- Я диктую слова, а вы, если в слове звук Ц – пишете букву Ц,
если в слове звук С – пишите С. ц с ц с ц
- Сколько Ц, С? Назовите слова с Ц, с С.
6. Физминутка. Сравним птиц с людьми и животными.
Игра с мячом «Человек, животные, птицы».
У человека-дети, а у птицы-птенцы. Назовите слова со звуками С-Ц.
У птицы- клюв, а у человека-нос.
У человека- руки, а у птицы-крылья.
У птицы- перья, а у животного-шерсть.
На голове птиц перья, а на голове человека- волосы.
Много людей- группа, а много птиц- стая.
7. Работа над лексико- грамматическим строем речи.
А) – Подберите слова-признаки к птицам. Птицы Какие?
Красивые, певчие, голосистые, разноцветные, быстрые, весёлые,
проворные, шумные, звонкие, задорные.
-Прочитайте признаки в таблице хором.
Птицы
какие?
-Прочитайте слова со звуком С, Ц.
В) -Теперь образуем длинные слова-признаки.
У вороны черный хвост –какая она? чернохвостая
У ласточки длинный хвост –какая она? длиннохвостая
У сороки черные крылья - чернокрылая
У дятла пестрые крылья - пестрокрылый
У журавля длинные ноги –какой? длинноногий
У снегиря красная грудка - красногрудый
У филина большая голова - большеголовый
У совы большие глаза- большеглазая
У сороки белые бока - белобокая
У синицы желтая грудка - желтогрудая
Д) «Исправим ошибку» в предложении.
Червяк склевал скворца.
Песня спела соловья. Есть ли слово со звуком Ц? - нет
Гусеница съела аиста. Назовите слово, в котором СЬ, Ц
В деревянные скворцы возвращаются дворцы.
- Разберите предложение про скворцов. Начертите схему в тетради.
Е) Загадайте загадку о птице. (по таблице)
IV. Итог деятельности. - Какие звуки сравнивали?
- Чем похожи? Согласные, твердые, глухие, свистящие.
- Чем отличаются? С –длительный, Ц –краткий.
- О какой птице хотите больше знать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.
Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «физической культуре» тема: «Спасатели спешат на помощь» старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Цель:-всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физических качеств через формирование представления об опасных ситуациях для человека из окружающего мира и сп...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»
Продолжать учить детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце слов .Продолж...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М. Игры и упражнения на развитие связной речи, зрительного внимания, фономатического восприятия, артикуляционная гимнастика, активизация словаря по теме "Игруш...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эта волшебница вода" по познавательному развитию для детей старшей группы
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС и является составной частью экологического проекта "Живая и неживая природа"...