Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи « Автоматизация звука «Л» в изолированном произношении, в слогах и словах ( по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК»)
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №48
«Яблонька».
Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе
для детей с нарушениями речи
« Автоматизация звука «Л» в изолированном произношении, в слогах и словах
( по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК»)
Составила:
учитель-логопед
Костырина Т.В.
Подольск
Конспект занятия « Автоматизация звука «Л» в изолированном произношении, в слогах и словах
( по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК»)
Задачи:
Цели:
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- Закрепить понятие «согласный, твердый, звонкий звук».
- Развитие фонематического восприятия
- Совершенствовать навыки фонематического анализа слов
- Учить согласовывать существительное с местоимением (мой, моя)
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ
- Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков
- Развивать мелкую и общую моторику у детей;
- Развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
- Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, мышление).
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;
3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Оборудование:
1. Игрушка Колобок
2. Дидактический материал " На лугу"
3. Цветовые сигналы (красный, синий, колокольчик)
4. Сухой бассейн
Методы и приёмы:
-словесный
- наглядный
-физкультминутка
- использование художественного слова
- игра
- поощрение
Форма занятия: игра-сказка.
Предварительная работа
Чтение сказки «Колобок»
Разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие . А поможет нам артикуляционная гимнастика.
II. Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика
Если в сказку всем сердцем поверить,
(приоткрыть рот)
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадете ( «лопаточка»)
На волшебном ковре-самолете,
На летучем большом корабле
(Поднять боковые края и кончик языка: («чашечка»)
Или с Бабой-Ягой на метле, ( «часики»)
На плоту по молочной реке («лопаточка»)
И верхом на Коньке- Горбунке, (« лошадка»)
Можно в сказку влететь на Жар-птице,(« качели»)
Можно на Колобке закатиться (круговые движения языка)
Можно въехать, как слон на еже.
(Покусать кончик языка)
Ой! Мы, кажется, в лесу уже… (дети произносят хором)
Дети садятся за стол.
- Знакомство с темой занятия
- Сегодня у нас в гостях один сказочный герой. Отгадайте кто это. Его любимая песенка :
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел…
Кто это? (КОЛОБОК)
- Конечно, это Колобок. (показ Колобка)
- В его названии есть зв «Л» (логопед выделяет голосом звук «Л»)? (Да)
-Давайте вспомним артикуляцию звука «Л»
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает».
Давайте произнесем звук. «Л-Л-Л-Л-Л»
- Можно ли спеть звук «Л»? (Нет)
- Что нам мешает? ( Зубки, язычок)
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
(показ детьми цветового символа, колокольчик)
3.Развитие фонематического восприятия
Логопед, спрятав лицо маской Колобка, произносит звуки , слоги, слова. Если услышите звук «Л», необходимо хлопнуть.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:
м, л, н, в , л ...; ра, ла, ну, вы...; ар, ал, ун...;
( теперь закроем глазки) -лоб, мороз, вата, бал, стол, лампа, дупло .
1. Игра « Колобок катится по дорожкам»
Пальчиком ведем по дорожке и «гудим» Л-л-л-л-л-л!
- К кому привела первая дорожка? ( К лошади)
- В слове «Лошадь» есть звук «Л»? (Есть)
- Определите место звука в этом слове ( в начале слова)
Лошадь хочет поиграть с вами в игру « Эхо»
Игра « Эхо»
Ло-ло-ло – где сова твое дуп (ЛО)
Лы-лы-лы –Мила вымыла по(ЛЫ)
Лу-лу-лу –Мы не били по стек(Лу)
Ла-ла-ла –стоит лампа у сто(ЛА)
Ло-ло-ло –У лодки длинное вес(ЛО)
Ла-ла-ла –Вот высокая ска (ЛА)
- Игра «Доскажи словечко»
Пальчиком ведем по дорожке и «гудим» Л-л-л-л-л-л!
- К кому привела вторая дорожка? ( К волку)
- Определите место звука в слове «Волк» ( в середине слова)
Поиграем с волком в игру « Доскажи словечко»
Подобрать близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звук «Л»
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу).
А возле этой елки
Бродили злые … (волки).
Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка).
Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать)!
Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)!
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Давайте с вами отдохнем. Игра в сухом бассейне.
(Дети подходят к сухому бассейну , выполняют пальчиковую гимнастику с мячом ).
Жили-были дед да баба (круговые движения мячом в ладошках)
На поляне у реки
И любили они очень (перекладываем мяч из руки в руку)
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало сил, ( сжать мяч в правой руке , затем в левой)
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка ( диагональные движения в руках)
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий, (держим мячик в правой руке , пальцами левой поочередно нажимаем)
Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный, (держим мяч в левой руке , пальцами правой поочередно нажимаем)
Даже кушать его грустно.
Дети выходят из бассейна.
Продолжаем наше путешествие.
Логопед называет слова, произнося одно из слов с ошибкой. Дети исправляют ошибки логопеда.
«Лошадь, белка, пайка, плот» -
Кто ошибку здесь найдёт.
«Лужа, выжи, лодка, лак» -
Что я говорю не так?
«Кукра, лампа, елка, флаг» -
Что теперь звучит не так?
« Пчела, юла, хават, колпак» -
Что я говорю не так?
3.В гостях у дятла.
Пальчиком «прыгаем» по дорожке и произносим отрывисто Л-л-л-л-л-л!
- К кому привела третья дорожка? ( К дятлу)
- Определите место звука в слове «Дятел» ( в конце слова)
(Дети подходят к дереву, на котором сидит дятел)
Дятел с Колобком предлагают заглянуть ему в дупло.
- Что же мы видим у дятла? (Мы видим различные предметы)
- Дети, перед вами стеллаж с разными предметами.
Послушайте какие вопросы приготовил для вас Дятел , постарайтесь правильно на них ответить.
Игра « Какой предмет загадал дятел?
Назовите:
Что находится между яблоком и блокнотом? ( Между яблоком и блокнотом находится лопата)
Что находится справа от молока? ( Справа от молока находиться вилка)
Что находится между луком и ложкой? (Между луком и ложкой находиться колбаса)
Что находится под вилкой? ( Под вилкой находится юла)
Что находится справа от блокнота? (Справа от блокнота находиться молоток)
Какой предмет находятся под лопатой? ( Под лопатой находиться яблоко)
(Дети отвечают полными предложениями)
- Посмотрите внимательно и назовите только те предметы, про которые можно сказать «мой»
(Лук, блокнот, молоток, пенал)
-Назовите только те предметы, про которые можно сказать «моя»
( Кукла, колбаса, лопата, вилка, ложка, юла)
III. Итог занятия
Релаксационный выход детей из деятельности.
- Какие вы молодцы ,ребята. Справились со всеми заданиями.
- Вам понравилось наше путешествие с Колобком?
- Каких героев встретил Колобок в лесу?
- С каким звуком мы сегодня играли?
Молодцы дети! Вы все старались, нам было приятно вас слушать . Какая игра была самой интересной? Какое задание оказалось самым трудным?
Колобок приготовил вам подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный спектакль "Ай да Колобок" по мотивам русской народной сказки
Музыкальный спектакль для детей младшего школьного возраста по потивам русской народной сказки "Колобок". В приложении размещены нотные тексты мелодий используемых песен....
Конспект логопедического занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок».
Конспект зантия к разработке "Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР"....
Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....
Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок»...
Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе учителя-логопеда на тему "Зоопарк"
Цель: 1. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.2. Упражнять в произношении двух- и трехсложных словах с течением согласных.3. Определение позиции звука в слове.4. Развитие фонематического сл...
Дорожная сказка "Приключения Скутера" (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)
Сценарий выступления школьной агитбригады по профилактике ДДТТ (младшая группа 3-6 классы). Действующие лица: Сказительницы (2), дед, бабка, внук, С...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...