Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи « Автоматизация звука «Л» в изолированном произношении, в слогах и словах ( по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК»)
план-конспект по теме

 

Конспект занятия 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №48

 «Яблонька».

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе

 для детей с нарушениями речи

 « Автоматизация звука «Л» в изолированном произношении, в слогах и словах

 ( по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК»)

Составила:

учитель-логопед

Костырина Т.В.

Подольск

Конспект занятия « Автоматизация звука «Л» в изолированном произношении, в слогах и словах

 ( по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК»)

Задачи:

Цели:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие «согласный, твердый, звонкий звук».
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Совершенствовать навыки фонематического анализа слов
  4. Учить согласовывать существительное с местоимением (мой, моя)

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ

  1. Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков
  2. Развивать мелкую и общую моторику у детей;
  3. Развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
  4. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, мышление).

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование:

1. Игрушка Колобок

2. Дидактический материал " На лугу"

3. Цветовые сигналы (красный, синий, колокольчик)

4. Сухой бассейн

Методы и приёмы:

-словесный

- наглядный

-физкультминутка

- использование художественного слова

- игра

- поощрение

Форма занятия: игра-сказка.

Предварительная работа 

Чтение сказки «Колобок»

Разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие . А поможет нам артикуляционная гимнастика.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная  гимнастика

Если в сказку всем сердцем поверить,

(приоткрыть рот)

В мир волшебный откроются двери!

Вы туда без труда попадете ( «лопаточка»)

На волшебном ковре-самолете,

На летучем большом корабле

(Поднять боковые края и кончик языка: («чашечка»)

Или с Бабой-Ягой на метле, ( «часики»)

На плоту по молочной реке («лопаточка»)

И верхом на Коньке- Горбунке, (« лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар-птице,(« качели»)

Можно на Колобке закатиться (круговые движения языка)

Можно въехать, как слон на еже.

(Покусать кончик языка)

Ой! Мы, кажется, в лесу уже… (дети произносят хором)

Дети садятся за стол.

  1. Знакомство с темой занятия

- Сегодня у нас в гостях один сказочный герой. Отгадайте кто это. Его любимая песенка :

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел…

Кто это? (КОЛОБОК)

- Конечно, это Колобок. (показ Колобка)

 -  В его названии есть зв «Л» (логопед выделяет голосом звук «Л»)?  (Да)

-Давайте вспомним артикуляцию звука «Л»

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

            — горлышко «работает».

 Давайте произнесем звук. «Л-Л-Л-Л-Л»

- Можно ли спеть звук «Л»? (Нет)

- Что нам мешает? ( Зубки, язычок)

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

(показ детьми цветового символа, колокольчик)

3.Развитие фонематического восприятия

Логопед, спрятав лицо маской Колобка, произносит звуки , слоги, слова. Если услышите звук «Л», необходимо хлопнуть.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

м, л, н, в , л ...; ра, ла, ну, вы...; ар, ал, ун...;

( теперь закроем глазки) -лоб, мороз, вата, бал, стол, лампа, дупло .

1. Игра « Колобок катится по дорожкам»

    Пальчиком ведем по дорожке и «гудим» Л-л-л-л-л-л!    

- К кому привела первая дорожка? ( К лошади)  

- В слове «Лошадь»  есть звук «Л»? (Есть)

- Определите место звука в этом слове ( в начале слова)  

Лошадь хочет поиграть с вами в игру « Эхо»

Игра « Эхо»

Ло-ло-ло – где сова твое дуп (ЛО)

Лы-лы-лы –Мила вымыла по(ЛЫ)

Лу-лу-лу –Мы не били по стек(Лу)                                                                                                                                                                  

Ла-ла-ла –стоит лампа у сто(ЛА)

Ло-ло-ло –У лодки длинное вес(ЛО)

Ла-ла-ла –Вот высокая ска (ЛА)

  1. Игра «Доскажи словечко»

    Пальчиком ведем по дорожке и «гудим» Л-л-л-л-л-л!    

- К кому привела вторая дорожка? ( К волку)

- Определите место звука в слове «Волк» ( в середине слова)

Поиграем с волком в игру « Доскажи словечко»    

Подобрать близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звук «Л»

Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (
лапу).

А возле этой елки
Бродили злые … (
волки).

Ёлочка, елка,
Колкая … (
иголка).

Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (
плакать)!

Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (
гол)!

Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (
сверкнула).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте с вами отдохнем. Игра в сухом бассейне.

(Дети подходят к сухому бассейну , выполняют пальчиковую гимнастику с мячом ).

Жили-были дед да баба    (круговые движения мячом в ладошках)

На поляне у реки

И любили они очень (перекладываем мяч из руки в руку)

На сметане колобки.

Хоть у бабки мало сил, ( сжать мяч в правой руке , затем в левой)

Бабка тесто замесила.

Ну а бабушкина внучка ( диагональные движения в руках)

Колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, (держим мячик в правой руке , пальцами левой поочередно нажимаем)

Не соленый и не сладкий.

Очень круглый, очень вкусный, (держим мяч в левой руке , пальцами правой поочередно нажимаем)

Даже кушать его грустно.

 Дети выходят из бассейна.

Продолжаем наше путешествие.

Игра «Исправь меня»

Логопед называет слова, произнося одно из слов с ошибкой. Дети  исправляют ошибки логопеда.

«Лошадь, белка, пайка, плот» -

Кто ошибку здесь найдёт.

«Лужа, выжи, лодка, лак» -

Что я говорю не так?

«Кукра, лампа, елка, флаг» -

Что теперь звучит не так?

« Пчела, юла, хават, колпак» -

Что я говорю не так?

3.В гостях у дятла.

Пальчиком «прыгаем» по дорожке и произносим отрывисто Л-л-л-л-л-л!    

- К кому привела третья дорожка? ( К дятлу)  

- Определите место звука в слове «Дятел» ( в конце слова)  

(Дети подходят к дереву, на котором сидит дятел)

Дятел с Колобком предлагают заглянуть ему в дупло.

- Что же мы видим у дятла? (Мы видим различные предметы)

- Дети, перед вами стеллаж с разными предметами.

Послушайте какие вопросы приготовил для вас Дятел , постарайтесь правильно на них ответить.

Игра « Какой предмет загадал дятел?

Назовите:  

Что находится между яблоком и блокнотом? ( Между яблоком и блокнотом находится лопата)

Что находится справа от молока? ( Справа от молока находиться вилка)

Что находится между луком и ложкой? (Между луком и ложкой находиться колбаса)

Что находится под вилкой? ( Под вилкой находится юла)

Что находится справа от блокнота? (Справа от блокнота находиться молоток)

Какой предмет находятся под лопатой?  ( Под лопатой находиться яблоко)

(Дети отвечают полными предложениями)

- Посмотрите внимательно и назовите только те предметы, про которые можно сказать «мой»

(Лук, блокнот, молоток, пенал)

-Назовите только те предметы, про которые можно сказать «моя»

( Кукла, колбаса, лопата, вилка, ложка, юла)

III. Итог занятия

Релаксационный выход детей из деятельности.

- Какие вы молодцы ,ребята. Справились со всеми заданиями.

- Вам понравилось наше путешествие с Колобком?

- Каких героев встретил Колобок в лесу?

- С каким звуком мы сегодня играли?

Молодцы дети! Вы все старались, нам было приятно вас слушать . Какая игра была самой интересной?  Какое задание оказалось самым трудным?

Колобок приготовил вам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный спектакль "Ай да Колобок" по мотивам русской народной сказки

Музыкальный спектакль для детей младшего школьного возраста по потивам русской народной сказки "Колобок".  В приложении размещены нотные тексты мелодий используемых песен....

Конспект логопедического занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок».

Конспект зантия к разработке "Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и  старшего возраста с диагнозом ОНР"....

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....

Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок»...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе учителя-логопеда на тему "Зоопарк"

Цель: 1. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.2. Упражнять в произношении двух- и трехсложных словах с течением согласных.3. Определение позиции звука в слове.4. Развитие фонематического сл...

Дорожная сказка "Приключения Скутера" (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)

Сценарий выступления  школьной агитбригады по профилактике ДДТТ         (младшая группа 3-6 классы).  Действующие  лица: Сказительницы  (2), дед, бабка, внук, С...