Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»
план-конспект по теме
Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний о грамматических понятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 1 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии » г. Прокопьевска
Итоговое коррекционное логопедическое занятие
«Космическое путешествие»
по теме «Дифференциация грамматических понятий»
Составители: Н.И. Сорокина, логопед высшей кв.к
М.П. Криковцова, учитель- логопед первой кв.к
2010-2011
учебный год
Форма: итоговое логопедическое занятие.
Название: «Космическое путешествие».
Тема: «Дифференциация грамматических понятий.
Цели:
1.Закрепление знания грамматических понятий (звук, буква, слово, предложение, текст).
2. Расширение импрессивного словаря по лексической теме «Космос. Солнечная система».
3. Воспитание уверенности в речевой коммуникации, в эмоциональной адекватности поведения на основе коммуникативного общения. Воспитание грамматической культуры речи.
Оформление: название занятия, алфавит, карточки с заданиями, заставки к заданиям, компьютерная графика.
Оборудование: мультимедийная система.
Участники: учащиеся 1, 4, 5, 6,7, 8 классов.
Присутствующие: директор, зав. по УР, зав. по ВР, зав. по БЖ, учителя русского языка и чтения, учителя нач.классов.
Дата проведения: 13.04.2010 г.
Место проведения: кабинет №18.
Время проведения: 11.00 ч.
Ход праздника.
Учитель. Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в космическое путешествие.
Чеговец. Кто-то любит теплоход,
Что бороздит просторы вод.
Носков. Кто-то любит тепловоз,
Чтобы он нас вёз и вёз.
Чеговец. А мы на ракете
Путешествуем к планетам.
Носков. Мы к планетам полетим,
Русский с вами повторим!
Чеговец. Будем в космосе летать,
Навык речи закреплять!
Учитель. Представьте, что это не класс, а огромный космодром.
На экране появляется фото космодрома.
Учитель. Космодром построили специально, чтобы подготавливать и запускать в космос ракеты, а потом управлять ими во время полёта. Кто знает, с какого космодрома 12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток», на котором человек впервые совершил полёт в космос. Как звали этого человека?
6 класс. Космодром Байконур.
4 класс. Юрий Гагарин.
На экране появляется фото Юрия Гагарина, звучит музыка.
Учитель. Этот отважный лётчик-космонавт проложил другим людям дорогу в космос! А сегодня космонавтами будете вы. И сейчас нам с вами предстоит совершить космический полёт. Наш экипаж состоит из трёх команд. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «космос»?
6 класс. Космонавт, инопланетяне.
5 класс. Луна, звёзды.
4 класса. Ракета, планета.
Учитель. Мы с вами не только посетим планеты Солнечной системы, но и откроем новые, неизведанные планеты. Готовы?
Учитель. Проверить готовность!
Дети. Есть проверить готовность!
Учитель. Занять свои места!
Дети. Есть занять свои места!
Учитель. Включить двигатели!
Дети. Есть включить двигатели!
Учитель. Стартовая готовность 10 секунд! Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8…. (Дети хлопают себя по коленкам, считают хором). Пуск!
Звучит музыка, на экране заставка космического корабля.
Учитель. Раньше люди представляли себе еду космонавтов как таблетки, в которых есть всё полезное. Но полёты доказали, что заменить обычную пищу нельзя ничем.
5 класс. Так как же космонавт будет есть кашу или борщ в невесомости?
5 класс. Ведь всё это будет плавать в воздухе и может попасть не в рот, а в приборы управления и вывести их из строя.
Учитель. Совершенно верно! Тогда пищу решили измельчить в пюре и помещать в тюбики, как зубную пасту. А космонавты выдавливали её прямо в рот.
5 класс. А что из продуктов питания есть на нашем корабле?
Учитель. Давайте проверим!
Игра «Угадай и покажи»
Один ребёнок из команды читает загадку, остальные должны среди картинок найти и показать отгадку.
- Без окон, без дверей,
Полна горница людей!
- Жидко, а не вода,
Бело, а не снег!
- Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
- Важней его продукта нет,
На завтрак, ужин и обед.
Его к столу нам подают
И в магазине продают.
Там на прилавках он любой:
Пшеничный и ржаной.
- Белый, а не снег,
Сладкий, а не мёд!
- Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Учитель. С питанием на нашем корабле всё в порядке. Все продукты помещены в специальные тюбики и каждая команда получит их в конце полёта. Полёт проходит нормально. Посмотрите в иллюминатор, что вы там видите? (Звёзды). А вы знаете, что такое звезда?
Ребята команды №3 подготовились к полёту сейчас и расскажут нам о звёздах!
Соколова. Звезда – это гигантский шар, состоящий из газа и пыли.
Фролова. От высокой температуры звезда раскаляется и начинает излучать свет. Чем горячее она становится, тем ярче светит!
Учитель. Спасибо, ребята, очень интересная информация! А мы приближаемся к неизвестной планете!
Звучит музыка и заставка пейзажа неизвестной планеты.
Учитель. Предлагаю высадить десант из начинающих космонавтов!
Планета Буквознаек.
Ребята первого класса выходят в центр комнаты, под музыку появляется житель планеты Буквознаек.
Буквознайка. Очень рады видеть вас на нашей планете Буквознаек! Нам очень нужна ваша помощь!
Блинов. А что у вас случилось?
Буквознайка. На нашей планете произошло страшное стихийное бедствие - ураган! Он был такой сильный, что разрушил города и все жители нашей планеты перепутались! Только не знаю, сможете ли вы нам помочь?
Привалов. А кто живёт на вашей планете?
Буквознайка. На нашей чудесной планете живут буквы и звуки. Ребята, вы знаете, что это такое?
Власова. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Учитель. Буквы ребята отлично знают!
Буквознайка. А что такое звуки, знаете?
Елисеев. Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.
Привалов. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
Буквознайка. Совершенно верно! Но я должен убедиться, что вы умеете их различать!
Елисеев. Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Власова. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Буквознайка. Вы отлично знаете все буквы и умеете различать звуки. Я смогу вам доверить спасение моей планеты.
(Ребята команды №1 должны разделить буквы на гласные и согласные.
(Ребята остальных команд должны составить из букв слова «добро», «счастье», «удача», «здоровье»).
Учитель. Бкувознайка, справились ребята с заданием?
Буквознайка. Спасибо, ребята! Теперь на нашей планете порядок, все жители на своих местах!
Учитель. Ребята составили из букв слова-пожелания для жителей вашей планеты, давайте прочтём их!
Шушаков. Слово «добро», мы желаем вам добра!
Тимербаев. Слово «счастье», мы желаем вам счастья!
Хакимзянова. Слово «удача», мы желаем вам удачи!
Петров. Слово «здоровье», мы желаем вам здоровья!
Буквознайка. Спасибо вам, отважные и любознательные путешественники! Учитесь хорошо и вам откроются новые, неизведанные планеты! До новых встреч!
Звучит музыка и заставка планет солнечной системы.
Учитель. Наш полёт продолжается. Посмотрите на Солнечную систему. Расположение планет друг за другом в одну линию называется – парад планет.
Ребята, какая планета находится ближе всего к земле?
Духова. Ближе всего к нашей планете Земля находится красная планета Марс. Её так назвали в честь римского бога войны.
Учитель. Люди полагают, что там живут разумные существа. Нас жителей Земли называют земляне. Как в фантастических книгах называют жителей планеты Марс?
Зайцев. Жителей планеты называют марсиане. На Марс отправлялись многие космические экспедиции, но никто не обнаружил там живых существ! Очень жаль, хотелось бы с ними познакомиться!
Учитель. Учёные определили, что все планеты Солнечной системы находятся в строго определённых местах.
Щёлокова. А почему между Марсом и Юпитером планеты не оказалось?
Учитель. На месте отсутствующей планеты обнаружены астероиды. Ребята команды №6, что такое астероиды?
Шкравченко. Астероиды – каменные глыбы, летающие в космосе. Они раскалываются, сталкиваясь с кометами и друг с другом.
Словесная игра «Собери слово».
На экране появляются слова «беникуч», «традеть», «дашракан», «чарук».
Учитель. Внимание! Ребята, вы помните, что цель нашего путешествия, не только познакомиться с космосом и планетами, но и закрепить речевые навыки. Благодаря вашим знаниям мы уже установили контакт с жителями одной планеты и помогли им. Со звуками и буквами мы поработали, а что получится, если сложить несколько букв?
Промская. Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
Из слогов составим слово,
Чтоб читать ты быстро смог!
Учитель. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, здесь зашифрованы учебные принадлежности.
(Ребята собирают слова и зачитывают их).
Учитель. Назовите эти предметы двумя словами. (Учебные принадлежности).
Наш полёт продолжается и проходит нормально. Ребята, а вы знаете, что в космосе все предметы находятся в невесомости? Вот и мы, как настоящие космонавты, попробуем сделать космическую зарядку!
Физминутка «Космическая зарядка»
Учитель. Все движения мы будем делать очень медленно.
Под спокойную музыку ребята делают пять упражнений.
Учитель. Посмотрите в иллюминатор, прямо по курсу самая загадочная планета Солнечной системы - планета Сатурн. Планету Сатурн можно увидеть невооружённым глазом. Почему?
Петров. Потому что она окружена кольцами. Долгое время никто не знал, что это за кольца, из чего они состоят.
Учитель. Совершенно верно! Только недавно учёные обнаружили, что эти кольца состоят из каменных кусков льда. Откуда они взялись до сих пор неизвестно.
Игра «Слоговица»
На экране заставка: 1-ра, 2-ду, 3-га, 4-ги, 5-та, 6-во, 7-ро, 8-да, 9-го.
Учитель. Перед вами куски льда. Закрепим навык работы со слогом и словом и отгадаем цифровую слоговицу.
Фролова. Перед вами слоговица,
Потрудимся ухитриться
Слоговицу отгадать
И слова все-все назвать!
Учитель. 1-2-3 – на небе мост семи цветов.
6 класс. (ребята хором «радуга»).
Учитель.4-5-1 – с ней дружат множество певцов
5 класс. (ребята хором «гитара»).
Учитель. 6-7-5 – мишень для шайбы и мяча
6 класс. (ребята хором «ворота»).
Учитель. 6-8 – бьёт тонкой струйкой из ключа
5 класс. (ребята хором «вода»).
Учитель.7-3 – есть у козы и у быка
4 класс. (ребята хором «рога»).
Учитель.9-1 – она уходит в облака
4 класс. (ребята хором «гора»).
Учитель. Задание выполнено на отлично! Все космические куски льда встали на свои места! Полёт продолжается! Следующая планета – Нептун. О ней вы узнаете составив предложения. Как строится предложение предложение?
Соколова. Соединяем мы два слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать
Как слова соединять!
Учитель. А что же такое – предложение?
Хакимзянова. Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
Игра «Составь предложение»
Учитель. Из данных слов составьте предложения.
(Ребятам раздаются карточки:
- Планета, в, Земли, Нептун, 17 раз, больше.
- На, ней, пятна, загадочные, иногда, появляются.
- Затем пятна бесследно исчезают.
- Учёные, что, это, сильных, признаки, бурь, предполагают.
Учитель. Прочтите предложения в правильном порядке, и у вас получится рассказ о планете Нептун. Давайте прочитаем рассказ полностью.
Планета Нептун в 17 раз больше Земли. На ней иногда появляются и исчезают загадочные пятна. Учёные предполагают, что это признаки сильных бурь.
Планета Пунктуационных знаков.
На экране заставка неизвестной планеты.
Учитель. Полёт продолжается, прямо по курсу неопознанное космическое тело. Внимание! Наш космический корабль совершает посадку на неизвестной планете. Готовимся к высадке десанта! А вот и жители планеты.
Под спокойную музыку Знаки входят.
Точка (Пазыныч). Добрый день, земляне вы прилетели на планету Пунктуационных знаков.
Вопр.знак (Минькин). Давайте знакомиться! Точки, палочки, крючочки – неприметные значки. А во время чтения, требуем почтения!
Воскл. знак (Коновалова).Просим вас, нас угадать, громко, чётко всех назвать!
Вопр. знак. (Минькин) Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Дети – Вопросительный знак.
Вопр. знак. (Минькин) Разные вопросы задаю я вам:
- Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём? Вот какой я чудак. Вопросительный знак!
Воскл. знак. Бурным чувством нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Дети. Восклицательный знак.
Воскл. знак. (Коновалова). Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Точка. (Пазыныч) Загораживаю путь,
Предлагаю отдохнуть!
Дети. Точка!
Точка. (Пазыныч) Ребята, сейчас я расскажу вам забавную историю.
Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
- Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила…
Точку.
Божья коровка удивлена:
- Кто умудрился и, главное, как
Снять со спины у меня
Этот знак?
Учитель. Какая интересная история! Точка – маленький, но очень важный знак! Ребята о тебе знают с первого класса и никогда не забывают ставить в конце предложения!
Запятая.(Романенко). Выйду на дорожку,
Всем поставлю ножку!
Дети. Запятая.
Запятая.(Романенко). Да, да, я – запятая. Многие вежливые слова стоят рядом со мной: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. Там, где я стою нужно сделать паузу! Не забывайте об этом при чтении!
Учитель. Мы очень рады встречи с вами, житель планеты Пунктуация! Ребята часто встречаются с вами, при работе с предложениями!
Запятая. А с текстами ребята работают?
Учитель. Конечно работают, на уроках и логопедических занятиях! Ребята, что такое текст?
Духова. Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке!
Точка. Отличные знания! Тогда, уважаемые космические путешественники и знатоки русского языка, предлагаю вам выполнить наши задания!
Учитель. Какое же задание вы приготовили для ребят?
Вопр. знак. Очень простое: найти наши места в тексте! А младшие ребята поработают с предложением!
Учитель. На планете Пунктуационных знаков, также, как и на планете Земля весна, поэтому предложения и тексты – о весне!
(Всем командам раздаются карточки с текстом и предложениями без пунктуационных знаков, которые нужно вставить).
Учитель. Ребята, прочитайте получившиеся предложения и тексты, только с соблюдением всех интонаций. Когда знаки узнают себя, поднимут свои портреты.
(Ребята зачитывают тексты, знаки следят за интонацией и поднимают карточки).
Запятая. Молодцы! Отлично справились с заданием! Никогда не забывайте о нас, пусть ваша речь будет правильной и выразительной!
Все знаки. До новых встреч!
Под спокойную музыку Знаки уходят. На экране появляется Солнечная система.
Учитель. Нам пора в путь! Наше путешествие продолжается! Внимание в иллюминатор: прямо по курсу – Солнце! Сейчас мы проведём оздоровительную минутку: внимательно слушайте меня.
Оздоровительная минутка.
Звучит спокойная мелодия.
Учитель.Нина Ивановна В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
(Руки в стороны перед собой).
Пусть в каждом из нас всегда светит солнце, которое будет греть других людей, тогда нас будут соединять лучики доброты, мира и любви!
Мелодия затихает.
Учитель.А наш космический корабль по-режнему движется к солнцу! Как вы думаете, можно ли жить на Солнце?
(Ответы детей).
Задание «Предлоги и приставки»
Учитель. Предлагаю вам поработать с текстом о Солнце и выполнить последнее задание. Внимание на экран!
На экране появляется текст.
«Можно ли жить на Солнце? Нет, на Солнце жить нельзя, но без него не было бы жизни на Земле. Солнце отдаёт Земле своё тепло. А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим. Если б Солнце не отдавало своё тепло, то никакого толку от этого тепла не было бы. Потому, что если ты только сам пользуешься тем, что имеешь, то и тебе от этого никакой радости и никому никакой пользы».
(Ф.Кривин)
Учитель. Ребята, смысл текста вам понятен? Назовите главную мысль текста?
(Ответы детей).
Учитель. Правильно, смысл очень простой – сотвори в себе солнце и пусть его тепло согревает не только тебя, но и окружающих тебя людей!
Наш корабль взял курс на Землю! А пока у нас есть возможность полюбоваться звёздами. А что делают люди, когда видят падающую звезду?
Дети. Загадывают желание!
Учитель. Правильно! Вот и у вас сейчас есть возможность загадать самое заветное желание. Продолжите фразу «Я желаю…».
(Ребята получают звёздочки и мысленно продолжают фразу).
Учитель. Если вы были искренне в своём желании, то оно непременно сбудется!
Наше космическое познавательное путешествие завершается, космический корабль совершил посадку! Пора подводить итоги!
Зайцев. Мы узнали много нового о планетах Солнечной системы.
Мингалимова. Посетили неизвестные планеты.
Фролова. Закрепили навыки работы с различными речевыми единицами!
Учитель. И какой вы сделаете вывод?
Носков. Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
Учитель. Совершенно верно! Знания помогут вам осуществить все ваши мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаем вам новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч!
Весеннее утро.
1.Какое прекрасное весеннее утро! Что так ярко блестит на траве? Это утренняя роса. Солнце шлёт на землю яркие, тёплые лучи. Легко, радостно на сердце. Чудесно осветилась вся местность. Зацвели ландыши. Весна – самое лучшее время года!
Весна.
2.Прошли хмурые, ненастные дни. Наступила весна. Так весело светит солнце! Радостно бегут, журчат ручьи. Когда же прилетят птицы? Вся местность ожила. Вот и прилетели первые вестники весны – грачи. Из земли показалась первая травка. На деревьях раскрылись почки. Здравствуй, весна!
Предложения.
Весна пришла!
Ты видел первые весенние цветы?
Тихое, светлое весеннее утро.
Какая сегодня погода?
Как чудесно поют скворцы!
Бегут, журчат весенние ручейки.
Весеннее утро.
1.Какое прекрасное весеннее утро! Что так ярко блестит на траве? Это утренняя роса. Солнце шлёт на землю яркие, тёплые лучи. Легко, радостно на сердце. Чудесно осветилась вся местность. Зацвели ландыши. Весна – самое лучшее время года!
Весна.
2.Прошли хмурые, ненастные дни. Наступила весна. Так весело светит солнце! Радостно бегут, журчат ручьи. Когда же прилетят птицы? Вся местность ожила. Вот и прилетели первые вестники весны – грачи. Из земли показалась первая травка. На деревьях раскрылись почки. Здравствуй, весна!
Предложения.
Весна пришла!
Ты видел первые весенние цветы?
Тихое, светлое весеннее утро.
Какая сегодня погода?
Как чудесно поют скворцы!
Бегут, журчат весенние ручейки.
Весеннее утро.
1.Какое прекрасное весеннее утро что так ярко блестит на траве это утренняя роса солнце шлёт на землю яркие, тёплые лучи легко радостно на сердце чудесно осветилась вся местность зацвели ландыши весна – самое лучшее время года
Весна.
2.Прошли хмурые ненастные дни наступила весна так весело светит солнце радостно бегут журчат ручьи когда же прилетят птицы вся местность ожила вот и прилетели первые вестники весны – грачи из земли показалась первая травка на деревьях раскрылись почки здравствуй весна
Предложения.
Весна пришла
Ты видел первые весенние цветы
Тихое, светлое весеннее утро
Какая сегодня погода
Как чудесно поют скворцы
Бегут, журчат весенние ручейки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в 1 классе Тема:"Дифференциация Д-Т"
Занятие проводится с учащимися 1 класса. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня.Задачи данного занятия:Развивать фонематического восприятия;Упражнять в характеристике звуков;Упражнять в звуком анализ...
Конспект логопедического занятия и презентация по теме:"Дифференциация оптически сходных букв П-Т"
Цель: научить различать прописные буквы п и т.Задачи: 1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении ...
Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация З-С»
Цель: Профилактика нарушений письма и чтения.Задачи:1) Закреплять знания детей о согласных звуках;2) Упражнять в соотнесении букв занятия с соответствующими звуками...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....
Открытое логопедическое занятие "Космическое путешествие"
Открытое логопедическое занятие "Космическое путешествие"...
Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Цель: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...