Конспект логопедического занятия и презентация по теме:"Дифференциация оптически сходных букв П-Т"
план-конспект занятия на тему

Степанова Диана Ильгизовна

 

Цель:  научить различать прописные буквы п и т.

Задачи:

           1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных  букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении букв П и Т и обозначаемых ими фонем изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

          2) развивать зрительное и слуховое восприятие, оптико-пространственные представления, развивать моторные функции, логическое мышление, внимание,  зрительную память, формировать фонематические процессы.

          3) воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_opticheski_skhodnykh_bukv_p.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация оптически сходных букв П - Т.»

                                                                   Выполнила    учитель-логопед

                                                                   БОУ г. Омска СОШ №127

                                                                   Степанова Диана Ильгизовна

«Дифференциация оптически сходных букв П - Т.»

Цель:  научить различать прописные буквы п и т.

Задачи:

           1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных  букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении букв П и Т и обозначаемых ими фонем изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

          2) развивать зрительное и слуховое восприятие, оптико-пространственные представления, развивать моторные функции, логическое мышление, внимание,  зрительную память, формировать фонематические процессы.

          3) воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Мы пришли на логопедическое занятие.

Мы внимательно слушаем логопеда.

Мы четко и правильно произносим все звуки.

Мы пишем красиво и и аккуратно.

У нас все получится хорошо.

  1. Подготовительный этап.

Поставьте зеркало в рабочее положение. Сядьте ровно. Слайд 1.

Дыхательная гимнастика. Слайд 2.

  1. Сообщение темы занятия.

К нам на занятие пришли гости Полина и Толя. Они приготовили для вас загадки.

Послушайте загадки и отгадайте.

Нет у модниц иного занятья,

 Чем менять каждый час свои ….

Один вход, три выхода.

 Назовите первый звук в слове платье. Какой буквой обозначается звук П.

Назовите четвертый звук в слове свитер. Какой буквой обозначается звук Т.

 Кто назовет тему нашего занятия?

А что мы будем делать на уроке?    

Как назвать платье и плащ одним словом? Какую одежду вы  еще знаете? Молодцы!

              Ребята в течение урока вы будете следить за своей работой и работой одноклассников. В конце урока вы оцените себя и других ребят. Давайте вспомним критерии оценки: если работал активно, отвечал полными ответами, показываете радостный смайлик. Если работал активно, но допустил 2-3 ошибки показываете смущенный смайлик. Если  допустил больше 4-5 ошибок – грустный смайлик.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют дыхательную гимнастику.

(Одежда).

Платья. Свитер.

«П», буквой П.

«Т», буквой Т.

 

  Тема нашего занятия: различай буквы п, т .

Одежда. Футболка, куртка, кофта, юбка, брюки….

  1. Работа по теме.

Давайте произнесем звук п перед зеркалом. Характеризуем звук .

Произносим звук т перед зеркалом и характеризуем.

Назовите,  что общего у этих звуков. А чем отличаются? Молодцы.

  1. Полина и Толя очень любят играть в игру «Внимательные ушки.

Я буду произносить  звуки, а вы поднимать соответствующую карточку с буквой.

П, а, Т,и,м,Т,П, у,П. Молодцы.

  1. Для того чтобы запомнить сколько элементов у буквы п и т вы пальчиком

пропишите на волшебном песочке  прописные буквы п, т. Скажите чем они похожи, и чем отличаются? Сколько ножек у буквы П, а у буквы Т. Умницы.

Ребята, скажите,  какой буквой обозначается звук «П». Какой буквой обозначается звук «Т». Какое правило вы знаете о звуках и буквах?

А теперь откройте тетради, запишите число. На новой строчке напишите 2 заглавные буквы п, 3 заглавные буквы т. Сколько ножек у буквы п? А у буквы Т? Умнички.

Посмотрите на слайд.

7.Игра «Волшебный ластик»

Однажды к буквам пришел волшебный ластик и стер перекладины у букв п и т. Посмотрите что произошло. Остались одни палочки. Давайте восстановим буквы, прочитаем слоги и запишем их.

С новой строчки с заглавной буквы запишите красиво слоги с проговариванием: «па» пишу 2 ножки, «то» пишу 3 ножки.

Вы записали слоги и проговорили количество ножек у букв п и т. Сейчас эти знания вам пригодятся для игры в разведчиков. Слайд.

8.На доске зашифрованы слова, вместо цифры нужно поставить соответствующую букву. Тая, какую букву поставишь вместо цифры 2?Почему? Руслан,  какую букву поставишь вместо цифры 3? Почему?  

Запишите слова с новой строчки. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу.  А теперь сверьтесь со слайдом. Молодцы!

Ребята вы немножко устали, давайте  проведем коллективную физ.минутку.

9.Физ.минутка

То платье для Наташки,

Красные горошки.

А на платье два кармашка

Спрячем в них ладошки.

 Молодцы! Тихонько садитесь.

10.Слайд. Полина и Толя любят задавать вопросы.

Прочитайте вопросы и ответьте на них. Шапка из меха какая? Перчатки из кожи какие?

Свитер из шерсти какой? Пальто из драпа какое? Ребята, а вам понятно слово драп? Драп-это плотная шерстяная ткань, используется для пошива пальто.

Какие словосочетания получились? Запишем 2 словосочетания в тетрадь. Подчеркните букву п синим цветом, букву т зеленым. Проверьте себя по слайду.

11.Слайд. Полина и Толя составили предложения. Но они затрудняются в составлении схемы. Давайте поможем им. Прочитайте  предложение. Посчитайте количество слов в предложении. Составьте графическую схему. Найдите слова в которых встречаются буквы п, т. Задайте вопрос к слову «бабушка», к слову «Таня». Что обозначают эти слова?

Прочитайте текст, вставляя вместо картинок слова.

О чем этот текст? На парте лежит напечатанный текст. Найдите в тексте слова с буквами п и т. Подчеркните в тексте букву п синим цветом, т- зеленым.

Проверьте себя по слайду. Молодцы!

12.Подведение итогов.

Чему вы научились на занятии?

Назовите сигналы-опоры, по которым нужно различать П и Т.

13.Самооценка и взаимооценка.

Ребята вспомните, как вы работали на занятии и покажите соответствующий смайлик.

Оцените работу Таисии, Руслана, Данила.

Почему вы показали именно этот смайлик, объясните.

Спасибо за занятие, до свидания, ребята.

Звук п согласный, твердый, глухой.

Звук т согласный, твердый, глухой.

Согласные, твердые, глухие. При произнесении «п» губы закрыли, а при произнесении «т» – открыли.

У буквы п две ножки, а у буквы т три ножки.

Буквой П, буквой Т.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.

Прописывают слоги с комментированием.

Записывают слова, обмениваются тетрадями,

выполняется взаимопроверка в парах.

Меховая шапка. Кожаные перчатки. Шерстяной свитер.

Драповое пальто.

Одному-двум детям дать индивидуальные карточки с заданием. Задание на карточке: записать слова, подчеркнуть букву п двумя линиями, букву т тремя линиями.

Составляют схему предложения.

Кто? Бабушка. Кто? Таня. Эти слова обозначают предметы.

Научились различать прописные буквы п-т.

У буквы п 2 ножки, у буквы т 3.

Список использованной литературы:

  1. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006

. —— 88 с.

  1. Все загадки РФ. Сайт http://www.vsezagadki.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложени...

Конспект логопедического занятия в 1 классе Тема:"Дифференциация Д-Т"

Занятие проводится с учащимися 1 класса. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня.Задачи данного занятия:Развивать фонематического восприятия;Упражнять в характеристике звуков;Упражнять в звуком анализ...

Презентация на тему : «Дифференциация оптически-сходных букв П-Т»

Цель:  научить различать прописные буквы п и т.Задачи:           1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных  букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении б...

Презентация 2 часть «Дифференциация оптически-сходных букв П-Т»

Цель:  научить различать прописные буквы п и т.Задачи:           1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных  букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении б...

Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация З-С»

Цель: Профилактика нарушений письма и чтения.Задачи:1)    Закреплять знания детей о согласных звуках;2)    Упражнять в соотнесении букв занятия с соответствующими звуками...