Семинар – практикум для воспитателей «Семейное чтение как источник формирования интереса художественной литературе и духовного обогащения семьи»
учебно-методический материал
Семейное чтение.
Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения. Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через сад но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Семейное чтение как источник формирования интереса художественной литературе и духовного обогащения семьи»
Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес общения с книгой. Создание единой системы работы между ДОУ и семьей.
Задачи:
- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;
- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой семейного чтения;
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний.
- через художественную литературу и их иллюстрации, воспитывать высокие
нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу;
- увеличить степень участия родителей в развитии речи;
Семейное чтение
От этих слов веет домашним уютом конца 19-го – начала 20-го вв. Веранды, чай для всех домочадцев, аромат душистых цветов в саду. Для нас это герои Тургенева, Чехова, Бунина. Чтение хорошей книги в кругу милых тебе людей, ее обсуждение – это всегда процесс совместного переживания («сопереживание», «сочувствие»), который дает возможность лучше понять себя, другого человека; это формирование единых духовных ценностей семьи, ее культуры.
Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения. Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через сад но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.
Для возрождения традиций семейного чтения помогут:
1. Листовки и буклеты.
2. Алгоритм семейного чтения.
3. Полезные советы родителям для воспитания любви к книгам.
4. Выставки книг.
1. Организация «Семейного чтения». Работа с детьми
1 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно)
Цель; готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;
развивать связную речь, ее выразительность; уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей; через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д.
2. Игры-драматизации
Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.
3. Дидактические игры
Цель: дидактическая игра закрепляет знания детей о художественной литературе, учит ребенка срав
нивать, сопоставлять, сопереживать; развивает связную речь, нравственные качества, корректирует мышление, внимание, паять, воображение.
Дидактические игры: «Сказочное лото», «Спой вместе с героем», «Отгадай загадку по предметам из волшебного мешочка», «Найди свою сказку», «Отгадай сказочного героя» и т.д.
2. Работа с родителями.
1. Традиция «Гость группы»
Цель: развитие чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники).
Сближению детей, родителей и воспитателей способствовала такая форма работы, как создание роли для родителей – «Гость группы»
Гость читал детям художественные произведения. В ходе работы я знакомила родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), расширяла их представления о детской литературе; учила руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.
2. Создание семейного журнала
Цель: повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей; оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
1.Предлагаем обсудить: «Традиции семьи вчера, сегодня, завтра», «Значение совместного с детьми чтения».
2. «Угадай – ка», «Мудрые мысли»
3. «Что прочитать ребенку в этом месяце?»
4. Фотовыставка
5. «Наши достижения»
3. Выставки
Цель: сблизить семейный коллектив, помочь детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами
Прошли такие выставки как: «Петушок золотой гребешок», «Моя любимая сказка», «Волшебный теремок»
4. Мини-музеи «Семейных историй»
Хорошо смотрелись в мини-музее «Семейных историй» работы, выполненные совместно детьми и родителями (рисунки, поделки, аппликации, коллажи и т.д.). Здесь же была представлена экспозиция волшебных сказочных предметов, помогающих совершать чудеса. Рассказы о сказочных героях можно было услышать не только из уст детей, но и почитать в книжках-малышках, сделанных своими руками.
5. Изготовление вмести с детьми книжки – малютки
Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики рук, Проявление интереса к созданию собственных книг. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе. Воспитание эстетического вкуса.
6. Открытое мероприятие с участием родителей: «Литературный КВН»
Цель: Научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Я предлагаю вам проиграть в игру «Скажи наоборот». Она закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Задание: Я называю слова с противоположным значением, и по этим словам вам нужно угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» – «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково» – «Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» – «Незнайка в Солнечном городе», «Суп из молотка» – «Каша из топора»).
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова
А) - «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели». (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)
- «Раз, два, три! Горшочек, вари!» (Девочка из сказки «Горшочек каши».)
Б) - «Крекс, фекс, пекс!» (Буратино.)
- По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)
В) - Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)
- «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» (Морозко)
Продолжите название литературного произведения
А) – С. Маршак «Двенадцать……..» (месяцев)
- К. Ушинский «Слепая………» (лошадь)
Б) - Ш. Перро «Кот в……….» (сапогах)
- Н.Носов «Живая…….» (шляпа)
В) - В.Бианки «Как Муравьишка……….» (домой спешил)
- С.Аксаков «Аленький………» (цветочек)
К какому виду творчества это относится?
• «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
• «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
• «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)
• «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
• «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)
• «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (Былина.)
• «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
• «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
• «Жили-были дед да баба» «Сказка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.
Проект представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.Возрастная категория учащихся:учащиеся 10 - 11 классов.Дидактическ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-350854-1405938096.jpg)
Семинар-практикум "Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников"
Полная версия семинара-практикума включает: когнитивный блок с полным анализом понятия "психологическое здоровье дошкольников"; практический блок, содержащий информацию по обучению педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-313655-1389796798.jpg)
Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"
Настоящий семинар -практикум дает возможность понять психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...
Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».
Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если ег...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-293377-1610790363.jpg)
«Семейное чтение как средство как духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
Для работы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-1427533-1665681033.jpg)
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.
О пользе семейного чтения для развития читательского интереса ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1118623-1564490636.jpg)
План по самообразованию. Тема: «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи»
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...