Семинар – практикум для воспитателей «Семейное чтение как источник формирования интереса художественной литературе и духовного обогащения семьи»
учебно-методический материал

Федорова Анастасия Сергеевна

Семейное чтение.

Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения. Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через сад но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_vospitateley.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Семейное чтение как источник формирования интереса художественной литературе и духовного обогащения семьи»

Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес общения с книгой. Создание единой системы работы между ДОУ и семьей.

Задачи:

- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;

- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой семейного чтения;

- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний.

- через художественную литературу и их иллюстрации, воспитывать высокие

нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу;

- увеличить степень участия родителей в развитии речи;

Семейное чтение

От этих слов веет домашним уютом конца 19-го – начала 20-го вв. Веранды, чай для всех домочадцев, аромат душистых цветов в саду. Для нас это герои Тургенева, Чехова, Бунина. Чтение хорошей книги в кругу милых тебе людей, ее обсуждение – это всегда процесс совместного переживания («сопереживание», «сочувствие»), который дает возможность лучше понять себя, другого человека; это формирование единых духовных ценностей семьи, ее культуры.

Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения. Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через сад но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.

Для возрождения традиций семейного чтения помогут:

1. Листовки и буклеты.

2. Алгоритм семейного чтения.

3. Полезные советы родителям для воспитания любви к книгам.

4. Выставки книг.

1. Организация «Семейного чтения». Работа с детьми

1 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно)

Цель; готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;

развивать связную речь, ее выразительность; уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей; через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д.

2. Игры-драматизации

Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

3. Дидактические игры

Цель: дидактическая игра закрепляет знания детей о художественной литературе, учит ребенка срав

нивать, сопоставлять, сопереживать; развивает связную речь, нравственные качества, корректирует мышление, внимание, паять, воображение.

Дидактические игры: «Сказочное лото», «Спой вместе с героем», «Отгадай загадку по предметам из волшебного мешочка», «Найди свою сказку», «Отгадай сказочного героя» и т.д.

2. Работа с родителями.

1. Традиция «Гость группы»

Цель: развитие чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники).

Сближению детей, родителей и воспитателей способствовала такая форма работы, как создание роли для родителей – «Гость группы»

Гость читал детям художественные произведения. В ходе работы я знакомила родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), расширяла их представления о детской литературе; учила руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.

2. Создание семейного журнала

Цель: повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей; оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

1.Предлагаем обсудить: «Традиции семьи вчера, сегодня, завтра», «Значение совместного с детьми чтения».

2. «Угадай – ка», «Мудрые мысли»

3. «Что прочитать ребенку в этом месяце?»

4. Фотовыставка

5. «Наши достижения»

3. Выставки

Цель: сблизить семейный коллектив, помочь детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами

Прошли такие выставки как: «Петушок золотой гребешок», «Моя любимая сказка», «Волшебный теремок»

4. Мини-музеи «Семейных историй»

Хорошо смотрелись в мини-музее «Семейных историй» работы, выполненные совместно детьми и родителями (рисунки, поделки, аппликации, коллажи и т.д.). Здесь же была представлена экспозиция волшебных сказочных предметов, помогающих совершать чудеса. Рассказы о сказочных героях можно было услышать не только из уст детей, но и почитать в книжках-малышках, сделанных своими руками.

5. Изготовление вмести с детьми книжки – малютки

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики рук, Проявление интереса к созданию собственных книг. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе. Воспитание эстетического вкуса.

6. Открытое мероприятие с участием родителей: «Литературный КВН»

Цель: Научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Я предлагаю вам проиграть в игру «Скажи наоборот». Она закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Задание: Я называю слова с противоположным значением, и по этим словам вам нужно угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» – «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково» – «Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» – «Незнайка в Солнечном городе», «Суп из молотка» – «Каша из топора»).

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова

А) - «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели». (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)

- «Раз, два, три! Горшочек, вари!» (Девочка из сказки «Горшочек каши».)

Б) - «Крекс, фекс, пекс!» (Буратино.)

- По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)

В) - Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)

- «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» (Морозко)

Продолжите название литературного произведения

А) – С. Маршак «Двенадцать……..» (месяцев)

- К. Ушинский «Слепая………» (лошадь)

Б) - Ш. Перро «Кот в……….» (сапогах)

- Н.Носов «Живая…….» (шляпа)

В) - В.Бианки «Как Муравьишка……….» (домой спешил)

- С.Аксаков «Аленький………» (цветочек)

К какому виду творчества это относится?

• «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

• «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

• «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)

• «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

• «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)

• «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (Былина.)

• «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

• «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

• «Жили-были дед да баба» «Сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.

Проект  представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.Возрастная категория учащихся:учащиеся 10 - 11 классов.Дидактическ...

Семинар-практикум "Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников"

Полная версия семинара-практикума включает: когнитивный блок с полным анализом понятия "психологическое здоровье дошкольников"; практический блок, содержащий информацию по обучению педагогов...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...

Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».

Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если ег...

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

О пользе семейного чтения для развития читательского интереса ребёнка....

План по самообразованию. Тема: «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи»

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...