Семинар-практикум "Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников"
методическая разработка по психологии на тему

Королева Наталья Александровна

Полная версия семинара-практикума включает: когнитивный блок с полным анализом понятия "психологическое здоровье дошкольников"; практический блок, содержащий информацию по обучению педагогов применению психокоррекционных сказок в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников»

Задачи, решаемые в процессе проведения семинара-практикума:

-    Актуализировать знания о понятии «психологическое здоровье».

-    Обучить педагогов в практической деятельности применению психокоррекционных сказок в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья детей.

Вступление

Тема о психологическом здоровье появилась на «сцене жизни» достаточно давно, и с течением времени становится все более обоснованной и актуальной.

Мы с вами живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности?

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Известно, что ок.40% хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Когнитивный блок

Ключевым для описания психологического здоровья словом является  ГАРМОНИЯ. Это ни что иное, как баланс между эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным и физическим аспектами. Это гармония между человеком и окружающими людьми, между человеком и природой, гармония с самим собой.

         А ключевым критерием нормы психологического здоровья (для ребенка) становится адаптация ребенка к социуму, поскольку психологическое здоровье предполагает равновесие между индивидом и средой.

         Для нормального психологического развития необходимо отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Известно: конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

         Конструктивный конфликт является необходимым, одним из механизмов становления личности ребёнка. Преодолевая конфликтную ситуацию, ребёнок приобретает   новые   адаптивные   умения и развивается. 

         Деструктивный конфликт усугубляет нарушение личности, тормозит ее развитие.

         Рассмотрим причины появления деструктивного внутриличностного конфликта. 

Психологами доказано, что этот конфликт вызван трудностями,  появляющимися  у  ребёнка  в  стадиях  созревания его «Я».

▪ Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии (а внешний мир для ребенка представлен мамой).

▪ Несформированная в раннем возрасте самостоятельность (новообразование «Я сам»)  может в будущем явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих.

▪ Отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями.

            В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребёнка.

Какие же внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения резонанса конфликтов?

▪ Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то есть не сформировано базовое доверие к окружающему миру, то резонанс – усиление и закрепление внутреннего конфликта – будет вызываться высоким уровнем тревоги у самих родителей.  

Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищённости: они испытывают ощущение небезопасности окружающего мира.

▪ Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребёнка не появилась автономная позиция, то к резонансу приведёт гиперопека родителей.

Ребёнок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и избегать самостоятельных действий.

▪  Для старших дошкольников (и младших школьников) определяющими факторами риска являются факторы семейной ситуации:

           -    нарушение психологического здоровья самих родителей;

        -    неадекватный стиль воспитания ребёнка;

  • нарушение механизмов функционирования семьи (наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей).

            Однако, следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребёнка оказывает не сама семейная ситуация, а восприятие её ребёнком: она будет негативно влиять на ребёнка только в том случае, если воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания.

             Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в зависимости от стиля поведения ребёнка в конфликте. Выделяют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.

              При аккомодативном стиле поведения ребёнок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, пытается полностью соответствовать желаниям окружающих.

              При ассимилятивном поведении ребёнок, наоборот, активно использует наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям.  

Склонность ребёнка к активным или пассивным способам поведения определяется особенностями его темперамента и условиями развития.

              Беря за основу стиль поведения в конфликте и причины возникновения внутриличностного деструктивного конфликта, можно классифицировать нарушения психологического здоровья детей:              

  • если в младенчестве у ребенка не сформировано базовое доверие к окружающему миру, то: в активном варианте это приведет к защитной агрессии; в пассивном – к страхам;
  • если в раннем возрасте у ребенка не сформирована автономная позиция «Я сам», то в активном варианте это приведет к деструктивной агрессии; в пассивном – к социальным страхам;
  • депривация потребностей в безопасности, любви и принятии у ребенка-дошкольника приведет: в активном варианте – к демонстративной агрессии; в пассивном – замкнутости.

            Мы рассмотрели теоретическую составляющую  психологического здоровья детей и его нарушений.

            Но, конечно же, ценность решения проблемы – в грамотно выстроенной практике. Актуальна психологическая поговорка: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Поэтому практическая работа должна быть выстроена грамотно, с учетом причин нарушений психологического здоровья ребенка.

            Вы согласитесь, что детям трудно найти слова, чтобы описать ситуацию, в которую они попали в силу малого опыта рефлексии, ребенок не может найти самостоятельно пути решения проблемы. Что же делать? Чем помочь? На помощь приходят проективные методики: можно рисовать, можно лепить, танцевать, можно молча изображать … и так далее, а можно…рассказывать сказки.

            В рамках нашего семинара-практикума мы остановимся на одном из эффективных методов, используемых в работе по формированию психологического здоровья дошкольников – психокоррекционных сказках.

           Психокоррекционная сказка – это сказочная история, которая позволяет посмотреть на свою проблему с другой точки зрения, увидеть пути решения. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

           Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения ребенка. Обычно это следующие причины:

  1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  2. Ребенок желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
  3. Ребенок желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
  4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
  5. У ребенка не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

            Какие проблемы поддаются коррекции сказкой:

  • страхи темноты, врачей, собак и другие;
  • оптимизация социальных навыков, опыта взаимодействия;
  • эмоциональная неустойчивость, саморегуляция;
  • агрессивность;
  • психосоциальная половая идентичность;
  • психосоматические проявления: энурез, проблемы с пищеварением;
  • трудности во взаимоотношениях в семье;
  • переживание развода, потери близких или любимых животных;
  • посттравматические проявления
  • внутренние конфликты и другие.

          Для создания психокоррекционной сказки используется алгоритм:

  1. Жили-были… В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру; героем может стать любимый персонаж или игрушка.

  1. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

  1. И вдруг однажды…Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

  1. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру» мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. 

  1. Развязка. Позитивный итог истории. Герой понимает свою неправоту, признает ошибки, становится на путь изменений, получает вознаграждение.

            Психокоррекционную сказку можно обсудить с ребенком, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок, «озвучить». А можно просто прочитать, не обсуждая. Простое рассказывание сказки ребенку без дальнейшего анализа и объяснений уже будет иметь огромное значение: мягко на подсознательном уровне идёт грандиозная работа, происходит изменение внутреннего плана действий; происходит «замещение» стиля, который стал неэффективен, на новый, продуктивный. Метафорой ребёнку объясняются происходящие события.

Практический блок

          Практическую часть семинара мы проведем в формате углубленной работы со сказкой. У нас есть две рабочие группы: одна группа работает со сказкой «Малыш-Облачко», а другая – с «Цветочной сказкой» (сказки представлены в Приложении).

Практическая работа будет состоять из 2-х частей:

1) Сначала нужно будет познакомиться с текстом сказки.

Тексты сказок напечатаны. Определенным цветом выделены слова героев сказок. Нужно распределить роли между собой.

В конце практической части мы покажем друг другу свои сказки.

Нужно будет вжиться в сказочные роли, представить себе своего героя, какие черты характера, эмоциональные проявления ему соответствуют, и затем при показе сказки озвучить роли в соответствии с особенностями образов.

2) Каждой рабочей группе требуется провести углубленный анализ сказки:

  • Определить направленность сказки в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья:

определить формы реагирования на окружающую действительность = стиль поведения: либо это будет активный ассимилятивный стиль      поведения, либо  пассивный аккомодативный стиль поведения;

выявить, какой внутренний конфликт лежит в основе нарушения психологического здоровья и его причину (опираясь на классификацию нарушений психологического здоровья);

  • какие коррекционные задачи можно  решать посредством этой сказки;
  • продумать вопросы, которые можно использовать для обсуждения с детьми этой сказки;
  • можно оставить свои комментарии, если таковые имеются.

Обобщение практической работы:

          Эти сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном (доступном) языке. 
Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать «жизненные трудности». Работая с такими сказками, дети проходят через тренаж узнавания, проживания эмоций, усваивают различные «имена» чувств и эмоциональных состояний, происходит расширение опыта восприятия и анализа чувств, а также получают установку на саморазвитие.

Конечно же, решаются психокоррекционные задачи, озвученные вами.

Заключение. Уважаемые коллеги!

На нашем семинаре-практикуме мы пополнили, обобщили знания о психологическом здоровье детей, расширили представление о сказкотерапии, более подробно остановились на психокоррекционных сказках, работающих в рамках развития и коррекции эмоционально-личностной сферы детей и формирования их психологического здоровья, и проработали этот материал на практике, создав психокоррекционные сказки и проведя анализ этой практической работы.

Литература.

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001г.
  2. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005г.
  3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002г.
  1. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000г.

Приложения

Тексты сказок и задания

«Малыш – Облачко»

  (автор – К.Суворов)

       Однажды на свет появилось маленькое облачко. Назвали его Малыш – Облачко. Малыш рос, окруженный любовью и заботой, радовался Жаркому Солнцу, Веселому Ветерку, Смеющемуся  Ручейку, Говорливому Лесу. Но взрослые считали его очень маленьким, старались ограждать от трудностей, и Малыш – Облачко рос боязливым и нерешительным.

       Он часто гулял по небу и мечтал о том, что будет большим и самостоятельным.

       Однажды Малыш – Облачко, как обычно, гулял по Синему Небу. Мимо весело пробегали другие облака и, весело смеясь, мчались дальше, к темнеющему вдали Говорливому Лесу.

       Облака крикнули: «Эй, Малыш! Полетели с нами! Сегодня все птицы справляют новоселье в Говорливом Лесу. Вот повеселимся! Не отставай!»

       Малыш – Облачко так растерялся, что не мог вымолвить ни слова и застыл на месте. Когда он очнулся, пролетевших облаков уже не было. Опустив голову, Малыш поплелся домой: «Опять я пропустил самое интересное! До чего же я нерешительный! Так я никогда не повзрослею!»

       Но вдруг он заметил, что вокруг стоит какая-то странная тишина. Малыш огляделся и увидел, что с севера ползет какая-то тьма. С ней приближался странный гул. Малыш замер.

       Тьма приближалась, а за ней несся Страшный Смерч. Они двигались прямо к Говорливому Лесу! Малыш вспомнил, что там сейчас идет праздник. Значит, многим грозила беда!

       Малышу – Облачку стало страшно, и тут же он услышал внутри себя Голос: «Неужели ты и вправду маленькое облачко, которое всего боится? Ты же так хотел повзрослеть! У тебя доброе сердце, ты любишь помогать всем. Ты можешь помочь и сейчас! ТЫ  МОЖЕШЬ  ПОМОЧЬ!»

       И Малыш подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи! И я им помогу!»

       Он помчался в сторону Говорливого Леса, чтобы предупредить всех его обитателей о надвигающейся беде и помочь им спастись.

…Тем временем в Говорливом Лесу поднялась суматоха. Никто не знал, что делать, в какую сторону бежать. Увидев на небе Малыша – Облачко, все закричали:

«Малыш! Беги домой, а то погибнешь!»

       Малыш ответил: «Нет, я вижу, откуда движется Смерч, и знаю, где есть безопасное место. Там все могут спрятаться!»

«Тогда веди нас туда!» - закричали облака. И все полетели за Малышом к Высокой Скале. В ее просторной теплой пещере укрылись все облака и птицы. Смерч пролетел мимо, не принеся никому вреда.

       Все вернулись в Говорливый Лес, и праздник продолжался. И теперь героем праздника был Малыш-Облачко, которого с этой поры стали звать Бесстрашным Облаком. У него появилось множество друзей, и никто уже не считал его маленьким и трусливым.

РОЛИ:

Автор

Малыш-Облачко                                         Голос Малыша

Другие облака

«Цветочная сказка»

(автор – Е.Вишнева)

      Я расскажу удивительную историю про цветы. Они живут на красивой Цветочной поляне на опушке леса. Зовут их Ромашками и Васильками. В солнечные дни вся поляна благоухала, по воздуху разносилась ароматная цветочная пыльца.

       Но Васильки были очень задиристыми, им хотелось, чтобы на них постоянно обращали внимание. Они считали себя очень красивыми… Часто они высмеивали и обижали рядом растущих Ромашек, обидно подшучивали над ними, дергали за лепестки.

       И вот однажды Ромашки очень сильно обиделись на Васильков. К вечеру все совсем рассорились и разошлись по разные стороны Цветочной поляны.

     «Как хорошо! Наконец-то никто не обижает и не толкается!» - успокоились Ромашки.

     «Как хорошо без этих Ромашек» - умилялись Васильки.

     «Вот теперь начнется спокойная жизнь!» - подумали все вместе.

  И вот наступило первое утро новой жизни. Ромашки поиграли друг с другом, но им так не хватало Васильков, и Ромашки заскучали.

    Васильки тоже заскучали, им было неинтересно играть друг с другом. Как же им не хватало Ромашек, которые так смешно жмурились на солнышке!

    А когда наступила ночь, стало темно, где-то близко заухала сова. Все Ромашки на поляне испугались.  

«Где же сильные и храбрые Васильки? Мы боимся!» - дрожали они.

    А Васильки ушли жить к своим дальним родственникам – Колоскам, на пшеничное поле. Но Колоски их встретили холодно. Они сказали Василькам, что скоро придет Человек и выгонит их с поля, потому что они - сорняки. Василькам стало страшно и обидно. Ромашки, с которыми они жили на Цветочной поляне, никогда не называли их сорняками!

    А в это время на поляне началось самое страшное. На Ромашек надвигались полчища мышей. Они, клацая зубами, хотели подгрызть их корешки. Ромашки закричали изо всех сил. И Васильки услышали их! Они бросились на спасение Ромашек. Мыши не ожидали такого отпора и разбежались в разные стороны.

«Как хорошо, что вы вернулись!» - воскликнули Ромашки.  

«Простите нас!» - хором крикнули Васильки.

«Нам так весело вместе!» - сказали все хором.  

«Вы такие милые!»  

«А вы такие сильные и храбрые!» - слышалось со всех сторон.

Ромашки помирились с Васильками, все цветы рассмеялись, и пушистая ароматная пыльца облаком поднялась над поляной. С тех пор они всегда дружат.

     Вот такая Сказочная поляна есть на свете. Вы всегда можете ее найти по звонкому смеху, по душистому облаку, плывущему над поляной.

РОЛИ:

Автор

Ромашки

Васильки

Сказка «Малыш – Облачко»

Направленность сказки

(в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья)

►Формы реагирования на окружающую действительность (стиль поведения),

    поведенческие проявления

    Пассивная форма реагирования на окружающую действительность; аккомодативный стиль поведения.

► Внутренний конфликт и его причина

      Социальные страхи.

      Отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям.

Коррекционные задачи

  • Коррекция тревожности (личностной);
  • Повышение уверенности в себе;
  • Формирование самооценки (повышение), адекватного уровня притязаний;
  • Формирование позитивного самоотношения.

Вопросы для обсуждения с детьми

- Почему взрослые облака перестали называть облачко Малышом?

- Как вы думаете, что за Голос сказал Облачку «ты можешь помочь»?

- Были ли у вас ситуации, когда вы сами себе говорили «я могу»?

- Как вам удавалось доказать самому себе, что вы действительно можете?

Комментарии (если есть)

« Цветочная сказка »

Направленность сказки

(в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья)

►Формы реагирования на окружающую действительность (стиль поведения),

    поведенческие проявления

Активная форма реагирования на окружающую действительность; ассимилятивный стиль поведения.

► Внутренний конфликт и его причина

     Демонстративная агрессивность.

     Депривация потребностей в безопасности, любви и принятии.

Коррекционные задачи

  • Коррекция агрессии;
  • Формирование позитивного отношения к окружающим;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Обучение заявлять о себе в социально приемлемых формах, в позитивном ключе..

Вопросы для обсуждения с детьми

- Почему Ромашки обиделись на Васильков? Как вели себя Васильки? Какими они были?

- Как жилось Ромашкам без Васильков? Василькам без Ромашек?

- Как помирились Ромашки и Васильки?

Комментарии (если есть)

С детьми обсуждается вопрос: С какими чувствами дружит гнев?

Итогом должен стать вывод о том, что страх и обида нередко вызывают гнев.

Хорошо, если ребенок придумает свой личный пример на связку обида – злость или страх – злость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом

Куклотерапия  представляется одной из «работающих»  технологий  в коррекционно – развивающем обучении детей  с аутистическим спектром нарушений.  С помощью технологии куклотер...

Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Практический материал по диагностике старших дошкольников к обучению в школе....

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...

Семинар-практикум для педагогов-психологов "Концепция И.В.Дубровиной как модель формирования психологического здоровья дошкольников"

На семинаре-практикуме рассматриваются: понятийное поле психологического здоровья, факторы риска, классификация его нарушений; практическая модель формирования психологического здоровья дошкольников н...