План по самообразованию. Тема: «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи»
учебно-методическое пособие
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. В наше время молодое поколение непростительно мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого внутрисемейного общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА», ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи»
Воспитатель: А.С. Федорова
Образование: Высшее
Категория: высшая квалификационная категория
Заводоуковск 2024г
План работы по теме самообразования:
Год: 2024- 2025 г.
Проблема:
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. В наше время молодое поколение непростительно мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого внутрисемейного общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.
Актуальность.
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок.
Средствами художественного слова до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
Тема: «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы;
-Изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения; проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой;
-Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способствовать коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей;
-Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по воспитанию дошкольников;
-Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;
-Оформить в группе литературный уголок;
-Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.
Срок: реализации: с 1 сентября 2024 по 30 мая 2025 года
Участники:
• Воспитатели.
• Дети старшей группы №3
• Родители.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
- Развитие личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.
РППС:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки», произведения;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- методические материалы для проведения родительских собраний;
- сценарии литературных праздников, викторин, турниров.
Этапы самообразования:
I этап: информационно - подготовительный
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты родительских собраний, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, конкурсов.
Провести анкетирование родителей.
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
2 этап - основной. Реализация перспективного плана работы по самообразованию.
1. Создавать условия для вызывания и поддерживания познавательного интереса у детей: составление картотеки «стихи», «загадки», «сказки», сценарии литературных праздников, викторин, турниров.
2. Использование изготовленного, собранного материала в работе с детьми.
3 этап – заключительный. Обработка результатов реализации проекта.
Оформление методических рекомендаций «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Публикация материалов проекта в средствах массовой информации.
Представление кейса «Семейное чтение», лэпбука «Зимние сказки».
План работы:
месяц | Изучение методической литературы/ интернет статей, публикаций (название, автор, год издания; ссылка на интернет источник) | Работа с детьми, создание развивающей среды | Работа с педагогами (мастер-классы, консультации, открытые показы, выступления на семинарах) | Взаимодействие с родителями (родительские встречи, открытые мероприятия, консультации и т.д.) | Методическая копилка (картотеки, дидактические материалы, обобщение опыта) | Форма завершения самообразования (отчет, итоговый продукт) | ||
Сентябрь 2024 г. | 1. Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме. Составление плана работы с детьми. 2. Создание обзорной презентации для детей по теме «Откуда к нам книга пришла». | Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». Дидактическая игра: «Угадай сказку». | Анкетирование родителей «Книга в жизни вашей семьи» Консультация для родителей «Книга в семье». | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Подборка художественных и фольклорных произведений– составление картотеки. |
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» | |||
Октябрь 2024 г. | Изучить инновационные технологии «Буккроссинг» как стимулирующее средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе» Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу. Подбор материала для кейса «Семейное чтение» | Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи через пересказывание сказок». | Консультация для родителей «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам» Родительское собрание «Семейное чтение» |
| |||
Ноябрь 2024 г. |
|
| Консультация для родителей: «Что читать детям 5-6 лет дома» | Подбор иллюстраций по русским народным сказкам Создание настольной игры – бродилки «Путешествие по сказкам». Картотека произведений о добре, любви и заботе к близким (маме, бабушке). |
| |||
Декабрь 2024 г. | Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий (ребусы, загадки, викторины, литературные турниры) «В мире сказок». |
| Семинар – практикум для воспитателей «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи» | Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.
| Материал для электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий. | Выставка книжек – малышек (дети и родители) «Зимняя сказка». | ||
Январь 2025 г. | Лэпбук «Зимние сказки» |
| Литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я - читающая семья» | Подбор материала для лэпбука «Зимние сказки» (загадки, потешки, сказки, изготовление шаблонов). | Фотоотчет «Экскурсия с родителями в городскую библиотеку» | |||
Февраль 2025 г. | Изучение передового педагогического опыта по теме: Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. | 1.Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. Конкурс «Кто больше знает загадок, скороговорок и считалок». 2.Чтение любимых стихотворений. Развлечение «Расскажи стихи руками». Выставка детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям | Консультация для педагогов «Инновационная технология «Буккроссинг» как стимулирующее средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе» |
Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок» | Картотека произведений детских писателей о природе. | Фотоотчет по выставке детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям | ||
Март 2025 г. | Изучение методической литературу и публикаций по теме в периодических изданиях. | 1.Чтение и обсуждение русских народных сказок о женщинах, мамах: «Василиса Прекрасная», «Баба – Яга и Лутонюшка», «Жадная старуха», «Дочь и падчерица, «Печеночка», «Царевна - Несмеяна», «Царевна в подземном царстве», «Мудрая женщина», «Царь – девица», «Марья Моревна»; Т.А. Шорыгина «Если бабушка болеет». 2.Конкурс стихотворений о маме. 3. Показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывают сами дети. | Консультации для родителей: «Играем в сказку дома или как создать домашний театр» Помощь родителей в приготовлении костюмов, атрибутов и декораций к драматизации сказки «Колобок на новый лад» | Литературные викторины, турниры по сказкам, литературным произведениям по программе старшего дошкольного возраста | Показ сказки «Колобок на новый лад» | |||
Апрель 2025 г. | Оформление методических рекомендаций (электронный вариант) «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению». Акция «Подарим книжку малышам» | Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Диво дивное, чудо чудное», «Три копеечки», «Волшебное кольцо», «Ночь на Ивана Купалу», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каша из топора», «Чего на свете не бывает», «Сказка о Ерше Ершовиче», «Правда и Кривда», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Лихо одноглазое». 2. Викторина «Путешествие по русским народным сказкам». | Литературная гостиная по творчеству современных писателей «Книги, с которыми весело» (совместно родители с детьми) | Картотека загадок, потешек, скороговорок и считалок. | Фотоотчет по акции «Подарим книжку малышам» | |||
Май 2025 г. |
| - Чтение и обсуждение стихотворений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях: С. Михалков «Кремлевские звезды»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «С добрым утром!»; В. Степанов «Что мы Родиной зовем»; К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..». - Чтение и обсуждение рассказов: Юрий Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков». 2. Презентация «Я люблю тебя, Россия» (обсуждение, обмен мнениями). | Консультация для педагогов: «Патриотическое воспитание дошкольников через художественную литературу» | Анкетирование родителей по теме «Мама, папа, я – читающая семья». | Картотека произведение о Родине, Великой Отечественной войне, ее героя. | Мониторинговые листы Отчет о проделанной работе за год на итоговом педсовете. Представление кейса «Семейное чтение» | ||
В течение года | Публикации в сети интернет (на личном сайте, на порталах «Педагоги.онлайн», «Детские сады Тюменской области» и др.) по теме. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня, в мероприятиях муниципальной методической сети. |
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду» Издательство «Сфера», Москва, 2017г;
2. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3- лет», издательство Мозаика-Синтез, 2018г;
3. Васюкова Н.Е. «Художественная литература для детей 5- 6 лет. Методическое пособие» ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г;
4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи.: Методика приобщения детей к чтению» М.: Линка-Пресс, 2003;
5. Микляева Н.Р «Социально-эмоциональное воспитание дошкольников», издательство Сфера, 2013г;
6. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г.;
7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.); Программа я, ты, мы; Альбом к программе 3-4 года; Князева, Стеркина Как вести себя 4-6лет; Альбом к программе 4-5 лет; Альбом к программе 4-5 лет; Альбом к программе 5-6 лет; Альбом к программе 5-6 лет; Г.Н. Жукова Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.; Андрей Усачев Уроки вежливости
8. Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников СкаZкотерапия (сказки - мультики). Сборник сказок 93 волшебные и полезные сказки избавят от 38 детских проблем. Сборник педагогических сказок. — М.: МГПИ, 2011. — 136 с. Тираж 1000 экз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.
Проект представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.Возрастная категория учащихся:учащиеся 10 - 11 классов.Дидактическ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328722-1382955050.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-101299-1357367076.jpg)
Родительское собрание на тему: "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка"
познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-206706-1385458625.jpg)
" Влияние художественной литературы на духовное развитие ребенка" -урок-исследование
В презентации представлен материал по работе с текстами на уроке литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-1302712-1610038400.jpg)
Роль художественной литературы в духовной жизни человека.
Конспект первого урока Роль художественной литературы в духовной жизни человека....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-1427533-1665681033.jpg)
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.
О пользе семейного чтения для развития читательского интереса ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1118623-1564490636.jpg)
Семинар – практикум для воспитателей «Семейное чтение как источник формирования интереса художественной литературе и духовного обогащения семьи»
Семейное чтение.Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа ...