Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

 Шилкина Раиса Михайловна

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использовании наиболее эффективных методов воспитания подростка в семье и в школе. Участники семинара  смогут обогатиться новыми знаниями, сформировать базу доверия между классными руководителями и родителями подростков "группы риска", поднять собственную самооценку в глазах друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizatsiya_protsessa_vospitaniyaseminar.docx31.17 КБ
Файл programma_seminara_-.docx244.22 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей

детей подросткового возраста

Тема: «Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе»

Цель: повышение коммуникативной  компетенции классных руководителей при взаимодействии с родителями.

Задачи:

  • актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»;
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями «группы риска»;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями детей подросткового возраста, развитию эмпатии по отношению к родителям «группы риска». 
  • Обучение техникам невербального общения и активного слушания.
  • Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты

Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

Программа семинара

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему.

Приветствие ведущего.
Упражнение «Имя + качество личности»
Упражнение «Продолжи предложение»

Проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок в подростковом   кризисном возрасте. Профилактика   аутодеструктивного поведения детей (педагог-психолог).

Состояние подростковой преступности в школе. Проблемы и перспективы (зам. директора по БЖ).

3. Основная часть. Блок 1

Упражнение «Солнце - воздух – вода»
Мини-лекция «
Роль и ответственность семьи за воспитание ребенка в период кризисного подросткового возраста».

Игра «Как услышать подростка» (Соц. Педагог)

Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия»
4. Перерыв

5. Основная часть. Блок 2

Упражнение  «Разгоняем паровоз»
Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»

Организация работы с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения (классный руководитель из опыта работы).

Информационно -  консультативная работа  (пом. прокурора).
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения».
Упражнение «Нас с тобой объединяет».
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска»(педагог-психолог).
Знакомство с памяткой «Техника активного слушания».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать».
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

6. Заключительная часть

Упражнение «Приемы «психологической самоочистки» педагога»
Упражнение «Солнце: лучики резерва»

Итог работы семинара  (педагог-психолог).
«Круг обратной связи»
Заполнение анкет обратной связи
Ритуал завершения.

ХОД СЕМИНАРА

Добрый день уважаемые коллеги и уважаемые родители. Рада приветствовать вас на семинаре.

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

 Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».

Беседа по теме

Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.

Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен, важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.

Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт таким образом, чтобы родители   принимали активное участие в жизни школы.

Упражнение «Имя + настроение руками»

Ведущий предлагает педагогам познакомиться, назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов. Следующий участник называет имя и показывает настроение предыдущего, а затем представляется сам и показывает свое настроение. И так как «снежный ком» до последнего участника. Первым представляется ведущий и показывает свое настроение.

Вступление: 

Упражнение «Продолжи предложение»

Участникам раздаются карточки с началом фразы «Воспитание подростка - это…». Задание: быстро, не раздумывая в течение 1 минуты продолжить фразу и передать ведущему. Листочки не подписываются. Ведущий обобщает представления участников о воспитании детей подросткового возраста. Выделяются трудности, связанные с возрастными особенностями детей подросткового возраста.

Мини-лекция «Проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок в подростковом   кризисном возрасте. Профилактика   аутодеструктивного поведения детей» (педагог-психолог).

Информационная справка: Состояние подростковой преступности в школе. Проблемы и перспективы (зам. директора по БЖ).

3. Основная часть

1 блок

Игра «Как услышать подростка» (Соц. Педагог)

Мини-лекция «Роль и ответственность семьи за воспитание ребенка в период кризисного подросткового возраста».

Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»

Каждому участнику предлагается выполнить следующее задание: на предложенном листе с помощью двух кругов изобразите себя и типичного для вас родителя «группы риска» во взаимодействии, отразите на рисунке именно свой тип взаимодействия с родителями. Затем каждый участник показывает группе свой рисунок и поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с Ргр (родителем «группы риска»). Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
4. Перерыв

Упражнение «Мозговой штурм». Тема: «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия»

Выполняется на листах в образованных в предыдущем упражнении подгруппах. Представление каждой подгруппой своей работы. Обсуждение.

Упражнение «Где моя пара?»

Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу «Размер ладони у нас похож» (измеряем только путем накладывания «ладонь-ладонь»)

Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами.
В парах распределяются роли: один – «классный руководитель», другой – «родитель «группы риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель «группы риска». (Предположить причину). Далее идет обмен ролями и проигрывание другой ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы риска» при общении с классным руководителем.

4. Перерыв 5 минут

5. Основная часть

2 блок

Упражнение на снятие психоэмоционального и физического напряжения «Разгоняем паровоз»

Участникам предлагается по очереди совершать по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков. Упражнение проходит очень активно и снижает напряжение от усталости.

Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска».

С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.

Упражнение «Здравствуйте!» 

Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?

Обобщение:  все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть.

Мини-доклад: «Организация работы с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения» (классный руководитель из опыта работы).

Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна» 

Среди участников выбирается 5 человек, которые будут  «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых – они «родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.

Рефлексия. Итог упражнения.

Информационно -  консультативная справка пом. прокурора города «Профилактика преступности детей подросткового возраста».

Знакомство с памятками «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения», «Техника активного слушания».
Упражнение «Нас с тобой объединяет». Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди к трем другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение: «Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в тебе…»
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска» (педагог-психолог).
Мини-тест «Умеем ли мы слушать».
Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска»

6. Завершение

Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.

Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».

Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.

Диагностическое упражнение «Домик».

Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.

Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.

Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.

Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).

Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.

 «Круг обратной связи»

Ведущий предлагает участникам семинара обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я думаю… я хочу сделать…»

Заполнение анкет обратной связи.

Заключительное слово ведущего:

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!


Литература:

  1. Семейное воспитание/ сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико – Принт,2006.
  2. Родительские университеты/ сост. О.А.Запотылок. - Мн.: Красико – Принт,2006.
  3. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.



Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\все папки\обои на рс\341105-1680x1050.jpg   

Семинар для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста

Тема: «Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе»

Цель: повышение коммуникативной  компетенции классных руководителей при взаимодействии с родителями.

Программа семинара

  1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок в подростковом   кризисном возрасте. Профилактика   аутодеструктивного поведения детей (педагог-психолог Шилкина Р.М.)
  2. Состояние подростковой преступности в школе. Проблемы и перспективы. (Масленникова Т.В.)
  3. Роль и ответственность семьи за воспитание ребенка в период кризисного подросткового возраста. Игра «Как услышать подростка» (Соц. Педагог Плотникова Т.В.)
  4. Организация работы с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения (Классный руководитель Бактеева Е.В.) (из опыта работы)
  5. Информационная  консультативная работа  (пом. Прокурора Перышков И.Г.)
  6. Итог работы семинара  (педагог-психолог Шилкина Р.М.)

Контактный телефон 8(38464) 5-48-28

Кемеровская обл., Киселёвский городской округ 652715,ул. Весенняя,7 тел./факс (384-64) 5-48-28

e-mail: school28-kiselevsk@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КИСЕЛЁВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(МБОУ «СОШ № 28»)

http://yapsiholog.ru/wp-content/uploads/2015/10/podrostki.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Приложения к выступлению по теме «Классный руководитель и родители как участники педагогического процесса».

Приложение 1.  Предварительная диагностика.  Анкета «Знакомство с родителями.  Заочное знакомство с ребенком». Оперативная диагностика.       Ан...

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ "СОЮЗ СЕМЬИ И ШКОЛЫ", 2021 г.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз де...

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителяс родителями учащихся категории "группа риска"»...