Создание «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.
методическая разработка по русскому языку (10,11 класс) по теме

Проект  представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Возрастная категория учащихся:учащиеся 10 - 11 классов.

Дидактические цели проекта:

- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

- формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся;

- формировать навыки самостоятельной работы с информацией, используя ИТ;

- формировать навыки работы в команде;

- развивать умение формулировать задачу и кооперативное решать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bank_dannyh.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

на тему

Создание  «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.

Выполнила:

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

МОУ лицей №22

И.А.Ширшова

Руководитель проекта:

кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики ИвГУ

Т.А.Воронова

                                   

Иваново – 2009

Учебный проект.

Тема:  « Банк данных аргументации к части «С» ЕГЭ по русскому языку».

Проект  представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Возрастная категория учащихся: учащиеся 10 - 11 классов.

Время проведения: две учебных недели.

Проблемный вопрос: аргументация собственного мнения по проблеме в сочинении части «С», поиски аргументов со ссылкой на жизненный или читательский опыт.

Дидактические цели проекта:

- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

- формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся;

- формировать навыки самостоятельной работы с информацией, используя ИТ;

- формировать навыки работы в команде;

- развивать умение формулировать задачу и кооперативное решать.

Методические задачи.

Изучить 11 общих тем:   

  1.   Родина.
  2.   Экология (природа).
  3.   Нравственность и мораль.
  4.   Чистота речи.
  5.   Русский язык.
  6.   Чтение и образование.
  7.   Выбор в жизни человека.
  8.   Духовность.
  9.   Бездуховность (наркотики, курение, алкоголь...).

10.  Чувства (любовь, дружба).

11.  Компьютер.

Выбор темы индивидуальных исследований учащихся.

Прежде чем выбрать тему для зачетной работы, ученики выявляют сферу своих интересов. На этом выборе основывается мотивация к изучению нового. Сфера интересов может быть выявлена через следующую таблицу:

ЗНАЮ

ЧТО НЕ ЗНАЮ

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ

Выдвижение гипотез решения проблемы:

- использование Интернета;

- использование медиаизданий;

- использование библиотечных ресурсов;

- использование консультаций компетентных лиц.

 Учащиеся составляют список книг по интересующей их теме.  Для дальнейшей работы по созданию «банка данных» аргументации по определенной теме учащимся предлагается карточка дозированной помощи: алгоритм чтения научной, научно-популярной и публицистической литературы.

Карточка дозированной помощи.

  1. Чтение должно быть вдумчивым.
  2. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий.
  3.  Важно делать выписки всего, что может пригодиться в вашей работе по созданию «банка данных»: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

Самостоятельная работа учащихся (индивидуально и в группах).

       После того, как необходимая для «банка данных» информация была получена, начался процесс ее восприятия, анализа.

Подготовка учащимися отчёта о проделанной работе.

Форма отчёта может быть любая:

1)  устный доклад;

2) оформление «банка данных»  в печатном виде;

3) электронная презентация.

Защита полученных результатов.

 Через две недели в  течение трех уроков участники проекта знакомятся с устными выступлениями учеников, письменными работами и электронными презентациями. Если в проекте участвуют несколько выпускных классов, то обязателен  обмен опытом между ними.

Итогом проекта является формирование  «общего банка данных» по всем темам.  Для продуктивной самостоятельной работы с общим банком данных рекомендуется перенести всю информацию  на индивидуальные флеш-карты.

Проблемно-ориентированный анализ результатов учебного проекта.

      Ученики отметили, что деятельность, которой они занимались, оказалась весьма продуктивной. Ребята назвали «банк данных»  важным инструментом организации умственного труда. Создание электронной презентации требовало последовательности изложения мыслей, обобщения, подбора видеоряда, установления круга важных тезисов, соблюдения графической культуры оформления текста.

 

      Через неделю после завершения первого этапа работы по созданию «банка данных» к части «С» ЕГЭ по русскому языку проводился  репетиционный экзамен.

Результаты экзамена:

Количество,

78,3% выполнявших работу

Получили отметку «5»

Получили отметку «4»

Получили отметку «3»

60 человек

8 человек

39 человек

13 человек

13,3%

65%

21,7%

Успеваемость: 60 человек(100%)

Качество знаний: 47 человек (78,3%)

      Многие учащиеся отметили, что проделанная исследовательская работа очень помогла в написании сочинения: были применены знания в конкретной ситуации для решения конкретной проблемы.

       Психолог III   Пугачева Е.Г. провела диагностику 11-х классов по методике «Ранговая позиция» Савченко А.С., основанной на «Тесте цветовых предпочтений» Люшера и «Цветовом тесте отношений» Эткинда. Диагностика проводилась с целью определения настроения учащихся, функционального состояния, выявления особенностей их отношения к предстоящему экзамену. После того как ученики проранжировали цвета, каждый цвет приобрел свою ранговую позицию от 1 до 8. Далее ребята ассоциировали с цветом слова: ЕГЭ по математике, уроки математики, ЕГЭ по русскому, уроки русского, ЕГЭ по выбору, соответствующие уроки. Для каждой позиции было подсчитано среднее арифметическое, данные сопоставили с ключом:

1 – 2 – состояние покоя, невозмутимости (в случае с ЕГЭ может свидетельствовать о несерьезности намерений испытуемых);

3 – 4 – состояние делового возбуждения (позитивное состояние);

5 – 6 – тревога, психическое напряжение;

7 – 8 – переживание стресса.

11А класс (социально-экономический)

Предмет

Ранговая позиция

Интерпретация

Математика

3,8

Состояние делового возбуждения

ЕГЭ по математике

4,5

Состояние делового возбуждения, небольшая тревога

Русский язык

3,5

Состояние делового возбуждения

ЕГЭ по русскому языку

3,8

Состояние делового возбуждения

Обществознание (профильный предмет)

2,5

Состояние покоя, с элементами делового возбуждения

ЕГЭ по обществознанию

3,7

Состояние делового возбуждения

11Б класс (математический)

Предмет

Ранговая позиция

Интерпретация

Математика

2,5

Состояние делового возбуждения

ЕГЭ по математике

3

Состояние делового возбуждения, небольшая тревога

Русский язык

3,5

Состояние делового возбуждения

ЕГЭ по русскому языку

3,9

Состояние делового возбуждения

Физика

2,6

Состояние покоя, с элементами делового возбуждения

ЕГЭ по обществознанию

2,7

Состояние покоя с элементами  делового возбуждения

Данное исследование показало, что учащиеся двух одиннадцатых классов психологически готовы к экзамену по русскому языку, хотя данный предмет не является профильным для данных классов. Эмоциональное состояние свидетельствует о деловом настрое, предстоящий экзамен не вызывает у них стрессового состояния, что должно способствовать успешности на экзаменах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание банка показателей и индикаторов для определения качества образования"

Цель: создание инструмента мониторинга соответствия эффективности ООП и результатов начального образования.Задачи: разработать  мониторинг как  инструмент соответствия эффективности ООП и ре...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Положение о создании банка данных одарённых детей

Положение о создании банка данных одарённых детей...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...