«Семейное чтение как средство как духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
методическая разработка
Для работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи» | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрушкова О.П.
Доклад на родительское собрание:
«Семейное чтение как средство как духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русского воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и прадедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в детские годы душа ребенка будет пустой», — к такому выводу пришел талантливый педагог XX века В. А. Сухомлинский.
С этим можно соглашаться и не соглашаться, но сегодняшняя ситуация в России характеризуется специалистами как кризис чтения, в частности, семейного чтения.
Семья – начало всех начал. Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.
Книги расширяют кругозор детей, учат мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания.
Но есть и другая причина детской радости. Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.
Родители читают малышу книжку не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. Поэтому берите себе в помощники для воспитания детей Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.
Значимость семейного чтения обуславливается рядом факторов:
- Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
- Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства.
- Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.
- Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
- Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
- Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения времени в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески емких заданий.
Тема детского чтения тесно связана с главной заботой родителей об образовании детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентно способности на рынке труда в будущем. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Несколько советов:
- Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
- Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
- Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
- Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
- Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
- Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
10 причин читать
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Уважаемые мамы и папы!
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал?
Учтите эти добрые советы и ваше желание исполнится.
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочки.
- Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравится. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребёнка.
- Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши его впечатления.
- Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребёнка от книг, предназначенных не для их возраста.
- Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40 – 45 минут.
- Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
- Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут прививать детям интерес к чтению.
- Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребёнка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
- Попытайтесь вместе с ребёнком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
- Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием от родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
- Семейное чтение как совместная деятельность семьи и библиотеки может стать надёжной опорой для обучения и воспитания ребёнка.
Если будете следовать нашим не хитрым советам то ваш ребёнок полюбит чтение, ступенька за ступенькой будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности
Без веры и надежды ребенок становится безнадежным....
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В то время, как на головы подрастающего поколения сваливается поток негативной, подчас агрессивной, информации, мы на своих уроках помогаем отсечь «лишнее», анализировать услышанное ...
Духовно-нравственное становление личности ребенка (обобщение опыта)
Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее покол...
Статья.Семья-как основа духовного-нравственного становления личности
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все...
Профессионализм и духовно-нравственное становление личности
Ценность работника определяется, прежде всего, его профессиональными знаниями и умениями, его специальным образованием, умением применять его в конкретных условиях и передавать свои знания...
Родительское собрание на тему: "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка"
познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить ...