Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.
статья
О пользе семейного чтения для развития читательского интереса ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_kontakta_2.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье, благодаря устным рассказам, чтению вслух. Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) актуальна. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаём себе вопрос: "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.
Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:
Может быть, у тебя и много богатств,
Скрытых в ящиках и сундуках,
Но богаче меня ты никогда не станешь,
Ибо у меня - читающая мама.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Я думаю, вот эта традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.
Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих молодых родителей. Получить ответ на этот вопрос, понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека главная задача образовательного учреждения.
Одна из задач педагогов - помощь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме семейного чтения?
Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.
Информация может быть предоставлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызывать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.
Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.
В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей , зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)
Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание) Патриотизм, патриотические чувства у дете...
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, коррек
Презентация к первому уроку по литературе в 5 классе....
Книга - наш духовный путеводитель. Аннотация книг о житии и деяниях Сергия Радонежского
Аннотация наиболее популярных книг о почитаемом в нашей стране святом, преобразователе монашества, человеке, чьим мнением дорожили и чьего благословения испрашивали великие русские князья и простые лю...
Статья "Книга - наш духовный путеводитель". Аннотация книг, посвященных жизни и деяниям Сергия Радонежского
Обзор популярной мсторико-биографической литературы о Сергии Радонежском...
«Семейное чтение как средство как духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
Для работы...
"Семейные символы - отражение духовных ценностей семьи"
Определение ценностей общества и ценностей семьи, символы общностей людей и символы государства (герб, гимн, флаг), изготовление герба своей семьи....
- Мне нравится (1)