Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
консультация
Рекомендации по взаимодействию учителя-логопеда с родителями дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Безусловно, родители – это первые и самые надежные помощники для своего ребенка. Для него они словно мостик на дороге к активной жизни, по которому можно пройти, минуя препятствия. Благодаря им, малыш сможет поверить в свои силы, найти понимание и поддержку, справиться с трудностями. Очень важно, чтобы это понимали родители, чтобы в решении проблем ребенка они занимали активную позицию, были ему опорой, знали, как и чем ему помочь, а самое главное, умели это делать.
Из своего многолетнего опыта (более двадцати лет педагогической работы) могу сказать, что, чем активнее родители сотрудничают со с учителем-логопедом, старательнее выполняют его рекомендации, тем лучше результаты у ребенка, несмотря на сложность его речевого диагноза.
Сегодня семья, воспитывающая ребенка с речевыми проблемами, не остается одна в поисках решения своих проблем, а логопеды, в свою очередь находятся в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьей, которые решали бы один из главных вопросов: как сделать родителей активными участниками и помощниками коррекционно-образовательного процесса?
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды логопедических знаний, сегодня, вряд ли принесет положительные результаты. На мой взгляд, взаимодействие логопеда и родителей будут успешным, если:
мы, педагоги, будем применять разнообразные формы работы, которые обеспечат решение проблемы каждого ребенка и его семьи индивидуально;
будем ориентироваться на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и обучения детей;
проявлять заинтересованность и желание в совместном решении проблем дошкольника;
и конечно, искреннее, доброжелательно относиться к детям и их родителям.
И поэтому, выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь девизом: «Родитель не гость, а полноправный член команды детского сада»
Для того чтобы партнерство педагога и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить основные направления совместной деятельности. Для меня важно:
- установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки;
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;
- подбор и реализация различных вариативных форм взаимодействия;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание практической помощи родителям, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы
За годы сотрудничества с семьей ребенка у меня сложилась система работы с родителями, которую условно можно разделить на четыре блока:
1. Диагностика. Изучение семей воспитанников (анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использование позитивного опыта семейного воспитания.
В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые нуждаются в логопедической помощи. Провожу анкетирование. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:
- роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
- тип семейного воспитания.
Из анкет и первичных бесед выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество. В самом начале, стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в логопедической работе.
2. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.
И здесь очень важна теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще у конкретного ребенка. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилием непонятных для родителя терминов. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован.
3. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений у ребенка
4. Просвещение. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие. Для этого: организую выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными и просвещенными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей. Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные занятия, чтобы каждый родитель познакомился с приемами и содержанием логопедической работы. И нельзя не сказать о еще одной из эффективных форм просвещения родителей, которую в последнее время активно использую в работе. Это использование информационно-коммуникационных технологий. Это и
- медиапособия (учебные и методические пособия, видеофильмы, компьютерные презентации);
- интернет-сайты как детского сада, так и личного сайта.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи каждого ребенка и сложившаяся система работы способствует формированию у родителей позитивного отношения к коррекционно-развивающему процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями
Структура работы с родителями...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Взаимодействие учителя-логопеда с родителямиКоммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к тип...
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Система взаимодействия учителя-логопеда и родителей в целях эффективного решения коррекционных задач.
Презентация о методах работы учителя-логопеда с родителями...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...