Практики взаимодействия с семьями обучающихся
статья

Казанцева Татьяна Александровна

Работа с семьями обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiki_vzaimodeystviya_s_semyami_obuchayushchihsya.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Практики взаимодействия с семьями обучающихся

    Успешное осуществление обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы должна выступать школа.

   Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Функции классного руководителя разнообразны, но работа с семьями учеников - важное направление деятельности классного руководителя.

   Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Кроме того, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Одна из форм сотрудничества – родительское собрание.

    Родительские собрания дают возможность мне, как классному руководителю, создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем.

Классные родительские собрания – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, главная форма просвещения родителей.

    Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми.

    Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй. 

    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям на первом родительском собрании в 5 классе, а в дальнейшем ежегодно её обновляю. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала.  Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. 

 Но не всегда родители идут на желаемый контакт. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

      В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей. Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, предлагаю анкеты и тогда – планирую свою деятельность по просвещению родителей.

    К каждому родительскому собранию стараюсь подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. 

В зависимости от темы родительского собрания готовлю памятки, которые составляются при помощи специалистов (школьного психолога, медицинского работника и др.).

Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

  Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. 

  Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. 

  Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.

 Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. 

       Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.

   Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий.

  В заключении, хочется напомнить золотые правила, которые помогут педагогам эффективно взаимодействовать с родителями обучающихся:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, обучающихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Каждая встреча с семьей обучающегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Готовясь к встрече с семьей обучающегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности работы объединений спортивно-технического направления" и «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся»

Статьи напечатаны в сборнике. Часть 2. "Инновационная деятельность, как средство развития процессов социокультурной приемственности в региональном образовательном пространстве" 2013 г. г. Новочеркаск....

Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении

        На современном этапе обновления школьной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовате...

Взаимодействие с семьей обучающегося

В проектировании и реализации инициатив по взаимодействию с родителями использую возможности образовательной организации для совместной деятельности с родителями....

«Семья как микрофактор социализации. Разнообразие форм взаимодействия с семьями обучающихся»

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, впис...

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации».

Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей.  Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие  с образовательной организацией: тради...