"Особенности работы объединений спортивно-технического направления" и «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся»
учебно-методический материал по теме
Статьи напечатаны в сборнике. Часть 2. "Инновационная деятельность, как средство развития процессов социокультурной приемственности в региональном образовательном пространстве" 2013 г. г. Новочеркаск. и во Всероссийском журнале "Дополнительное воспитание и образование" 2013 г. г. Москва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на конференцию | 28.77 КБ |
Статья напечатана в журнале "Дополнительное образование и воспитание" | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
(Доклад напечатан в сборнике «Инновационная деятельность как средство развития процессов социокультурной преемственности в региональном образовательном пространстве» Часть 2. Материалы областной научно-практической конференции г. Новочеркасск, 17 апреля 2013 г.)
Автор : Методист высшей категории, социальный педагог 2 категории
МБОУ ДОД Центра технического творчества г. Белая Калитва
Кузьмина Татьяна Николаевна
«Взаимодействие педагогического коллектива
Центра технического творчества с семьями обучающихся»
Центр технического творчества является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, назначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах развития личности ребенка, общества, государства.
Главная ценность образовательной политики Центра на современном этапе – развитие современной системы предоставления качественных услуг дополнительного образования детям и молодежи на основе лучших традиций Центра, выработанных за 25 – летнюю историю учреждения.
Приоритетные ориентиры, позволяющие обеспечить современное качество образовательных услуг:
доступность; востребованность; вариативность; качество; профессиональная компетентность; консолидация; эффективность; устойчивость.
В настоящее время в Центре технического творчества функционируют 25 творческих объединений (53 группы), в которых занимаются 757 обучающихся, в возрасте от 6 до 18 лет.
Образовательная деятельность Центра осуществляется по четырём направлениям:
- спортивно-техническое;
- научно-техническое;
- художественно-эстетическое;
- военно-патриотическое.
Качество образовательных услуг (дополнительных образовательных программ, уровня их реализации, результата) и качество обслуживания (образовательного взаимодействия педагогов дополнительного образования и обучающихся, характера общения и отношений, благоприятной среды) способствуют популяризации Центра в социуме, вызывают у ребенка желание получать дополнительное образование именно в ЦТТ, а у родителей поддерживать деятельность ребенка.
Мы создаем детям «социальную ситуацию развития», среду общения, обширное поле деятельности.
Среди всех факторов, оказывающих влияние на процесс социализации молодежи, особое место занимает семья, поскольку именно там закладываются основные нормы и принципы, ценностные ориентации формирующейся личности. Особенно большое влияние семья оказывает на усвоение социальных, трудовых, профессиональных, этических ценностей.
Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, школы, товарищей, окружающих взрослых, коллективов образовательных учреждений, но самая главная роль в формировании личности принадлежит семье.
Семья – главный источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно с образовательным учреждением дополнительного образования детей. Однако семья остается главным звеном в этом взаимодействии.
Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает влияние на процессы и отношения в обществе.
Задача ЦТТ в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка.
Огромное значение в работе с родителями воспитанников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Эффективность такой работы во многом зависит от продуктивного взаимодействия педагога и родителей: от согласованности в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностных компонентов в развитии детей, создания благоприятных условий для развития детской самостоятельности – важнейшего условия взросления и становления.
Но семья на сегодняшний день с большим трудом справляется со своими обязанностями. В последние годы наблюдается процесс отдаления детей от своих родителей. Ослабление роли семьи в процессе социализации отрицательно сказывается на развитии подростков.
Важная роль в разрешении данной проблемы принадлежит Центру технического творчества. Специфика нашей деятельности - в особом образовательном пространстве, которое осваивает ребенок в свободное время с учетом своих интересов и потребностей. Здесь уютно каждому, каждого уважают, ценят, независимо от успехов в учебе, каждый становится интересен себе и другим.
Педагоги стремятся к социальному партнерству с семьей, активно включают родителей в образовательный процесс. Единство требований в семье и в детском творческом объединении создает условия для полноценного формирования у ребенка устойчивых социальных установок.
Благодаря продуманной системе работы в нашем Центре родители становятся полноправными и активными участниками образовательного процесса.
В образовательном учреждении в течение нескольких лет реализуется программа «Семья». Цель программы: привлечение родителей к сотрудничеству с Центром технического творчества через различные формы и методы работы с семьей и общественными организациями,
Цель проекта заключается в развитии социального партнерства с семьей, через повышение педагогической культуры родителей.
В работе по развитию социального партнерства с семьей выбраны два направления.
Первое направление - «Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательному и воспитательному пространству их детей», где работа ведется на двух уровнях: детских объединений ЦДТ; учреждения в целом.
Обязательным компонентом каждой дополнительной образовательной программы является план работы на год, где раздел «Работа с родителями» продумывается и прописывается особенно тщательно. Помимо родительских собраний, индивидуальных консультаций с педагогом, открытых занятий, годовых отчетных выставок, показательных выступлений, соревнований, в наших объединениях есть свои особые формы вовлечения родителей в образовательный процесс – это мастер-классы детей для родителей, совместные учебные занятия.
Немаловажную роль в повышении интереса общества к развитию дополнительного образования детей играют родители. Для них занятия ребёнка в творческом объединении – продуктивная занятость его в свободное от учёбы время и развития мотивации к занятиям и возможность раскрытия потенциальных способностей, талантов ребёнка, и его социальная защита в жизни.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, совместно с детьми на занятиях в объединениях «Фантазия», «Умелые руки», «От идеи до модели» учатся папье-маше, квилингу, оригами, участвуют в праздниках, конкурсах, соревнованиях и т.д.
Родители детей из спортивно-технических объединений «Авиа-ракетомоделирование», «Автомоделирование» и «Судомоделирование» берут на себя организационную работы по подготовке к показательным выступлениям и соревнованиям, это дежурство на выступлениях, размещение участников, содействие в изготовлении печатной продукции и привлечении спонсорской помощи.
В выставочном зале традиционны творческие встречи с родителями, проводятся экскурсии, родителей вновь пришедших детей знакомят с деятельностью объединений Центра. В результате родители частенько становятся первыми помощниками своим детям в исследовательской работе.
Формирование у родителей культуры на уровне Центра включает в себя:
1. В рамках Дней открытых дверей (июнь, август):
ознакомление родителей с историей и традициями учреждения, достижениями обучающихся, с уставом и правилами поведения – выход директора на родительские собрания, организация приема родителей в вечернее время изучение содержания и методики организации образовательного процесса, перспектив развития детского объединения – презентация дополнительной образовательной программы каждым педагогом для родителей;
2. Проведение Публичного отчета ЦТТ – эта форма работы, которая позволяет родителям оценить изменения в учреждении, понять проблемы, в решении которых требуется их участие, более полно познакомиться с деятельностью Центра в целом.
Создает условия для принятия совместных решений по организации мероприятий и участию в них родителей.
А как следствие – традиционный итоговый праздник Центра, в организации которого принимают участие все участники образовательного процесса (родители, педагоги, дети) и награждаются лучшие из них.
В течение трёх лет Центр в период государственных праздников и взрослых каникул реализует программу «Каникулы» (особенно зимой – 10дней выходных). А это содержательный досуг и учебные занятия для всей семьи – это приобщение детей к семейным ценностям, а родителей к культуре совместного с детьми отдыха. Каникулы объединяют детей и родителей общим увлечением, которое не только сплачивает их, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых.
Второе направление - «Опережающее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики».
Для работы по этому направлению привлекаются специалисты-психологи, социальные педагоги, медики, юристы, представители общественных организаций (причем из числа наших родителей). Тематика бесед, консультаций предлагается с учетом пожеланий родителей. Наглядным, убедительным и достоверным просвещение родителей делают демонстрации видеофильмов, слайдов, знакомство со статистическими данными.
Любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей заканчивается рекомендациями, консультациями по их запросам.
Центр организует лектории для родителей: «Культурные ценности в семье и их значение для ребенка», «Нравственно-половое воспитание в семье», «Конфликты и их разрешение». В центре постоянно разрабатываются и внедряются новые формы взаимодействия с семьей, апробируются новые формы совместной работы.
Родительский совет играет огромную роль в сотрудничестве родителей и Центра и выполняет следующие функции:
- помощь в организации учебно-воспитательного процесса;
- участие в организации Дней открытых дверей, Публичного отчета, праздников по итогам года и т.д.
- организация родительских занятий;
-помощь в организации показательных выступлений, соревнований, праздников, экскурсий, походов, выставок.
Для эффективности групповых форм необходимо участие родителей в планировании содержания занятий. Для этого в конце года их знакомят с тематическим планом групповой работы с семьями, и они выбирают наиболее интересные темы, в которых могут и желают принять участие. С учетом анализа опроса родителей планируются мероприятия.
В целях повышения профессионализма педагогов в общении с семьями воспитанников проводятся обучающие семинары: «Методика изучения семьи», «Формы взаимодействия с семьями обучающихся», «Методика проведения совместных мероприятий семьи и УДОД».
Результатом совместной работы Центра технического творчества с семьей являются:
- Активность родителей и осознание ими потребности в конструктивном взаимодействии с педагогическим коллективом учреждения, участие в решении проблем Центра;
- Общение родителей с детьми на принципах принятия, признания ребенка, любви, доверия;
- Рост авторитета родителей в глазах собственных детей.
Таким образом, активное взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников является важным условием формирования семейных ценностей учащихся.
Вся эта разноуровневая и разноплановая работа направлена на развитие и восстановление воспитательной, досуговой, культурно-психологической функций семьи, что положительно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье детей, способствует коррекции детско-родительских отношений. Лишь сознательное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, позволит сделать процесс воспитания подрастающего поколения наиболее эффективным.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обеспечения успешности конструкторско-технологической деятельности учащихся на занятиях объединения спортивно-технического моделирования
В настоящее время перед российским образованием стоит серьезная задача, связанная с повышением качества обучения. При этом основной целью обучения является развитие ребёнка. Поэтому занятость де...
Сотрудничество педагогического коллектива и родителей обучающихся в воспитании законопослушного гражданина.
Презентация к собранию для родителей обучающихся 6-8 классов....
Механизм взаимодействия педагогического коллектива по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Не подлежит сомнению тот факт, что школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.Важнейшей задаче...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников....
Проблема взаимодействия педагогического коллектива при подготовке учащихся 9 класса к итоговому собеседованию
В данной работе рассматривается проблема взаимодействия педагогического коллектива при подготовке учащихся 9 класса к итоговому собеседованию....
Взаимодействие педагогического коллектива школы с родителями. Особенности, трудности и пути их разрешения
Статья о взаимоотношениях родителей и школы...
Статья «Психологические особенности и принципы общения начинающего педагога в педагогическом коллективе»
Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности и принципы общения начинающего педагога в педагогическом коллективе. Взаимоотношения в коллективе – это система межличностных отно...