Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении
статья по психологии на тему
На современном этапе обновления школьной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» ст 44 одной из основных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rabota_s_roditelyami.docx | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении
Докладчик: Бурьева Оксана Павловна
На современном этапе обновления школьной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» ст 44 одной из основных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Деятельность родителей и психологов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Таким образом, чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Содержание работы с родителями в общеобразовательном учреждении состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Направления работы психолога:
- Работа с родителями при адаптации учащихся 1, 5 ,10 классов
- Информационное сопровождение родителей учащихся 9, 11 классов при подготовке и сдачи экзаменов
- Просветительская работа педагога-психолога с родителями учащихся
- Консультирование родителей педагогом-психологом.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение психолого - педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Коллективные формы работы:
- работа с родителями в группе,
- работа с родителями в парах,
- родительское собрание,
- родительский комитет,
- встречи за "круглым столом",
- тематические психологические консультации и т. д.
Индивидуальные формы работы:
- индивидуальное консультирование,
- беседа,
- инструктаж и др.
Методы работы:
- диагностика,
- консультация, тренинг,
- наблюдения,
- беседа,
- тестирование и анкетирование,
- сочинение как метод изучения семьи,
- метод обобщения независимых характеристик,
- педагогическая гостиная.
Рис. 1. Модель взаимодействия школьного психолога с родителями.
В рамках трех основных направлений взаимодействия психолога с родителями выделены виды деятельности, классифицированные по типу психолого-педагогического вмешательства. Основными видами деятельности психолога в плане кризисного вмешательства являются индивидуальное и семейное консультирование. Психопрофилактическая деятельность психолога может быть представлена в виде индивидуального консультирования, семейного консультирования и психолого-педагогического просвещения. Развитие и обучение родителей может происходить с помощью проведения родительских тренингов. Выделенные направления деятельности не являются автономными; при определенных условиях происходит трансформация одного направления деятельности в другое.
Основными поводами для кризисного вмешательства психолога явились обращения родителей при обострившейся эмоциональной неустойчивости ребенка, резко ухудшившейся успеваемости, конфликта родителя или учащегося с педагогом и родителя с ребенком. При обращении за психопрофилактической помощью к психологу родителей волнует эмоциональная неустойчивость ребенка, общение ребенка с окружающими, затруднения в учебе, нарушение взаимопонимания в семье. При психолого-педагогическом просвещении основные темы, раскрываемое школьными психологами - это проблемы общения и взаимопонимания и проблемы успеваемости.
Все направления деятельности школьного психолога являются значимыми для осуществления сотрудничества между родителями и школой, однако, степень их влияния на становление личности учащегося и успешность его обучения в школе неодинакова.
Мы, конечно, понимаем, что ведущая роль в формировании личности ребёнка принадлежит семье. И для того, чтобы заручиться поддержкой семьи, сделать их союзниками, важно понимать по каким семейным сценариям воспитывают наших учащихся, а ещё важнее раскрыть эти знания родителям
Многие отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на зависимость душевного благополучия детей от воздействия на них семьи. Изучение теоретических подходов к данной проблеме позволяет охарактеризовать семейные причины возникновения невротических нарушений у детей младшего школьного возраста А.С. Спиваковская (1988) описывает такие причины как: - низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания; При изучении дисгармонии семейных отношений В.В. Столин (1983) считает, что содержание семейного “Мы” оказывается либо “семейным мифом”, либо псевдорациональным “семейным контрактом”. В основе семейных конфликтов лежит нарушение понимания друг друга, скрытые отношения взаимозависимости: соперничества, доминантности, защиты и опеки. В характере взаимодействия супружеских пар, у которых дети имеют невротические нарушения, существуют свои особенности: - неадекватность взаимного восприятия, Зденек Матейчек писал: “Иногда создается впечатление, что отклонения в поведении (человека) и особенности характера - “врожденные”, на самом же деле так из поколения в поколение передается эмоциональная нищета, неблагоприятная жизненная атмосфера, нездоровые условия развития”. В исследованиях Е.А. Веселковой были рассмотрены следующие типы нарушений внутрисемейных отношений: исполнительный тип, тип внутренней депривации, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы приводящие к различным клиническим формам неврозов у детей и описаны их характерные клинические проявления. Остановимся на каждом из них более подробно на практическом занятии, подготовленном творческой группой Центрального района
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимушка - зима ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Работа с зимними месяцами посредством загадок, пословиц, репродукций картин художников....
"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...
Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии
Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...
Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении
Презентация к докладу по организации работы с детьми...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...