«Семья как микрофактор социализации. Разнообразие форм взаимодействия с семьями обучающихся»
проект

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, вписаться в существующие в обществе отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные, межличностные и др.), следовать принятым в обществе традициям и обычаям.

Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования Республики Адыгея

«Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

Проектная работа

Тема: «Семья как микрофактор социализации. Разнообразие форм взаимодействия с семьями обучающихся»

Выполнила:

Истомина Е.А., г. Майкоп, педагог дополнительного образования РЦ ДОД;

г. Майкоп, 2020г.


Содержание

1. Введение                                                                                3

2. Семья как фактор социализации.                                                6

2.1. Функции семьи:                                                                        6

2.2. Социальные функции семьи:                                                        7

2.3. Социализирующие функции семьи:                                        7

3. Способы реализации взаимодействия                                         9

3.1. Нормативно-правовая информация о взаимодействии учреждения дополнительного образования с семьёй обучающегося                9

3.2. Сотрудничество с родителями                                                10

3.3. Формы общения родителей и педагогов в учреждении дополнительного образования                                                                11

3.4. Перспективы работы с родителями                                        12

4. Заключение                                                                                14

5. Список литературы                                                                        16


1. Введение

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, вписаться в существующие в обществе отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные, межличностные и др.), следовать принятым в обществе традициям и обычаям.

Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Естественно, что с рождения ребенка процесс социализации его начинается в семье. В семье ребенок учится выполнять свои первые родственные роли (сына или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.), уже в раннем детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки, родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому. Они учат его любить свой дом, семью, с которой для него начинается Родина. Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации.

Одной из главных задач педагогической работы коллектива учреждения дополнительного образования является взаимная связь с родителями обучающихся. Взаимная связь помогает педагогу лучше раскрыть знания, умения и навыки ребенка, многообразно применять их, направить усилия в воспитании ребенка в нужном направлении.

Взаимная связь учреждения дополнительного образования с семьей, различными детскими организациями - направление деятельности учреждения по воспитанию энергичной, творческой фигуры ребенка.

В учреждении дополнительного образования должны быть созданы условия, в которых личный и творческий потенциал ребенка получает вероятность становления. Воспитательная система в учреждении дополнительного образования, в отличие от школы, имеет крупные возможности в содействии всестороннему становлению фигуры ребенка. Эта система владеет такими свойствами как, вариативность, доступность, динамичность, эластичность, открытость непрерывное становление, психологическая комфортность.

Организация системы работы педагога с родителями - это заботливая повседневная работа. Формы и способы её многообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, популяризация психолого-педагогических умений, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Впрочем, педагог должен понимать, что многообразие форм и способов не обязательно обеспечивает успех его работы. Главная задача педагога сделать семью ребенка своим союзником, единомышленником, сотворить такой жанр взаимных отношений, где ценятся не только такт и терпение, но и взаимопонимание обеих сторон.

Положительный результат воспитательной работы зависит от взаимоотношений педагога с родителями, его умения работать с семьёй в тандеме, опираться на её поддержку.

Для чего необходимо сотрудничество? Для контроля свободного времени ребенка, для общения всех сторон и их взаимопонимания, для работы в одном направлении с семьёй, для помощи ребенку получить новые навыки,         для поддержки детей с неустойчивым нравом, для лучшего понимания особенностей характера ребенка. Учреждение дополнительного образования в результате такого сотрудничества оказывает помощь родителям в контроле, воспитании и развитии ребенка.

Родители, в свою очередь, тоже могут оказать помощь учреждению дополнительного образования, как, например, в организации мероприятий и поддержке ребенка во время участия в них; в настрое ребенка на достижения высоких результатов, а не только участия.

Удачному сотрудничеству родителей и учреждения дополнительного образования могут воспрепятствовать нехватка рабочего времени, отсутствие или недостаточность информации, настроение ребенка.

Проблема: Педагоги испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия педагогов, родителей и детей была рассмотрена тема: «Организация системы взаимной работы педагога и родителей».

Для решения вышеупомянутой проблемы необходимо определить условия для взаимодействия родителей и учреждения дополнительного образования в вопросах воспитания детей, исследовать литературу по данной проблеме, обозначить перспективы работы учреждения дополнительного образования с родителями.

Только проанализировав все точки зрения по данной проблеме и обстановку в учреждении дополнительного образования, возможно повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию и выстроить с ними положительное взаимное сотрудничество.


2. Семья как фактор социализации.

Семья – основа чувства безопасности, основа психического здоровья своих членов (особенно для детей). Семья – это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

2.1. Функции семьи:

  • даёт ребёнку чувство безопасности, доверия к миру;
  • даёт модели поведения;
  • семья – источник жизненного опыта;
  • обеспечивает соответствующее некоторым требованиям ребёнка общество.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

2.2. Социальные функции семьи:

  • воспитательная – социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшим;
  • духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

2.3. Социализирующие функции семьи:

  1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
  2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
  3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Бенджамин Сэмюэл Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
  4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
  5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

3. Способы реализации взаимодействия

3.1. Нормативно-правовая информация о взаимодействии учреждения дополнительного образования с семьей учащегося

Осуществление этой задачи возможно лишь при полном доверии и понимания педагога и родителей. Такая взаимная связь закладывают основу положительного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования современная стратегия воспитания направлена, прежде всего, на:

- соответствие содержания и качества воспитания актуальным и необходимым в будущем потребностям личности, общества и государства;

- достижение нового уровня совместной работы семьи и, учреждения дополнительного образования в воспитании и социализации ребенка.

Совместные действие детей, родителей и педагогов могут быть удачными, если:

- дети, родители, педагоги положительно настроены и открыты к совместной работе, желают работать сообща, осмысливают ее цели и находят в ней толк;

- осуществляется совместное проектирование, организация и проведение деятельности;

- создаются обстановки свободного выбора участниками разных видов, методов, форм в совместной работе;

- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, работа педагога содействует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Сейчас, очень часто можно встретить разработанные программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию. На региональном уровне особой популярностью пользуются ежегодные родительские собрания, выступления по задачам воспитания с широким привлечением родительской общественности.

3.2. Сотрудничество с родителями

1. Нужно установить доброжелательные отношения с родителями.

На первом родительском собрании рекомендуется разобрать следующие вопросы:

а) Зачем нужно сотрудничество педагогов и родителей?

б) В чем может проявляться взаимопомощь между родителями и учреждением дополнительного образования?

в) Что нужно, дабы взаимная связь педагогов и родителей была продуктивной?

г) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в коллективе?

2. Выработать наилучший для ребенка режим жизни и работы дома.

3. Определить совместные требования к ребенку, не ущемляя его.

4. Непрерывно оповещать родителей о процессе воспитания,  победах, движения в становлении личности ребенка.

5.Обнаружение причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности, как в учреждении дополнительного образования, так и вне ее.

7. Организация педагогического просвещения родителей.

8. Обзор отношений с родителями с целью возрастания воспитательной значимости семьи.

Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия разрабатываются памятки, информационные листы для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях учреждения дополнительного образования, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны педагога и администрации; основные мероприятия за год и т.п.

Информационные листы исполняют еще одну значимую функцию - показывают родителям, что они являются частью образовательного коллектива, участниками процесса воспитания и обучения детей. Иная форма опосредованного общения - календари, где подмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут участвовать родители.

Непосредственная взаимная связь - встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. Позитивным итогом для педагогов становится возрастание уважения со стороны родителей и социума в совокупности, совершенствование межличностных взаимоотношений с ними, возрастание авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей итогом становится лучшее умение своих детей и обучающих программ, убежденность в том, что при обучении учитывается их суждение и пожелание, увеличение родительской компетентности. У детей складывается лучшее отношение к учреждению дополнительного образования, к учебным занятиям, прогрессируют познания и знания, отмечается удачное общественное становление.

3.3. Формы общения родителей и педагогов в учреждении дополнительного образования

В системе дополнительного образования эффективно используют четыре формы работы с семьей:

1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, консультации экспертов.

2. Традиционная: родительские собрания, чествование именинников, вечера отдыха, семейные спортивные состязания.

3. Просветительская: применение средств массовой информации для освещения задач воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск информационных бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.

4. Государственно-социальная: создание попечительских советов, советов школ, городских и районных советов родителей.

Формы сотрудничества:

Собрание, где обсуждаются загвоздки, отражающие всеобщие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.

Формы познавательной деятельности:

- день открытых дверей;

- праздники, соревнования и т.д.

Родители участвуют в оформлении, подготовке мероприятий, спортивных праздников и могут сами соревноваться с детьми.

Формы трудовой деятельности:

- изготовление газет, информационных или агитационных листов;

материально-финансовая помощь (благотворительность, спонсорство).

Формы досуга:

- совместные оздоровительная работа семьи и школы;

- экскурсии, походы и т.п.

Встреча с администрацией, экспертами:

- вечер вопросов и ответов;

- индивидуальные беседы, групповые консультации.

3.4. Перспективы работы с родителями

Родительские собрания регулярно проводятся в течение учебного года. После каждой встречи создается протокол заседания родительского собрания. Темы собраний выбирает педагог. В качестве темы собрания рекомендуются:

- Организационное родительское собрание: знакомство с учреждением дополнительного образования школой, её традициями, местом занятий; требования и правила посещения.

- Требования к учебному процессу.

- Здоровый образ жизни: диета и питание, профилактика заболеваний, режим дня, сон и отдых.

- Роль семьи в воспитании здорового ребенка.

- О способностях к избранному виду деятельности.

- Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

- Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.

- О роли занятий спортом в период летних каникул.

- Итоговые родительские собрания.

Также, родители регулярно приглашаются на просмотр мероприятий, учебных занятий, открытых занятий. Родители привлекаются к судейству, оценки мероприятий с согласия педагога.

Для проведения муниципальных и выездных мероприятий родители учащихся могут привлекать личные денежные средства для решения следующих вопросов: применение личного транспорта для выезда на мероприятие, получение спортивной экипировки и инвентаря, берут на себя правовую охрану прав и интересов воспитанников.

В учреждении дозволено наметить становление внебюджетной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг, следственно назревает надобность создания экономического совета, в состав которого войдут представители родительской общественности учреждения дополнительного образования.


4. Заключение

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду.

Практически для всех педагогов сотрудничество с родителями необходимо. Работа с родителями внутри учреждения дополнительного образования переносится на уровень создания цельного воспитательного пространства. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов. Коллектив учреждения дополнительного образования понимает, что именно родители могут сыграть энергичную роль в создании социальной поддержки и поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое основное то, что именно родители заинтересованы в добротном образовании детей, а значит, готовы принимать энергичное участие в деле обучения и воспитания.

Можно выделить критерии результативности работы учреждения дополнительного образования с родителями:

1. Присутствие традиций сотрудничества учреждения дополнительного образования с родителями.

2. Обеспечение, благодаря  родителям, общественной охраны детей.

3. Положительный шаг в сохранности здоровья детей;

4. Быстрая реакции родителей на запросы учреждения дополнительного образования и наоборот.


5. Список литературы

для педагогов

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001

2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1

3. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Немов Р.С. Психология. М., 2003

4. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001

5. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.

6. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004

для обучающихся

1.   Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. —

      М., Профиздат, 1984.

2.   Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

3. Краткий справочник туриста. — М., Профиздат, 1985.

4. Шибаев А.В. В горах. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

5. Энциклопедия туриста. — М., Научное издательство «Большая Российская  энциклопедия», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Семья как важнейший микрофактор социализации личности».

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка еди...

Основные формы взаимодействия с семьей в дополнительном образовании

Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими формами педагоги пользуются давно, некоторые были созданы недавно и учитывают современные требования к процессу воспитания и обуч...

Основные формы взаимодействия с семьей в дополнительном образовании (презентация)

Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими формами педагоги пользуются давно, некоторые были созданы недавно и учитывают современные требования к процессу воспитания и обуч...

Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"

Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...

Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представи...

Презентация "Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих вз...

Современные формы взаимодействия с семьей

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагого...