“Воспитание ответственного поведения в обществе у несовершеннолетних обучающихся с умственной отсталостью ”
учебно-методический материал (9 класс)

Ярошук Елена Алексеевна

Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственно-правового воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_-_klassnoe_rukovodstvo.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема для самообразования в 2021-2022 учебном году

классного руководителя Ярошук Е.А.

ЗАКОН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

“Воспитание ответственного поведения в обществе у несовершеннолетних обучающихся с умственной отсталостью ”

Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственно-правового воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и, связанные с ними, не критичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их обучения и воспитания. Эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет  у них необходимые привычки. Ведь  «Привычка – вторая натура…», как сказал Э. Сеген.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошо воспитанных, с правильным поведением лиц даже с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение детей с умственной отсталостью – результат огромной работы его учителей и воспитателей.

Реально действующий мотив поведения для таких учащихся - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки. Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.

Исходя из положения о том, что работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям: «Мое общество», «Ребенок», «Мои права», «Мое Отечество», «Моя семья» мне хотелось бы представить опыт работы по их реализации.

В результаты работы по правовому воспитанию мной так же были включены нравственное, этическое, эстетическое, гражданское, экологическое воспитание, так как все эти направления, как я считаю, в совокупности формируют культуру поведения школьников с умственной отсталостью.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. По данному паправлению была проведена следующая работа: классные часы «Я - гражданин России», «Мои права и обязанности», «Конституция РФ – Основной закон государства», «Мой край – Горная Шория», «Правила поведения в школе», «Наши права и обязанности», «Вместе против террора», «Урок Мира», «День Народного единства», показаны видеофильмы и презентации «Символы России», «Символы Кемеровской области Таштагольского района» и др.

Так же стоит отметить, что ребята из моего класса в начале мая 2018 года приняли участие в акции «Бессмертный полк», организованной педагогами и учащимися школы № 6 г. Таштагола.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Были проведены следующие виды работ: классный час «4 октября – день защиты животных», викторина «В мире животных», экскурсии.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. По данному направлению были проведены беседы: «Здоровье», «Режим дня», «О болезнях грязных рук», игра по Основам безопасности жизнедеятельности.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Проведены следующие беседы: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я - дежурный в классе!», «Моя главная работа это…….».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Изготовление открыток ко Дню учителя, Дню матери, Новому году, 8 Марта, а так же участие в данных праздниках (общешкольных). В рамках месячника художественно-эстетического воспитания, с 20.03.18 г. по 31.03.18 г. в школьной библиотеке была представлена выставка поделок учащихся 7 «И» класса на тему «В гостях у сказки».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Проведена следующая работа: классные часы «Поговорим о дружбе», «Лучик солнца-доброта», викторина «Умеем ли мы вести себя в общественных местах» и др.

Так же для формирования правил поведения учащихся с умеренной и тяжелой УО использую следующие способы педагогического воздействия:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения.

2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие

3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: считаю, что осуждение учителем/воспитателем негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций.

8. Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения.

Таким образом, процесс правового воспитания учащихся с умеренной и тяжелой УО, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные и духовные качества учащихся формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности ребёнка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого.

Освоение детьми морально - нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне.  Если мне удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что я хотела  ему сказать.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Подготовка обучающихся с умственной отсталостью на уроках профильного труда социализации в обществе

Методические рекомендации разработаны для учителей слесарного дела...