“Воспитание ответственного поведения в обществе у несовершеннолетних обучающихся с умственной отсталостью ”
учебно-методический материал (9 класс)
Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственно-правового воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_-_klassnoe_rukovodstvo.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема для самообразования в 2021-2022 учебном году
классного руководителя Ярошук Е.А.
ЗАКОН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
“Воспитание ответственного поведения в обществе у несовершеннолетних обучающихся с умственной отсталостью ”
Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственно-правового воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и, связанные с ними, не критичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их обучения и воспитания. Эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки. Ведь «Привычка – вторая натура…», как сказал Э. Сеген.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошо воспитанных, с правильным поведением лиц даже с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение детей с умственной отсталостью – результат огромной работы его учителей и воспитателей.
Реально действующий мотив поведения для таких учащихся - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки. Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.
Исходя из положения о том, что работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям: «Мое общество», «Ребенок», «Мои права», «Мое Отечество», «Моя семья» мне хотелось бы представить опыт работы по их реализации.
В результаты работы по правовому воспитанию мной так же были включены нравственное, этическое, эстетическое, гражданское, экологическое воспитание, так как все эти направления, как я считаю, в совокупности формируют культуру поведения школьников с умственной отсталостью.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. По данному паправлению была проведена следующая работа: классные часы «Я - гражданин России», «Мои права и обязанности», «Конституция РФ – Основной закон государства», «Мой край – Горная Шория», «Правила поведения в школе», «Наши права и обязанности», «Вместе против террора», «Урок Мира», «День Народного единства», показаны видеофильмы и презентации «Символы России», «Символы Кемеровской области Таштагольского района» и др.
Так же стоит отметить, что ребята из моего класса в начале мая 2018 года приняли участие в акции «Бессмертный полк», организованной педагогами и учащимися школы № 6 г. Таштагола.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Были проведены следующие виды работ: классный час «4 октября – день защиты животных», викторина «В мире животных», экскурсии.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. По данному направлению были проведены беседы: «Здоровье», «Режим дня», «О болезнях грязных рук», игра по Основам безопасности жизнедеятельности.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Проведены следующие беседы: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я - дежурный в классе!», «Моя главная работа это…….».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Изготовление открыток ко Дню учителя, Дню матери, Новому году, 8 Марта, а так же участие в данных праздниках (общешкольных). В рамках месячника художественно-эстетического воспитания, с 20.03.18 г. по 31.03.18 г. в школьной библиотеке была представлена выставка поделок учащихся 7 «И» класса на тему «В гостях у сказки».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Проведена следующая работа: классные часы «Поговорим о дружбе», «Лучик солнца-доброта», викторина «Умеем ли мы вести себя в общественных местах» и др.
Так же для формирования правил поведения учащихся с умеренной и тяжелой УО использую следующие способы педагогического воздействия:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения.
2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: считаю, что осуждение учителем/воспитателем негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций.
8. Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения.
Таким образом, процесс правового воспитания учащихся с умеренной и тяжелой УО, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные и духовные качества учащихся формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности ребёнка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого.
Освоение детьми морально - нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне. Если мне удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что я хотела ему сказать.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".
В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Подготовка обучающихся с умственной отсталостью на уроках профильного труда социализации в обществе
Методические рекомендации разработаны для учителей слесарного дела...