Организация работы школы по профилактике и коррекции осложнённого поведения у обучающихся с умственной отсталостью
статья

Клочкова Елена Сергеевна

                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы школы по профилактике и коррекции осложнённого поведения у обучающихся».

 

Как известно, многим детям и подросткам свойственны незначительные временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей и учителей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории обучающихся с осложненным поведением. 

В последние годы отмечается значительный рост числа таких обучающихся. Причем, если раньше эти проявления отмечались в основном в подростковом возрасте, то на сегодняшний день дети с осложненным поведением появились уже в дошкольной среде.

Поэтому одной из задач стоящей пред педагогическим сообществом нашей страны является организация работы  по профилактике и коррекции осложнённого поведения детей.

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего учреждения в данном направлении.

В нашей школе на сегодняшний день получает образование 191 обучающийся.

Из них:

  • 18 обучающихся воспитываются в семьях, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних и КДН и ЗП г. Ельца;
  • 4 обучающихся, воспитываются в семьях, категории социального риска;
  • 5 обучающихся состоят на профилактическом учете в ОДН ОМВД
  • 1 обучающийся состоит на персонифицированном учете в КДН и ЗП
  • 7 обучающихся состоят на ВШУ
  • 18 обучающихся относятся к категории «группа риска».

Все обучающиеся школы имеют различные формы умственной отсталости (интеллектуальных нарушений). Девиантное поведение у таких детей часто связано с отклонениями в поведении и типичными для них трудностями такими как: взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми, сверстниками; отсутствие жизненных ориентиров, ценностей, идеалов; чувства внутреннего одиночества; поиск свободы через бегство от давления, правил и норм, испытание себя; неорганизованность, отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях, обидчивость, агрессивность, гиперактивность, отсутствие чувства безопасности, симптоматическое поведение.

Для обучающихся нашей школы характерны такие проявления осложненного поведения как: сквернословие – 16,4 %, табакокурение - 6,9 %; агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями – 6,3 %, ранняя алкоголизация – 4,7 %, воровство – 4,2 %, школьные прогулы – 3,2 %, попрошайничество – 2,6 %, сексуальные аддикции – 0,5 %. 

Следует отметить, что число обучающихся с осложненным поведением в большей мере пополняется за счет обучающихся пришедших из других ОУ города (70,5 %). Из них 41,2 % обучающихся к моменту поступления в нашу школу уже состояли на профилактических учетах в органах системы профилактики.

Работа по профилактике и коррекции осложненного поведения данной категории учащихся является наиболее сложной, кропотливой и более длительной по времени. Т.к. длительное нахождение ребенка с ОВЗ в среде, не учитывающей его особые потребности и реальные возможности приводит к формированию неадекватной самооценки, трудностям регуляции эмоций, недостаточно сформированным коммуникативным навыкам, проблемам в межличностном общении, развитию зависимостей; повышенной внушаемости и ведомости.

Одним из самых важных моментов в работе по профилактике и коррекции осложненного поведения является установление первоначального контакта с ребенком. Необходимо установить с ним доверительные отношения. Однако следует помнить, что дети уже со сложившимися осложненным поведением изначально настроены враждебно и настороженно по отношению к педагогам. Поэтому этот этап работы может затянутся по времени. К примеру организации работы по установлению контакта приведу один из случаев из нашей практики:

В феврале прошлого года к нам в школу пришел обучающийся Н. в возрасте 11 лет. На момент поступления в школу он уже состоял на всех видах учета, курил, пробовал алкоголь и легкие наркотические средства, постоянно нецензурно выражался, совершал преступления, неоднократно помешался в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Изначально на контакт не шел, был настроен агрессивно, занял позицию «круговой обороны». Осложняло ситуацию позиция мамы, которая считала, что ее сына всегда незаслуженно оговаривают, выставляют виновным во всем.

В этой ситуации нам удалось установить контакт с ребенком, путем конкретного разбирательства по каждой ситуации. Мальчик, который оправдывая себя, изначально находил виноватых в каждом случае  и придумывал на ходу различные отговорки, увидел, что наши специалисты никогда сразу не обвиняют его в каких-либо происшествиях, а выясняют все подробности и причины. И в тех случаях, когда он не виновен, его незаслуженно не наказывают. В случаях, когда он действительно был виноват, ему подробно объясняли, что именно в его поступке привело к нежелательным последствиям, как можно было бы их избежать, давался алгоритм действия по исправлению ситуации. И если вначале ребенок напоминал «колючего ежика», который на каждое слово находил  10 слов в ответ, перечил всем нашим рекомендациям, то на сегодняшний день он сам приходит к значимому для него взрослому за советом как поступить в той или иной ситуации. И если он виноват в каком либо проступке, то он способен признать свою вину и готов к исправлению ситуации.

Кроме того установлению доверительных отношений с мальчиком способствует проявление интереса к его жизни. Здесь нам помогают сведения собранные на момент изучения жизни и быта его семьи, особенностей семейного воспитания, изучения интересов и склонностей ребенка. Даже простой вопрос «Как прошли твои выходные?» вызывает живой отклик со стороны мальчика и он с удовольствием делится тем, что для него важно, чувствуя себя при этом нужным и интересным для педагога.

Установление доверительных отношений с ребенком позволяет выяснить конкретные причины сформировавшегося осложненного поведения и в дальнейшем проводить работу по его коррекции.

Также одним из значимых моментов в проведении работы по профилактике и коррекции осложненного поведения является предоставление возможностей ребенку самореализовать себя в позитивной деятельности - возможность заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха (привлечение к участию в конкурсах, соревнованиях, тематических акциях, концертах, Днях здоровья и т.д.).

Здесь важно учитывать, что дети по-разному включаются в те виды деятельности, которые требуют проявления личностных качеств. Одни готовы сразу участвовать во всех мероприятиях, другие по началу относятся к ним скептически, отказываются от участия, испытывая страх быть осмеянными, неуспешными. Здесь важно поддержать ребенка, дать возможность постепенного включения в деятельность, поддерживать его  и, даже в неудачах, находить положительные моменты, стимулируя ребенка на более активное участие.

Например, в 2017 году к нам в школу поступил С., ранее совершивший преступление и состоящий на всех видах профилактического учета. В предыдущей школе он был на плохом счету, часто пропускал школу.

На этапе адаптации к новой школе С. был очень застенчив, робок, стеснялся своего речевого дефекта (мальчик заикается), в школьных мероприятиях участвовать отказывался. На настоящий момент он участвует во всех школьных мероприятиях, танцует, с удовольствием ходит в школу и общается с другими обучающимися. После поступления в нашу школу он почувствовал себя успешным, у него повысилась самооценка и им не было совершено ни одного правонарушения. На сегодняшний день он снят со всех видов профилактического учета.

Немало важным этапом работы по профилактике и коррекции осложненного поведения обучающихся является создание воспитательных ситуаций. Это могут быть общественные поручения, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь, встречи с выдающимися личностями. Здесь ребенку дается шанс показать себя с положительной стороны, попробовать свои силы в новой сфере. Очень большой находкой нашего учреждения на данном этапе является проведение Дней ученического самоуправления. В эти дни ребята примеряют на себя роли сотрудников школы – директора, заместителя директора, психолога, социального педагога, учителей, завхоза, младшего обслуживающего персонала. В течение учебного дня дети выполняют их обязанности – проводят уроки и коррекционные занятия, следят за школьным порядком, работают с документацией (кончено же под контролем взрослых).

В эти дни все дети, чувствуя большую ответственность за работу школы, в целом ведут себя намного спокойнее, чем обычно. Даже самые «трудные» учащиеся с удовольствием и в полном объеме исполняют возложенные на них обязанности.

Также большое внимание нами уделяется привитию учащимся нравственных, правовых ценностей, мотивов и установок социально приемлемого поведения. Так как зачастую дети совершают правонарушения или проступки, не зная об их последствиях, о действующих нормах законодательства. С этой целью систематически проводятся классные часы, дискуссии, беседы, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, ролевые игры, образовательные квесты, оформляются стенды, разрабатываются и распространяются буклеты.

Примером эффективности проводимой профилактической работы в данном направлении могут послужить два брат пришедшие в нашу школу два года назад – М. и Т.  К моменту перевода в нашу школу у мальчиков сформировались следующие негативные тенденции поведения: решение всех конфликтов драками, мелкое воровство, использование в речи нецензурных слов. В ходе профилактической работы выяснилось, что мальчики не знают об ответственности и последствиях за данные проступки, не знакомы с приемлемыми способами урегулирования конфликтов. Поэтому с братьями постоянно проводилась и проводится разъяснительная работа, включающая в себя все выше перечисленные мероприятия. На сегодняшний день негативные проявления в поведении мальчиков сгладились, их поведение соответствует предъявляемым требованиям.

Осуществляя работу по профилактике и коррекции осложненного поведения необходимо вести постоянный контроль за посещаемостью школы, поведением и успеваемостью «трудных» обучающихся, с целью своевременного выявления конкретных проблем и принятия мер по их решению.

На формы проявления осложненного поведения несовершеннолетних большое влияние оказывает семья, в которой происходит процесс социализации личности. На развитие детей оказывают влияние: условия и образ жизни семьи, поведение родителей и их отношение к детям, особенности воспитания, тип семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их образования и т.п. Нарушение в функционировании этих элементов нередко приводит к девиантному поведению.

Так в последнее время в Липецкой области участились случаи, когда подростки из казалось бы вполне благополучных семей самовольно уходят из дома, прячутся от своих родителей, выражая таким способом недовольство внутрисемейными отношениями.

Причиной этого явления является понижение ресурности  современной семьи.

Ресурность семьи - это комплексное, интегративное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения потребностей семьи. Семейные ресурсы складываются из индивидуальных психологических ресурсов каждого члена семьи и ресурсов, которые присущи семье как системе.

 Показателями ресурсности семьи могут быть: полная семья, стабильный брак, близкие отношения в супружеской системе, оптимальное взаимодействие супругов, баланс иерархии в семье; позитивная оценка вклада и роли супруга; образование; подвижность и готовность семьи к переструктурированию; гибкость ролевого поведения; аффективная устойчивость родителей, умение регулировать собственное эмоциональное состояние; ответственность и терпимость в отношениях; активность жизненной позиции, позитивная самооценка (особенно у матери).

Снижение уровня ресурности семьи может приводить не только к побегам из дома, но и к появлению у ребенка нежелательного поведения. Так проживание подростка в неполной семье (только с матерью или только с отцом) приводит к повышенной агрессивности, грубости.

У обучающихся из малообеспеченных семей часто отмечаются низкая успеваемость и школьным прогулы.

В поведении учащихся из опекаемых семей чаще присутствуют такие формы нежелательного поведения, как курение, хулиганские действия и поступки, школьные прогулы.

В смешанных семьях (проживание ребенка с матерью и отчимом или отцом и мачехой) девиантные формы поведения проявляются в таких формах девиаций, как побеги из дома, бродяжничество, употребление алкоголя.

Образование родителей, тип поведения взрослых в семье, наличие вредных привычек, применение физических наказаний, грубость также оказывает влияние на формы и уровень проявления девиантного поведения несовершеннолетних.

Как мы видим, недостаточная ресурсность семьи зачастую приводит к нежелательному поведению учащихся. Поэтому мы в работе по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся уделяем большое внимание не только работе с самим обучающимся но и с его семьей.

В связи с этим организуя профилактическую работу мы большое внимание уделяем работе с семьями обучающихся. На этапе первоначального знакомства с ребенком специалисты школы посещают семью, изучают условия проживания и воспитания ребенка, беседуют с членами семьи, выявляют имеющиеся проблемы.

Необходимо установить взаимопонимание с родителями, т.к. важным в коррекции и профилактике осложненного поведения является предъявление единых требований школы и семьи к обучающемуся. Зачастую сами родители не знакомы с последствиями того или иного поведения детей, являются педагогически не компетентными. Поэтому администрация и педагоги школы проводят разъяснительную работу и с семьями обучающихся.

В процессе работы с семьей осуществляется ознакомление родителей с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Это направление работы очень важно, т.к. зачастую родители не понимая особенности своего ребенка, теша собственные амбиции, требуют от ребенка и педагогов работающих с ним невозможных результатов. В практике нашего учреждения встречаются родители, которые планируют в дальнейшем обучать своего ребенка в ВУЗе и устроить его на работу не соответствующую его возможностям.

Если родители являются педагогически неграмотными, то проводится их педагогическое просвещение, ознакомление с правилами воспитания, приемами и методами работы с ребенком с ОВЗ.

Формированию у родителей навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа по актуальным проблемам.

Конечно работа с семьей это очень сложный элемент в профилактике и коррекции осложненного поведения учащихся, т.к. не все родители адекватно воспринимают рекомендации по воспитанию детей. Однако, не смотря на все трудности, данная деятельность чаще всего приносит свои положительные результаты.

В качестве примера хочу привести семью обучающегося А., который переведен в нашу школу в 2015 году. Мальчик и его семья состояли на учете во всех органах системы профилактики. А. при поступлении в школу регулярно нарушал дисциплину, оговаривался с учителями, нецензурно выражался. Мама с мальчиком не проживала, вела асоциальный образ жизни, не шла на контакт. Школой совместно с органами системы профилактики постоянно проводились разъяснительные беседы с мамой, регулярные рейды по месту жительства мамы и мальчика, мама мальчика приглашалась на заседания Совета профилактики школы, ненадлежащее исполнение ею своих родительских обязанностей рассматривалось на заседаниях КДН и ЗП. Результатом стало возвращение мамы в семью, нормализация ее образа жизни, налаженный контакт со школой. На сегодняшний день мама работает, заботится о сыне, создала семью. Поведение мальчика также было скорректировано, т.к. мама поддерживает воспитательную стратегию школы, выполняет полученные рекомендации.

Также одним из направлений по коррекции и профилактике  осложненного поведения обучающихся является работа с педагогами. Важно, чтобы все педагоги школы придерживались единой воспитательной стратегии в отношении данных учащихся. Так как неправильный алгоритм действий в работе с ребенком может привести как к непродолжительным вспышкам у него нежелаемых форм поведения, так и закреплению данной манеры действий по отношению к конкретным педагогам.  Поэтому специалисты школы, подобрав эффективные методы воздействия по отношению к конкретному ребенку, разрабатывают индивидуальные программы реабилитации «трудных» подростков, учитывающие личностные особенности каждого школьника. А также дают рекомендации по работе с ними.

Подводя итог, хочу отметить, что работа по профилактике и коррекции осложненного поведения обучающихся должна проводится систематически и планомерно, учитывать конкретные обстоятельства каждой семьи и каждого ребенка. Так как те методы и приемы, которые приемлемы в одной ситуации, не приемлемы в другой. Важно уметь находить тот инструментарий воздействий, который будет актуален именно для конкретной семьи и конкретного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

ДОКЛАД Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»....

Обучающий семинар для учителей начальных классов по теме "Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе"

Материал знакомит с особенностями нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью, с видами ошибок на письме, их причинами, содержанием работы по преодолению ошибок звукового состава сл...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...