Подготовка обучающихся с умственной отсталостью на уроках профильного труда социализации в обществе
методическая разработка по технологии (7 класс)

Методические рекомендации разработаны для учителей слесарного дела

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - специальная (коррекционная) школа № 9.

Подготовка обучающихся с умственной отсталостью на уроках профильного труда к успешной социализации в обществе.

(методические рекомендации)

Автор-составитель:

Коваленко М, Ф.

Мысковский городской округ

2023 г.

        

Коррекционные учреждения в настоящее время пока остаются главным помощником обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Одним из направлений оказания практической помощи обучающимся коррекционных школ является достаточно полная трудовая подготовка по одной из специальностей.

        Обучение слесарному делу осуществляется в школьной мастерской, которая находится в надлежащем состоянии, имеется необходимое оборудование, инструменты, наглядные пособия, дидактический материал. В своей работе основное внимание уделяю освоению обучающимися учебного материала, позволяющего формировать устойчивые умения и навыки, которые используются обучающимися в процессе практической деятельности на занятиях труда и после окончания школы.

        Важным коррекционным требованием к содержанию занятий слесарного дела считаю доступность для обучающихся того или иного вида труда по физическим нагрузкам, темпу работы, общему воздействию на физическое состояние.

        В своей работе учитываю принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях слесарного дела необходимы для того, чтобы привести всех обучающихся к единому темпу и ритму работы и добиться усвоения каждым из них учебного материала. А для этого использую различные приемы и методы обучения.

1. Требования к обучающимся в процессе занятий должны быть различными в зависимости от особенностей каждого ученика. Одному ребенку можно объяснить спокойно, но строго, другому  задание может быть дано в форме приказа.

2. Использую различные  дидактические приемы и методы в процессе формирования умений. Наряду с вербальными методами использую наглядный, для этого имеются образцы изделий, чертежи, предметные и индивидуальные технологические карты.

3. Практическую работу обучающихся контролирую, применяя принцип максимального расчленения, т.е. после выполнения одной слесарной операции обучающийся показывает работу учителю, который анализирует качество выполняемой работы и объясняю ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем обучающийся приступает к выполнению следующей операции. Стараюсь постепенно приучать детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.

4. Учитываю различный темп выполнения задания обучающимися. Тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, увеличиваю объем работы или предлагаю помочь другим детям.

        Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья провожу изучение динамики развития  их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в каждой четверти. Изучение таких работ, наряду с другими методами наблюдения за ребенком , позволяют мне выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого обучающегося, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

        Все вышесказанное делается для того, чтобы обучающиеся приобрели определенные навыки и усвоили основные приемы обработки металла.

        По окончании школы обучающиеся могут изготавливать изделия по чертежам и технологическим картам, знают свойства используемых металлов и сплавов, оборудование и слесарный инструмент, умеют выполнять различные слесарные операции (рубка металла на плите и в тисках, опиливание, резание ножовкой, разрезание  ножницами , гибка, правка, клепка, отделка и т.д.), самостоятельно работать на сверлильном, токарном заточном, фрезерном станках.

        Полученные знания, умения и навыки на уроках слесарного дела, выпускники могут использовать в дальнейшей своей жизни.

Список литературы.

- Адаптированная основная образовательная программа МКОУ СКШ № 9 общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-7 классы 1 вариант;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы, автор Мирский С.Л. – М.: «Просвещение», 2015г.;

-  Технология. Слесарное дело. 5,6,7 кл.: учебн. для спец (коррекц.) образоват. учреждений,  В. Г. Патракеев. – М.: Просвещение.2012г.;        

- Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся 5-9 кл. В.Г.Патракеев, И.В.Патракеев – М.: изд.центр ВЛАДОС

- Патракеев,В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. - М.:Гуманит.изд.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроке

В материале предоставлено выступление на Педагогическом совете "Современные требования к системе условий реализаций, адаптированной основной общеобразовательной программы "Развитие базовых у...

Доклад на МО "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО"

В докладе представлены материалы по формированию жизненных компетенций у обучающихся на уроках слесарного дела....

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради как средства дифференциации обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради как средства дифференциации обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) материально-техническое обе­спечение школьного образования обучающихся с умственной отст...

методическая разработка "Дифференцированная оценка работы обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения"

Материал разработан для прведения уроков по слесарному делу в ктором отражены основные моменты по дифференцированной оценке обучающихся....