Результативность первого года работы социального педагога по изучению рисков отклоняющего от нормы поведения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием программно – методического комплекса в рамках реализации федеральной программы «Кабинет зд
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Результативность первого года работы социального педагога по изучению рисков отклоняющего от нормы поведения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием программно – методического комплекса в рамках реализации федеральной программы «Кабинет здоровья»»
Подготовила:
социальный педагог
Клочкова Е.С.
2019 г.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Девиантное поведение у детей с умственной отсталостью часто связано с отклонениями в поведении и типичными для них трудностями такими как: взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми, сверстниками; отсутствие жизненных ориентиров, ценностей, идеалов; чувства внутреннего одиночества; поиск свободы через бегство от давления, правил и норм, испытание себя; неорганизованность, отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях, обидчивость, агрессивность, гиперактивность, отсутствие чувства безопасности, симптоматическое поведение.
Наиболее распространенными формами девиантного поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные девиации.
Для обучающихся нашей школы характерны такие проявления девиантного поведения как: сквернословие – 16,4 %, табакокурение - 6,9 %; агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями – 6,3 %, ранняя алкоголизация – 4,7 %, воровство – 4,2 %, школьные прогулы – 3,2 %, попрошайничество – 2,6 %, сексуальные аддикции – 0,5 %.
Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание работе по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. Для грамотной организации данного направления моей деятельности важным этапом является изучение рисков отклоняющего от нормы поведения.
В текущем учебном году диагностика рисков отклоняющего от нормы поведения я осуществляю с использованием программно-методических комплексов, полученных в рамках реализации федеральной программы «Кабинет здоровья».
Мне как социальному педагогу были предоставлены в работу следующие диски с программами компьютерного тестирования и обработки результатов:
1. «Оценка психологических факторов предрасположенности к аддикитивному поведению у подростков». Данная программа предназначена для осуществления общей и специальной психологической оценки степени выраженности отдельных личностных эмоциональных и/или сопутствующих проблем, повышающих риск аддиктивной реализации. Программа используется при тестировании в группах подростков с высоким риском склонности к аддиктивному поведению. В состав программы входят следующие диагностические методики:
- Методика определения межличностной зависимости;
- Опросник межличностной зависимости;
- Опросник семейной социализации для подростков;
- Опросник депрессии Бека для подростков;
- Опросник «методика исследования подростковой тревожности»;
- Детско-подростковый опросник оценки депрессии Ковач;
- Самооценка ситуативной и личностной тревожности Спилберга-Ханина;
- Шкала самооценки тревоги Цунга;
- Методика измерения самооценки подростков Дембо-Рубинштейн;
- Методика «Потребность в достижении цели»;
- Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд;
- Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций»
2. «Диагностика и развитие социальной ответственности подростков». Программа предназначена для психологической оценки социальных качеств личности учащихся, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации и, эффективность коммуникации. Программа содержит 8 тест опросников:
- Опросник уровня субъективного контроля по Е.Ф. Бажину;
- Опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности) по И.Г. Тимощуку;
- Оценка деструктивных установок в межличностных отношениях по В.В. Бойко;
- Опросник исследования волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана;
- Методика самоконтроля в общении М. Снайдера;
- Копинг-тест Р.Лауэрса и С. Фолкмана;
- Методика «Мотивация аффиляции» А. Мехрабиана;
- Методика диагностики социально-психологической адаптации.
3. «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра». Программа направлена на оценку общего уровня развития интеллекта и его отдельных компонентов. Позволяет получить полное, целостное представление об интеллекте человека. Результаты полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра позволяют прогнозировать успешность учебной деятельности; помочь в выборе профессии, выборе уровня обучения; прогнозировать успешность профессиональной деятельности в том числе требующей специальных интеллектуальных способностей.
4. «Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков». Программа предназначена для проведения скриннинговых психологических обследований подростков по информированности о проблеме зависимостей, для изучения отношения к употреблению психоактивных вещвеств, пропаганды ЗОЖ и формирования у детей и подростков установки на устойчивость к формированию аддиктивной модели поведения.
В состав программы входят следующие диагностические методики:
- Методика оценки факторов риска и защиты;
- Анкета «Информированность о вреде алкоголя»;
- Тест «Мои знания о курении»;
- Анкета «Вредно ли курит?»;
- Опросник «Мотивация потребления алкоголя»;
- Опросник «Мотивы употребления наркотиков»;
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность»;
- Шкала поиска острых ощущений М. Цукермана;
- Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков;
- Опросник для выявления родителями предрасположенности к зависимому поведению у подростков;
- Опросник для родителей «Риск алкоголизации подростка».
Стоимость предоставленных в мое пользование программ составляет 32 866 руб. Я подробно изучила назначение каждой программы, ознакомилась с содержанием методик и в соответствии с актуальными проблемами имеющимися в среде обучающихся школы, а также учитывая их интеллектуальные возможности, отобрала ряд методик для проведения диагностических исследований, направленных на изучение рисков отклоняющегося от нормы поведения:
- Опросник семейной социализации для подростков (5-10 классы);
- Оценка деструктивных установок в межличностных отношениях по В.В. Бойко («трудные» подростки»);
- Тест «Мои знания о курении» (5-6 классы);
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (8-10 классы);
- Опросник для выявления родителями предрасположенности к зависимому поведению у подростков (родители обучающихся категории «группа риска», «трудные» обучающиеся);
Отобранные методики были включены в мой план работы на текущий учебный год и реализуются в соответствии с планом.
Использование методики «Опросник семейной социализации для подростков» оценивает благоприятность семейного микроклимата и влияние семьи на социализацию ребенка.
В настоящее время по данной методики проведено обследование 5 «А», 6 «А», 7 классов. Запланировано проведение данной методики в 8 «А», 10 «А» классах ( в IV четверти).
Результаты исследования показали, что:
- у 35 % обучающихся недостаточно благополучный микроклимат в семье, существует риск негативного влияния семьи на социализацию ребенка;
- у 50 % в семье удовлетворительный климат, нет выраженного риска негативного влияния семьи на социализацию ребенка;
- у 15 % - в семье достаточно благоприятный микроклимат, нет риска негативного влияния семьи на социализацию ребенка.
По результатам данной методики проводится следующая работа:
- классным руководителям даны рекомендации по усилению контроля за обучающимися и их семьями с недостаточно благоприятным микроклиматом,
- запланированы и реализуются рейды в данные семьи,
- проводится родительский лекторий на классных и общешкольных родительских собраниях по актуальным проблемам,
- проводится педагогическое просвещение родителей посредством оформления школьного стенда «Для Вас, родители!», размещения информации на школьном сайте в разделе «Социально-психологическая служба», разработке и распространения буклетов по проблемам воспитания.
Результаты методики «Оценка деструктивных установок в межличностных отношениях по В.В. Бойко («трудные» подростки»)» позволяет отследить отношение к окружающим людям, коммуникативные установки, скрытые причины проблем в поведении. На сегодняшний день прошли данное тестирование все обучающиеся категории «трудные». По итогам диагностики выявлено что 86 % «трудных» подростков постоянно сдерживают себя, стремятся быть корректными, что вызывает сильное напряжение, стресс, может привести к нервному срыву. У 14 % обучающихся отмечается завуалированная жестокость в отношении к людям, что проявляется в эгоистическом манипулировании, интригах, показном безразличии и невнимательности, ироничности.
По результатам данной методики проводится следующая работа:
- классным руководителям и учителям-предметникам даны рекомендации по работе с обучающимися категории «трудные»;
- внесены изменения в индивидуальные планы профилактической работы,
- проводятся индивидуальные беседы с данной категорией обучающихся,
- проводятся беседы с родителями «трудных» обучающихся,
- обучающиеся категории «трудные» вовлекаются в коллективно-творческие направления деятельности, к общественно-полезному труду, что дает возможность выплеска накапливаемой негативной энергии, напряжения в «мирное» русло.
Проведение теста «Мои знания о курении» выявляет риск формирования зависимости от курения (высокий, средний, низкий). В настоящее время проведено обследование 5 «А» и 6 «А» классов, выявлено, что 70 % обучающихся – дети с низким риском, 30 % - со средним риском формирования зависимости от курения.
По результатам данной методики проводится следующая работа:
- классным руководителям даны рекомендации по усилению работы по профилактике вредных привычек;
- проведены классные часы по темам «Курение – мифы и реальность», «Сигареты и алкоголь – враги здоровья»;
- оформлен тематический стенд «Социально-психологическая служба информирует» по проблемам курения.
Использование теста-опросник «Аддиктивная склонность» позволяет определить уровень вероятного риска формирования зависимого поведения у подростков. В настоящее время проведено обследование 8 «А» класса и 7 класса, выявлено, что 89 % обучающихся – дети с низким риском, 11 % - со средним риском. Запланировано проведение данной методики в 10 «А» классе.
По результатам данной методики проводится следующая работа:
- даны рекомендации классным руководителям по профилактике зависимого поведения обучающихся школы;
- проведены индивидуальные и групповые беседы по повышению устойчивости к социальным влияниям, формированию навыков общения, уверенности в себе;
- проведены классные часы по темам «Я и общество», «Влияние группы».
Проведение тестирование родителей с использованием опросника для выявления родителями предрасположенности к зависимому поведению у подростков позволяет оценить степень риска формирования у обучающегося зависимого поведения. На сегодняшний момент прошли тестирование 9 родителей. По результатам диагностики выявлено, что дети данных родителей не входят в «группу риска» по формированию зависимого поведения.
После проведения методики родители были ознакомлены с полученными результатами, им были даны рекомендации по воспитанию детей, по усилению контроля за их время- и местопровождением, кругом общения.
В целом оценивая результативность первого года работы по изучению рисков отклоняющего от нормы поведения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием программно – методического комплекса в рамках реализации федеральной программы «Кабинет здоровья» хочу отметить удобство и простоту использования данного комплекса, информативность результатов диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...
Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе....
Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ «Комсомольская ООШ», локальными актами школы, на основе мет...
Статья в сборнике программно - методического материала по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программно - методический материал по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсьалостью (интеллектуальными нарушениями)...
Проверочная работа по географии по разделу : «Введение» в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Проверочная работа по географии по разделу : «Введение» в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс....
Проверочная работа по природоведению: "Деревья, кустарники, травы",- в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Проверочная работа по природоведению: "Деревья, кустарники, травы",- в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс....