Рекомендации для родителей «Формирование словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью для социальной адаптации в обществе».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Формирование словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью, как способ социальной и успешной адаптации в обществе».
Несформированность словарного запаса отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей, затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.
Из основных видов речи для умственно отсталого ребенка наиболее доступна речь
диалогическая, разговорно-бытовая, ситуативная. Переход от диалогической
монологической речи дается умственно отсталым с большим трудом. Разговаривая
между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто
прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют
актуализировать имеющиеся знания.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10 – 15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты (овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте, едет на поезде, плывёт на пароходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы… Родители должны отгадывать место «путешествия».
Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке. Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.
Советы родителям.
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.
4 Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.
Пожелания родителям.
1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.
2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.
3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».
4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.
5. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…
6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.
Информация с сайта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда родителям по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Как увеличить словарный запас ребенка? Поделиться… Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Здесь индивидуальные особенности заметны более, нежели в какой-либо друг...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ...
Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей»
Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей"»...
рекомендации для родителей "Формирование осмысленного чтения"
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет чел...
Рекомендации для родителей обучающихся с умственной отсталостью "Как научить ребёнка заботиться о своём здоровье"
В данном материале представлены рекомендации родителям, как научить ребёнка заботиться о своём здоровье....
Рекомендации для родителей "Развитие словарного запаса детей младшего школьного возраста"
Способы, помогающие расширить словарный запас ребенка....
Рекомендации психолога родителям, имеющих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В формировании личности ребёнка ключевую роль, безусловно, играют семья и ближайшее окружение. Важно создать такие условия в обществе, которые будут максимально способствовать развитию ребёнка и ...