Программа внеурочной деятельности "Карьерный навигатор"
рабочая программа (9 класс)

     Одним из важных направлений образовательной политики РФ является создание «системы специализированной подготовки (профильно­го обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентирован­ной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся» ]

      Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь обучающихся от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kuzmenko_n.n.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ гимназия г.Сызрани)

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Карьерный навигатор»

по социальному  направлению

                                                       

                                                                                        Класс: 9

                                                                                Срок реализации: 1 год

                                                                                        Составитель: Кузьменко

                                                                             Наталья Николаевна,

                                                                          учитель математики

   

г. Сызрань

2017-2018 уч. год

Пояснительная записка

     Одним из важных направлений образовательной политики РФ является создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся» [2.2]

      Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь обучающихся от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. 

      Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве[1.1]

   Актуальность программы в том, что  подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс. 

       Большинство школьников к окончанию средней школы определяются с выбором возможной профессиональной деятельностью.

  Профориентационная работа в школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся. Основные трудности профессионального самоопределения в подростковом возрасте связаны с недостатком знаний о выбранной профессии, её привлекательных и негативных сторонах, режиме работы, оплате труда, о возможностях профессионального роста.

    Практическая значимость:  данная программа внеурочной деятельности   способствует принятию школьниками осознанного решения в выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для решения проблемы адаптации в мире профессий.

Цель изучения курса внеурочной деятельности:

- подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии, пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества;

- создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.

Задачи:

- знакомство с особенностями современного рынка труда;

-  сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

- определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов учащихся;

- формирование жизненной позиции учащихся на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;

- подготовка к обучению по индивидуальному учебному плану в старшей школе.

    Программа внеурочной деятельности «Карьерный навигатор» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Содержание программы полностью соответствует целям и задачам основного общего образования, реализуемого в ГБОУ гимназии г. Сызрани.

Особенности возрастной группы учащихся: в реализации программы участвуют обучающиеся в возрасте 14-15 лет. Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для обучающихся 9 классов.

Режим занятий: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета, направленного на предпрофильную подготовку учащихся выпускных классов на этапе основного общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю.

      Представленная программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся, рассчитана на 1 года обучения. Она составлена в соответствие с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю, 68 часа в год.

Содержание программы предусматривает проведение:

- 50 практических занятий, что составляет 74% учебного времени.

Формы проведения занятий:

- беседы,

- сообщения,

- экскурсии на предприятия,

- практические занятия,

- исследовательская работа,

- создание проектов,

- дискуссия,

- игра,

- тестирование.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся[2.1]:

1.Словесные, наглядные, практические, использование метода проектов (По источнику изложения учебного материала).

2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 

- Репродуктивный: способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;

- объяснительно- иллюстративные - методы, которые отражают деятельность учителя и обучающегося, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют её, а при необходимости воспроизводят полученные знания;

- Проблемный: проблемное изложение учебного материала рассчитаны на вовлечение обучающихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

- Частично-поисковые или эвристические: используемые для подготовки обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования; знания обучающихся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств:

- обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают,

- решают возникающие познавательные задачи,

- создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации,

- анализируют,

- сравнивают,

- обобщают,

-делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

 Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

3.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

4. Интерактивные методы:

• Творческие задания;

• Работа в малых группах;

• Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

• Использование общественных ресурсов (экскурсии);

• Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, Сократический диалог);

5. исследовательские методы  - способы организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них познавательных проблем.

Учитель совместно с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени:

- знания обучающимся не сообщаются;

- обучающиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов;

- средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся;

6. Активные методы.

 Метод анализа конкретных ситуаций.

Этот метод служит инструментом изучения проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.

Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Обучающиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

• Решение ситуаций.

Моделируется нерешенная ситуация. Обучающиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется "защита" решений, коллективное обсуждение. Часто используется именно на уроке психологии.

• Метод дискуссии.

Дискуссия – свободный обмен мнениями. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен. Главное в дискуссии – факты, логика, умение доказывать. Эмоциональные проявления в качестве аргумента не признаются. От организатора дискуссии требуется создание атмосферы конструктивно-делового обсуждения. Конструктивность обсуждения задается правилами. Формы дискуссии: дебаты, круглый стол, мозговой штурм и др.

• Мозговая атака (мозговой штурм).

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод проектов.

Метод проектов предполагает всегда самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность обучающихся, которая выполняется в течение определенного промежутка времени.

Характерна прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Для достижения результата обучающимся необходимо самостоятельно мыслить, находить решения проблемы, привлекая знания из разных областей науки, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

• Метод деловой игры.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

    Наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы: консультация с учителем; работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов.

     Уроки разработаны на основе традиционной системы обучения  с учетом принципов дифференцированного обучения. Результаты диагностики могут учитываться при выборе профиля дальнейшего обучения.

   Занятия проходят в кабинете оснащенным учебно-лабораторным оборудованием поставленного в общеобразовательные учреждения в рамках реализации Комплексов мер по модернизации общего образования

Самарской области в 2011-2013 годах. По необходимости занятия проводятся в кабинете, где рабочие места полностью оснащены компьютерами с выходом в интернет.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; групповая; коллективная.

Средствами реализации программы курса является:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

- проведение на занятиях профориентационных игр значительно усиливает интерес учеников.

Структура курса ориентирована на раскрытие основ  познания мира профессий с учетов индивидуальных особенностей обучающихся и требований современного рынка труда.

В процессе занятий по программе обучающийся должны приобрести следующие знания и умения:

Учащиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

- правила выбора профессии;

- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

- особенности рынка труда;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и изменять его;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

- составлять резюме;

- вести деловые переговоры;

-составлять портфолио своих достижений .

Учащийся должен иметь представление:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

-о современных формах и методах организации труда;

-о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

-о предприятиях региона;

- о рынке труда;

-о образовательных учреждениях региона (ВУЗах, ССУЗах, НПО и особенностях поступления

Планируемые результаты:

Готовность к профессиональному самоопределению, способность к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития.

 Формы контроля:

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать безоценочную (зачетную) систему оценивания. Для оценки эффективности знаний используются следующие показатели:

- степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;

- познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;

- умение отбирать, наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства;

- участие детей в конкурсах и играх;

Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно освоил курс”, “Прослушал курс”, “Посещал занятия курса”.

Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

«Карьерный навигатор»

Раздел1.  Все профессии нужны, все профессии важны (45ч)

 Понятие профессии и специальности. Внутренний мир человека и возможности его познания. Представление о себе и проблема выбора профессии. Мир профессий. Классификация профессий. Знакомство учащихся с житейским способом выбора профессий, с основными компонентами процесса самоопределения.

Информирование о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

Помощь в определении своих интересов и способностей. Методы поиска работы:

- самостоятельный поиск;

- случайный поиск;

- с помощью круга близких людей;

- с помощью специализированных государственных и частных организаций по трудоустройству

Источники информации о рынке труда: общеизвестные, традиционные, нетрадиционные.

Формировать представление о современном рынке труда, новых профессиях и требованиях, предъявляемых к современному специалисту. Умение преподать себя на рынке труда. Составление учащимися  анализа рынка труда Самарской области на основе материалов СМИ (даётся предварительное задание по подготовке)

Самые востребованные профессии 2013- 2018г. Изменения рейтинга профессий за последние  5 лет. С чем это связано? Разнообразные классификации рейтинга профессий. Составления рейтинга профессий, по индивидуальным потребностям обучающегося с учетом современного времени.

Составление производственной карты города. Биржа труда.

Письменная коммуникация – неотъемлемая  часть имиджа современного человека. Составление резюме. Внешний вид и профессиональная деятельность. Телефонный разговор, так ли это просто?

Экскурсии на предприятия города.

Работа и защита проекта ««Моя правильно выбранная профессия сегодня, счастливое будущее завтра»

Онлайн тестирования:

определение типа профессии (предложенная Е.А.Климовым) [2.3]

определение самооценки[2.4]

определение типа темперамента[2.5]  

Проведение  игр:  

«Назови профессии или специальности на заданные буквы», «Самая – самая», «Угадай профессию»[2.6]

Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий» [2.7]

Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»[2.8]

Игра «Кадровый вопрос» [2.9]

Игра «Один день из жизни» [3.0]

Раздел 2. Я будущий студент! (13ч)

Изучение образовательной карты города, региона (ССУзы, НПО, ВУЗы). Рейтинг образовательных учреждений. Можно ли устроиться на достойную работу после их окончания?

Положение о портфолио выпускника. Цели, формы, содержание «Папки личностных достижений». Оценка и самооценка индивидуальных и профессиональных качеств.

Оформление портфолио выпускника

Игра «Человек- профессия»[3.0]

 Раздел 3. Мой выбор - профильное обучение! (10ч)

Зарубежный опыт профильного обучения. Отечественный опыт профильного обучения. Современное профильное образование в России. Профильное обучение в ГБОУ гимназии г. Сызрани. Составление ИУП. Написание эссе «Выбор профессии». Дискуссия: « Мой выбор!»

Учебно-тематическое планирование

занятия

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Все профессии нужны, все профессии важны!

12

33

45

1

Многообразие мира профессий.

1

1

2

2

Современное общество, образование и профессия.

1

1

2

3

Источники информации о рынке труда.

1

1

4

Современный рынок и его требования к профессионализму

1

1

2

5

Рейтинг профессий

1

2

3

6

Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»

1

1

7

Выбрать профессию, так ли это легко?

1

2

3

8

Способности и выбор профессии.

1

2

3

9

Профессионально - производственная карта города

1

1

2

10

Биржа труда

1

1

2

11

Профориентационная игра

«Ловушки-капканчики»

1

1

12

Письменная коммуникация –

неотъемлемая  часть имиджа современного человека.

1

2

3

13

Игра «Кадровый вопрос»

1

1

14

Телефонный разговор как часть делового общения.

1

2

3

15

Экскурсия на предприятие города

6

6

16

Игра «Один день из жизни»

1

1

17

Работа над проектом «Моя правильно выбранная профессия сегодня, счастливое будущее завтра »

1

4

5

18

Защита проекта «Моя правильно выбранная профессия сегодня, счастливое будущее завтра»

4

4

Я будущий студент!

3

10

13

19

Ученье - свет, а не ученье -тьма!

  1

1

20

Образовательная карта города

(ССУЗы и учреждения НПО).

1

2

3

21

Образовательная карта города (ВУЗы).

1

2

3

22

Игра «Человек- профессия»

1

1

23

Портфолио личных достижений учащихся основной школы

1

4

5

Мой выбор-профильное обучение!

3

7

10

24

Профильное обучение: задачи, возможности.

1

1

25

Интересов структура Хеннинга

1

1

26

Профили обучения

1

1

27

Проба выбора профиля обучения.

1

1

28

Эссе «Выбор профессии»

3

3

29

Дискуссия «Выбор профессии»

2

2

30

Заключительное занятие

1

1

ИТОГО

18

50

68

Список литературы

1.1.Большая советская энциклопедия: в 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. Т.20. -С.75.  

1.2.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб, Речь, 2006г, 240с.

 1.3.  Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.

 1.4.  Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  1.5.  Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников. СПб., Речь, 2007г, 168 с.

  1.6.   Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М., Сфера, 2006 г., 121 с.

Электронные ресурсы

2.1.https://studfiles.net/preview/3563210/ /характеристика методов обучения/

2.2. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200700202 /концепция профильного обучения /

2.3. https://postupi.online/test/klimova/  / Онлайн тестирования  определение типа профессии (предложенная Е.А.Климовым)/

2.4 https://onlinetestpad.com/ru/test/25853-vasha-samoocenka /Онлайн тестирование определение самооценки/

2.5. http://mtests.ru/tests/personality/test-temperament/  /Онлайн тестирование определение типа темперамента/

2.6. https://multiurok.ru/files/vviedieniie-v-kurs-mps-1-urok.html

 / профориентационные игры «Назови профессии или специальности на заданные буквы», «Самая – самая», «Угадай профессию»/

2.7. https://infourok.ru/konspekt_uroka_v_9_klasse_proforientacionnaya_igra_v_mire_professiy-320380.htm

/профоринтационна игра «Колейдоскоп профессий»/

2.8. https://www.psyoffice.ru/7/training/2/trn149.html /профоринтационная игра «Ловушки- капканчики»/

2.9. http://www.openclass.ru/node/112313  /Игра «Кадровый вопрос»/

3.0.  https://www.psyoffice.ru/7/training/2/trn160.html  /Игра «Один день из жизни»/

3.1. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/04/14/klassnyy-chas-v-mire-professiy-v-9-klasse / Игра «Человек- профессия»/

3.2. http://hiterbober.ru/work/kak-pravilno-sostavit-rezyume-obrazec.html             /как правильно составить резюме/

3.3 http://kak-bog.ru/imidzh-delovogo-cheloveka  /имидж делового человека/

3.5. http://bbcont.ru/psychologies/osnovnye-pravila-telefonnogo-etiketa.html  /телефонный этикет/

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Общеразвивающая программа дополнительного образования "НАВИГАТОР"

Общеразвивающая программа "Навигатор" предназначена для детей в возрасте с 11 до 17 лет и рассчитана сроком на 2 года....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности «Школа навигатора»,

программа  направлена  на  обучение   навыкам  выживания  ребенка,  как   самостоятельной, жизнерадостной  и  здоровой  личности,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...