Программа внеурочной деятельности «Школа навигатора»,
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Соловьев  Олег Викторович

программа  направлена  на  обучение   навыкам  выживания  ребенка,  как   самостоятельной, жизнерадостной  и  здоровой  личности,   умеющей  выстраивать отношения с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_navigatora.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Разведчик,  скаут,  пионер,  навигатор!  Что  общего  в  этих  словах?  На  протяжении  100  лет  некоторые  из  них  употреблялись  для  обозначения  членства  в  детской  организации.  Но  эти  слова – не  пустой  звук.  Важен  дух,  который  пронизывает  эти  понятия, - дух  приключений,  романтики,  благородства,  рыцарского  служения,  верности  и  доблести.  Первопроходец,  указывающий  путь,  человек,  умеющий  всегда  найти   верные  ориентиры  в  пути  и повести  за  собой  людей, - так  можно  истолковать  каждое  из  перечисленных  слов.

Навигатор – образ  странника,  ведущий  свой  корабль  через  туманы,  непогоду  и  шторм.  Он  силен  и  мудр.  Он  разотрет  в  порошок  каждого,  кто  посмеет  обидеть  даму,  и  никогда  не  ударит  в  спину  своего  врага.  Он  надежный  страж  своего  Отечества.  Имя  ему – навигатор.

Самое  главное,  что  должен  уметь  навигатор - это  учиться.  Учиться  обладать  нужными  знаниями  и  умениями.  Правильно  оценить обстановку,  понять  ситуацию,  в  которую  забросила  тебя  судьба,  оценить  свой  потенциал  и,  если  нужно,  расширить  свои  возможности – вот  что  значит  «уметь  учится».  

Также  навигатор  должен:

  • «Уметь  творчески  мыслить»
  • «Знать  историю  своего  края  и  Отечества»
  • «Уважать  традиции  народов  России»
  • «Учиться  у  природы,  беречь  природу»
  • «Быть  в  ответе  за  свою  жизнь  и  свое  здоровье»

Пояснительная  записка

Современный  человек  привык  жить  в  комфортном    мире.  Электричество,  водопровод,  горячая  вода,  газ – все  эти  удобства  незаметны  для  людей,  пока  нет  аварии,  и все  идет,  своим  чередом.  В  трудную   минуту  к  нам  на  помощь  спешат  милиция,  спасатели,  врачи  и  другие  службы,  призванные  помогать  людям.  Не  замечая  того,  мы  начинаем  зависеть от  других  и  в  ситуации,  когда  наедятся  не  на  кого,  можем  оказаться  абсолютно  беспомощным.  Незнание  элементарных  вещей,  например,  как  остановить  кровотечение,  может  привести  к  гибели  попавшего  в  беду  близкого  человека.  

Актуальность.

Каждый  человек,  пользующийся  благами  современной  цивилизации,  должен  быть  постоянно  готов  действовать  автономно  в  любой  критической  ситуации.   Он  должен  уметь  жить  под  открытым  небом,  разбивать  палатки,  раскладывать  и зажигать  костры,   готовить  себе  пищу,  уметь  ориентироваться  и  находить  дорогу и оказать первую медицинскую помощь.

Не  менее  важен  фактор  психологической  готовности  к  борьбе  за  свою  жизнь.    Это  выживание  в  обществе,  умение  создать  свой  круг  общение,  не  утратить  надежду  и  не  впасть  в  отчаяние,  столкнувшись  с  бедой.

Всем  этим  навыкам  и  умениям  можно  научиться  на  занятиях  по внеурочной деятельности   «Школа  навигатора».  

Программа  внеурочной деятельности «Школа  навигатора», разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009г.), программой  внеурочной деятельности  «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Москва, «Просвещение» 2011 год (Работаем по новым стандартам), учебным планом  ГБОУ ООШ  с. Коноваловка.

Цель   программы:

обучение   навыкам  выживания  ребенка,  как   самостоятельной, жизнерадостной  и  здоровой  личности,   умеющей  выстраивать отношения с другими людьми.

Задачи:

1. В области образования:

  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, ОБЖ,  истории  и физической подготовки;
  • обучить умениям и навыкам в работе с картой, компасом;
  • помочь приобрести специальные знаний по вопросам туризма и ориентирования, простейшей  медицинской помощи;
  • познакомить с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности;
  •  воспитывать самостоятельность и волевые качества;
  • формировать гуманное отношение к окружающему миру;
  • развивать умение вести себя в коллективе;
  • воспитывать гражданина  с богатым духовным, социально- нравственным потенциалом;
  • воспитывать патриотизм.

3. В области физической подготовки:

  • укреплять физическое здоровье школьников (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
  • активно участвовать в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Направленность:  спортивно-оздоровительная.

Срок  реализации  программы  1  года.

Возраст:  11-12 лет  (5класс)

Занятия   проводятся  2  раза  в  неделю  по  1 ч. (68 ч)

Формы   реализации  программы

Групповая

  1.  Проведение соревнований по спортивному ориентированию. 
  2. Участие в туристических слётах. 
  3. Участие в военно-спортивных играх. 
  4.  Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет, КТД.
  5.  Краеведческие  походы, экскурсии. 
  6. Экологические акции.
  7. Метод проектов. 

Вся группа   представляет  собой  экипаж.  Экипаж – это  сплоченный  круг  верных  друзей,  объединившихся  для  того,  чтобы  жизнь  стала  интересной  и  наполненной  яркими  событиями  и  играми.  Дружба,  социальное  служение,  развлечения,  приключения – всем  этим  наполнена  жизнь  экипажа.   Девиз  его  звучит:  «Мы  вместе!»  

 «Мы вместе!» действуем на общих принципах:

  • самостоятельности
  • открытости и гласности
  • равноправия и сотрудничества
  • коллективности
  • ответственности

 «Мы вместе!» движемся к общей цели, принимая и поддерживая   всех  участников  нашего  экипажа

 Целесообразно,  чтобы  и  у  каждого  члена  экипажа  было  постоянное  поручение.  Например:

  1. командир;
  2. зам.  командира,  отвечающий  за  спортивно-туристское   мастерство  членов  экипажа;
  3. заместитель  командира,  отвечающий  организацию  досуга  и  проведения  мероприятий;
  4. зам. командира  по хозяйственной  части;
  5. корреспондент – ведущий  походный  журнал;
  6. краевед;
  7. мединструктор.

Методы работы

  1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа  с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях)
  2.  Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, проекты,  участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях. 
  3. Метод контроля:  самоконтроль, контроль качество усвоения  программы. 
  4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания. 
  5. Словесный метод (беседа, рассказ)
  6. Наглядный метод (изучение  карт,  символик и т.д.)

Основные формы занятий:

  • Теоретические занятия - беседы с использованием иллюстративного материала, просмотр презентаций на тему туризма и дальнейшее их обсуждение, чтение карты, доклады на разнообразные темы, диспуты, рассказы, проектирование.
  • Практические занятия – в помещении и на местности – наблюдение, игры   (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые),  ведение «Дневника туриста»,  физические упражнения, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии, умение вязать туристические узлы.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.   Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ  учителя.        

Занятия внеурочной деятельности  по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в школьном дворе.

       На практических занятиях, и особенно в походах, обучающиеся смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

По завершении обучения учащиеся должны

знать:

  • порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
  • вопросы туризма и экологии;
  • опасные и ядовитые растения края;
  • основные исторические и географические сведения о родном крае;
  • правила выживания  в природе  и экстремальных ситуациях;
  • государственную символику
  • правила ЗОЖ
  • различные способы ориентирования на местности;

 уметь:

  • передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
  • преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;
  • организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
  • передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
  • владеть приёмами преодоления различных естественных или искусственных препятствий;
  • уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
  • оформлять отчёт или задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
  • работать в группе.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

  • положительное  отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих людей,  к ЗОЖ, к природе, как основным  ценностям  в жизни человека.
  • интерес к изучению истории Отечества и культуры родного края;
  • первоначальные туристские  умения и  навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:                                                                                                                  

  • экологического мышления;
  • познавательной  мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;                                                                
  • умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
  • понимания значения занятий туризмом  для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
  • мотивации к выполнению норм гигиены;

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
  • следовать на занятиях инструкциям  учителя;
  • вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность  научиться:                                                                                                                  

  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
  • первоначальным  туристическим умениям и навыкам;
  • работать  в группе;
  • самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях;
  • умение разрешать конфликты.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать  и «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
  • изучать  «Кодекс туриста»;
  • различать понятия «Здоровье человека», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
  • определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность  научиться:                                                                                                                  

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную литературу;
  • изучать правила поведения в обществе;
  • организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
  • определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
  • оформлять отчёт или задания, выполненные в походах и на экскурсиях.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы и задавать вопросы;
  • выслушивать друг друга;

Учащиеся получат возможность  научиться:                                                                                                                  

  • рассказывать о режиме дня  школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
  • различать виды туризма  (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный)
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
  • участвовать   группой  в экскурсиях, туристских слетах.

Занятия по  программе  «Школа навигатора»  воспитывает  в  детях  такие  личностные  качества  как:  смелость и решительность, терпеливость; настойчивость, инициативность, дисциплинированность.  Смелость и решительность играют существенную роль при прохождении маршрута и преодолении сложных естественных препятствий.  Туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся им к прекрасному в природе и обществе, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать окружающий мир.

Формы  контроля

          Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.  Умения и знания, приобретенные на занятия, обучающиеся применяют в походах, экскурсиях, путешествиях. С целью проверки полученных результатов проводятся викторины, конкурсы, соревнования, игры-состязания. (см. приложение)

Материально-техническое обеспечение:

Презентации:

  • « Виды туризма»;
  • « Природа и человек»;
  • «Как охранять окружающую нас природу»;
  •  «Снаряжение туриста»;
  • «Виды костров»;
  • «Аптечка туриста».

Таблицы:

  • календарь наблюдений за погодой;
  • охрана и преобразование природы;
  • план местности  и карта;
  • таблица по охране природы;
  • географическая карта.

Туристское снаряжение:

  • палатка;
  • рюкзак;
  • костровое оборудование;
  • медицинская аптечка;
  • ремонтный набор;
  • веревка основная и вспомогательная (по 30 м);
  • компас;
  • бинокль;
  • лопата.

Этапы  реализации  программы.

Освоение  программы  ведется  по  трем  блокам,   которые  позволяют  учащимся   освоить  навыки  туризма. Каждая  тема  включает  в  себя  3-4  занятия,  в  течение  которых  ребята  знакомятся  с  предметом,  приобретают теоретические знания и практические  навыки.  В  занятия  включены  тесты,  задания,  игры  позволяющие  ребятам  лучше  узнать  себя,  свой  характер.

Первый  блок    «Жизнь,  полная  приключений»  

Тема  1.  Наедине  с природой.

Тема 2.  Ориентирование.

Тема  3.  Туристская  подготовка. Организация лагеря

Тема  4.   Вяжем узлы.

Второй  блок  «Выживание  и  здоровье»     

Тема 1.  Здоровье  навигатора

Тема 2.  Физическая  подготовка  и  спорт

Тема  3.  Оказание  первой  помощи.

Тема  4.  Выживание.

Третий  блок.   «Школа  активиста»

Тема 1.  Граждановедение.

Тема 2.  Социальное проектирование.

Тема 3.  Конкурентоспособность.

Тема 4.  Я и друзья

Тема 5.  Я и  история.

Тема  6.  Голубая  планета.

Итоговое занятие  «Тропа туриста»


Тематический  план

№ темы

Тема

Всего часов

Из них

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные

Блок 1  «Жизнь  полная  приключений»

1

«Наедине  с природой»

5 ч

3 ч

Занятие 1.Вводное. Не  оставляя  следов.

Занятие 2. Правила поведения в походе.

Занятие 3.  Поход.

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

-

2 ч

Обсуждение , фронтальный опрос, наблюдение

2

«Ориентирование»

5 ч

3 ч

Занятие 1. Способы ориентирования.

Занятие 2. Компас, карта.

Занятие 3. Ориентирование на местности.

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

-

2 ч

Фронтальный опрос,  беседа,  игра,  задание по топографическим картам.

3

«Туристская  подготовка»

2 ч

1 ч

Занятие 1. Снаряжение.

Занятие 2. Костры, походная  кухня.

Занятие 3.Посвящение  в  навигаторы.

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

1 ч

-

Ответы на вопросы  викторины, решение кроссвордов.

4

«Вяжем узлы»

3 ч

-

Занятие 1. Назначение узлов в туризме.

Занятие 2. Виды  узлов.

Занятие 3. Изучение  узлов.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

Работа с дидактическим материалом, устный опрос по схемам.

Второй  блок  «Выживание  и  здоровье»

5

«Здоровье  навигатора»

4 ч

2 ч

Занятие 1. Сила  и выносливость.

Занятие 2. Наркотики.

Занятие 3. Микробы и как с ними бороться.

Занятие 4. Навыки дающие здоровье.

2 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

1 ч

Игровая эстафета,  рассказ-беседа, задание по тестам.

6

«Оказание  первой  помощи»

5 ч

5 ч

-

Занятие 1. Будь готов оказать первую помощь.

Занятие 2. Сердечный приступ, шок.

Занятие 3. Раны и кровотечения.

Занятие 4. Первая помощь в походе.

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

-

-

-

-

Решение  заданий,  наблюдение за выполнением заданий.

7

«Выживание»

4 ч

-

Занятие 1. Выживание.

Занятие 2. Как действовать при пожаре.

Занятие 3. Выживание в лесу.

Занятие .4. Не предвиденная ситуация.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

-

Рассказ  по теме, вопросы  викторины.

8

«Физическая  подготовка»

4 ч

4 ч

-

Занятие 1. Как  стать  сильным.

Занятие 2. Развитие силы и ловкости.

Занятие 3.  Рыцарский турнир.

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

2 ч

-

-

-

Спортивная  эстафета,  конкурсное мероприятие.

Третий  блок  «Школа  активиста»

9

«Граждановедение»

5 ч

5 ч

-

Занятие 1. Государственная  символика  России.

Занятие 2. Права  человека и права ребенка.

Занятие 3. Как устроено гражданское общество.

Занятие 4. Встреча с интересными людьми.

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

-

-

-

-

Беседа-рассказ,  игра-задача,  устный  опрос.

10

«Социальная активность»

7 ч

7 ч

-

Занятие 1. Виды проекта. Выбор и разработка проекта.

Занятие 2. Организация  акций, флеш-моба.

Занятие 3. Мой проект.

1 ч

4 ч

2 ч

1 ч

4 ч

2 ч

-

-

-

Устный  опрос,  презентация проекта, акции.

11

«Конкурентоспособность»

4 ч

2 ч

2 ч

Занятие 1. Управление конфликтами.

Занятие 2. Наши эмоции.

Занятие 3. Поход.

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

2 ч

Наблюдение,  игровые  задания.

12

«Я  и друзья»

4 ч

4 ч

-

Занятие 1. Общение.

Занятие 2. Общение в группе.

Занятие 3. Преподнеси себя.

Занятие 4. Считай информацию.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

-

Тестовые задания,  рассказ,  игровые задания.

13

«Я и  история»

4 ч

2 ч

2 ч

Занятие 1.  История родного края.

Занятие 2. Моя семья, мой род.

Занятие 3. Экскурсия «Мой край»

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

2 ч

Составление  рассказа,  тестовые задания,  наблюдение.

14

«Голубая планета»

4 ч

2 ч

2 ч

Занятие 1. Учится у природы беречь её.

Занятие 2. Техногенные экологические катастрофы.

Занятие 3. Экологический поход.

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

-

-

-

2 ч

Беседа, устный опрос,  наблюдение.

15

Итоговое занятие «Тропа туриста»

5 ч

-

5 ч

Занятие 1. Полоса  препятствий.

Занятие 2. Ориентирование на местности.

Занятие 3. Устройство лагеря.

Занятие 4. Поход.

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

-

-

-

-

1 ч

1 ч

2 ч

Спортивная эстафета,  тестовые задания, решение викторины.

Содержание  программы

Тема 1.

«Наедине с природой. Вводное занятие»

Теория. Знакомство с программой, целями и задачами программы. Значение туризма, краеведения  и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни. Что входит в состав аптечки. Питание в походе. Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки.

Практика. Организация и подготовка похода.

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу.  Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

Тема 2.

«Ориентирование.  План и карта»

Теория. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Топография и ориентирование. Компас и его устройство.

Практика. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Видимый горизонт. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Ориентирование  без компаса и карты.  Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Практические занятия.

Тема 3.

«Туристское снаряжение»

Теория. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. Туристский бивак.

Практика.  Как готовить личное снаряжение к походу.

Обязанности завхоза группы по снаряжению.

Тема 4.

«Вяжем узлы»

Теория.   Применение веревки  для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях.  Карабины, страховочные системы и различные узлы.

Практика.  Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Работа  с раздаточным материалом.

Тема 5.

«Здоровье  навигатора»

Теория. Понятие о силе и силовых качествах.

Средства и основные методы воспитания выносливости человека. Наркотизация – гибель человека.  Здоровый образ жизни.  Что такое микробы.

Практика. Контрольные упражнения для определения уровня развития. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека. Особенности воспитания специфических типов выносливости.

Тема 6

«Оказание первой помощи»

Теория.  Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии.

Практика. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Первая медицинская  помощь  при: отравлениях; солнечном ударе; кровотечениях (венозное, артериальное); ожоги; обмороки;  вывихи и переломы.

Тема 7.

«Выживание в различных условиях»
Теория.   Безопасное поведение в море:  на судне, за бортом,  на плоту,  добывание пресной воды.  Выживание в засушливых регионах:
передвижение,  укрытие,  вода,  еда,  разведение огня,  одежда, обезвоживание.  
Выживание на холодных территориях:
климат и погода,  передвижение, укрытие, вода,  пища, разведение костра.

Выживание в лесах средней полосы. Выживание в естественных условиях:
оружие,  запас пищи, добывание растительной пищи, рыбная ловля, голод.

Практика.  Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды.

Тема 8.

«Физическая подготовка»

Теория. Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований.

Практика. Контрольно-туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка. Игры на местности.

Тема 9.

«Граждановедение»

Теория. Государственные символы России — установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства — Российской Федерации: государственный герб России,  государственный гимн России,  государственный флаг России. Признаки гражданского общества. Права ребенка.

Практика.    Рисование  символов России,  изучение  гимна РФ.

 

Тема 10.

«Социальная  активность»

Теория.  Что такое социальная активность,  жизненная  позиция,  гражданская сознательность. Виды  проектирования, акций.

Требования к проекту, цели и задачи проекта , основное содержание, кадровое обеспечение, ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты.

Практика. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.

Тема 11.

«Конкурентоспособность»

Теория. Адаптация (приспособление) - привыкание к новому.  Обстановка комфортная: хорошее самочувствие. Адекватное поведение (не замыкается, легко начинает дружить, активно отвечает на уроках, посещает секции

Тяжелая: дизадаптация  (становится вялым,  необщительным, неэмоциональным.  Период адаптации.

Практика.  Способы решения конфликта.  Для успешной адаптации и существования без конфликта: находить общие интересы; формировать собственные традиции класса; работать в команде.

Тема 12.

«Я  и мои друзья»

Теория.   Понимание слов  взаимопонимание, гордость, дисциплина, жалость, закон, здравствуй, коллектив, любовь, мнение, мудрость,обязанность, отношения, права, пожалуйста, сострадание, спасибо, сопереживание, согласие, сочувствие,товарищество, творчество, уважение, хороший, характер, честность, честь, щедрость.

Практика.   Игры  на сплочении коллектива  и выявления лидера.

Тема 13.

«Я  и история»

Теория.  История района, его окрестностей. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности местности. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества.

Практика. Ведение  дневника. Практические работы с областными и районными картами. Интервью у местных жителей.

Беседы на тему «Моя семья». С кем я живу (устный рассказ, рисунок). Я, мое имя, его назначение (рисунок). В этом доме я живу. Место работы моих родителей. Игры бабушек, дедушек.

Тема 14

«Голубая планета»

Теория.  Строение Земли. Атмосфера  (состав). Гидросфера (состав). Литосфера.  Погода и климат.  Экология.

Практика.    Рассказ-сочинение  о природе  родного края,  наблюдение за погодой и ее изменениями.  

Тема 15.

«Тропою туриста»

Практика.  Итоговое  занятие.  Игры соревновательного характера:  Кто быстрее   преодолеет  полосу препятствий?  Вкусный обед. Поставь палатку.

Литература  и интернет ресурсы.

  1. Ермолин А.А. Навигатор третьего тысячелетия  или как стать разведчиком. М.: ИД «Карапуз», 2000г
  2. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям, «Вологодский педагогический колледж», 2011
  3. Примерные  программы  внеурочной деятельности  под редакцией В.А. Горского 2-е издание, Москва «Просвещение» 2011
  4. Сайт Электронный образовательный ресурс http://eorhelp.ru/node/36593   

Литература  для учителя.

  1. К.В. Бардин  «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.
  2. Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988г.
  3. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
  4. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.
  5. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.
  6. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
  7. В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
  1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

Литература для учащихся.

  1. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.
  2. А.Ю.Остапец «На маршруте туристы-следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
  3. Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, 2 – е изд.-е с изм- ми и доп- ми, М – Профиздат
  4. Энциклопедия туризма, авторы  Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...