Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС
методическая разработка на тему
В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.9 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
Работа классного руководителя всегда была трудной и в то же время интересной. Нашей работе посвящено множество исследований, методических рекомендаций, разработано огромное количество методов, т.е. Классный руководитель в наши дни не может пожаловаться на отсутствие методической поддержки. Но сегодня мы столкнулись с введением ФГОС и абсолютно другим подходом как к обучению, так и к воспитанию. Было бы наивно полагать, что в нашей работе не должно ничего меняться, напротив, работа классного руководителя выходит на первый план и основная задача классного руководителя - развитие познавательной и социальной активности учащегося.
Я предлагаю вам посмотреть на должностную инструкцию и мы сможем сразу заметить изменение вектора работы классного руководителя
Классный руководитель должен знать:…
Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников:
игровой,
познавательной,
трудовой (производственной),
социально – значимой волонтерской,
досугово – развлекательной,
спортивно – оздоровительной,
туристическо – краеведческой,
проблемно - ценностного общения,
художественного творчества,
проектной и исследовательской деятельности.
.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки
ФУНКЦИИ
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;
2.2. Формирование коллектива класса
2.3. Работа по формированию универсальных учебных действий обучающихся совместно с педагогами предметниками реализующими основную образовательную программу школы
2.4. Классный руководитель имеет и ведет (заполняет) следующую документацию:
- Классный журнал;
- План или дневник воспитательной работы с классным коллективом;
- Личные дела учащихся;
- Диагностику изучения потребностей обучающихся и мониторинг эффективности урочной и внеурочной деятельности;
- Протоколы родительских собраний;
- Дневники обучающихся;
- Акты обследования жилищно-бытовых условий обучающихся;
- Портфолио класса по необходимости, осуществление контроля за ведением портфолио достижений обучающихся;
- Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных, социально-психологических исследований, которые в дальнейшем могут иметь важное значение при проведении аттестации.
- Документы по работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или неблагополучии;
Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса
3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов; 3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого обучающегося класса;
3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
3.6. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;
3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;
3.9. Соблюдает права и свободы обучающихся;
3.10. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;
3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них отметок
3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся: - проводит классные родительские собрания - организует клубы выходного дня - совместно с администрацией школы и поселения проводит обследование жилищно- бытовых условий обучающихся, составляет акт в 1, 5 классах и вновь прибывщих обучающихся, а также состоящих на всех видах учета по неблагополучию;
3.13. Планирует воспитательную работу в классе, еженедельно проводит классные часы различной направленности. 1 раз в месяц проводит тематический классный час.
3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.
3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных событий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.18. Организует изучение обучающимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения
3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных образовательных событиях;
3.20. Сотрудничает с работающими в классе воспитателями группы продленного дня, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе и развитии.
4. Формы работы классного руководителя.
4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися.
4.1.1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.).
4.1.2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.).
4.1.3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования, и др.).
4.2. При выборе форм работы с обучающимися классный руководитель должен:
4.2.1. Определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением.
4.2.2. Учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия.
4.2.3. Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально- значимой, творческой деятельности обучающихся класса
Таким образом классный руководитель должен пользоваться современными технологиями
Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.
Воспитательная технология - модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения (Л.В. Куклина)
Современные воспитательные технологии
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
В настоящее время наши классные руководители стараются успешно использоватьданные технологии. Я расскажу о некоторых
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: участие в викторинах и конкурсах)
Художественные КТД (пример: изготовление плакатов)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.
А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
Доверяя — не проверяй!
Признавай право на ошибку и не суди за нее.
Умей признать свою ошибку.
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации.
Пять этапов
— I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
Одним из способов внедрения данных технологий является выбор правильных методов.Например, эффективным можно считать применениеинтерактивных методов воспитания:
метод конструктивного взаимодействия с социумом с помощью интернета – создание сайта класса, трансляция позитивных результатов
метод принятия общих решении в классе. Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса); представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна); направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);помощь группе в претворении ее решений в действие
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
МОУ СОШ № 2
Материалы выступления
на ГМО классных руководителей
на тему
«Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС»
Выполнил: Квасова Елена Владимировна
Серпухов,2014
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Должностная инструкция Классный руководитель должен знать:… Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников : игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно - ценностного общения, художественного творчества, проектной и исследовательской деятельности. 1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки
Должностная инструкция ФУНКЦИИ 2.3 . Работа по формированию универсальных учебных действий обучающихся совместно с педагогами предметниками реализующими основную образовательную программу школы 3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.
Должностная инструкция 4. Формы работы классного руководителя. 4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися. 4.1.1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.). 4.1.2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.). 4.1.3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования, и др.). 4.2. При выборе форм работы с обучающимися классный руководитель должен: 4.2.1. Определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением. 4.2.2. Учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия. 4.2.3. Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально- значимой, творческой деятельности обучающихся класса
Воспитательная технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения ( Л.В. Куклина)
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) – коллективное творчество; – единое дело и добровольное участие в нём; – свобода выбора форм деятельности; – содружество взрослых и детей; – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел Трудовые КТД Интеллектуальные КТД Художественные КТД Спортивные КТД
Технология педагогической поддержки Пять этапов — I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы ; — II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); — III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме ; — IV этап ( деятельностный ) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); — V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
метод принятия общих решении в классе Этапы изучение ситуации подготовка предложений представление предложений группе направление группового обсуждения помощь группе в претворении ее решений в действие
метод конструктивного взаимодействия с социумом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
из опыта использования метода игровых ситуаций...
Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя
Использование инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:• Метод эвристич...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....
Мастер-класс «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка классного руководителя...
«Содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя в условиях внедрения ФГОС»
Система работы классного руководителя...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....