Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.
статья

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение таких технологий,  делает довольно сложный процесс коррекции лексико-грамматического строя речи детей с нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  коррекционную работу учителя-логопеда в массовом детском саду и делает ее наиболее эффективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В.Жукова,

учитель-логопед

МОУ «Иогачская СОШ»

(с. Иогач)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение таких технологий,  делает довольно сложный процесс коррекции лексико-грамматического строя речи детей с нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  коррекционную работу учителя-логопеда в массовом детском саду и делает ее наиболее эффективной.

В современных   условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят  задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. 
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.

В последнее десятилетие появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов, стал доступным Интернет. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов  с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Цель таких программ - воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной игрой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС.   Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.

На логопедических занятиях нами апробированы и успешно используются: программа «Игры для Тигры», мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно», электронное пособие "Логопедические упражнения", CD-диски «Звуковой калейдоскоп», «Трудные звуки», «Домашний логопед», содержащие интерактивные игры на развитие фонематического слуха  и упражнения на автоматизацию   звуков.

На этапе мониторинга мы  обращаемся к возможностям портала «Мерсибо», где собрано множество интерактивных игр, позволяющих провести обследование речевых процессов, двигательных умений, психических процессов воспитанников. Там же возможно ведение электронного дневника воспитанника, что позволяет отслеживать эффективность проводимой работы.

Активному привлечению ближайшего социального окружения к работе с ребенком способствуют домашние задания, где родители на электронную почту получают ссылку на онлайн-игры обучающего характера и, играя дома, совместно с ребенком, закрепляют полученные речевые умения. Введению поставленных звуков в свободную речь способствует логопедическая программа «Автоматизация согласных», разработанная  специально  для родителей. Она позволяет эффективно подготовиться к занятиям в домашних условиях, провести работу по развитию восприятия слоговой структуры слова, подобрать наглядный материал по изученной теме.

В последнее время появились игры для планшетов. Например, «Лопни пузырь с заданной буквой», «Сдуй листочки» (на отработку воздушной струи), серия интерактивных игр портала «Мерсибо». Благодаря этим тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Высокую оценку от детей получил сайт «Логозаврия», где в интернет-школе «Уроки Мудрой Совы» они выполняют задания на изученную букву.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда ОУ позволяет более эффективно вести мониторинг речевого развития ребенка;  сокращает сроки и повышает эффективность коррекционной работы; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия; активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи. Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи и соответствуют требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.


Литература:

1. Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст] /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6 – с. 36-39.



Предварительный просмотр:

Т.В.Жукова,

учитель-логопед

МОУ «Иогачская СОШ»

(с. Иогач)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение таких технологий,  делает довольно сложный процесс коррекции лексико-грамматического строя речи детей с нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  коррекционную работу учителя-логопеда в массовом детском саду и делает ее наиболее эффективной.

В современных   условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят  задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. 
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.

В последнее десятилетие появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов, стал доступным Интернет. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов  с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Цель таких программ - воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной игрой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС.   Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.

На логопедических занятиях нами апробированы и успешно используются: программа «Игры для Тигры», мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно», электронное пособие "Логопедические упражнения", CD-диски «Звуковой калейдоскоп», «Трудные звуки», «Домашний логопед», содержащие интерактивные игры на развитие фонематического слуха  и упражнения на автоматизацию   звуков.

На этапе мониторинга мы  обращаемся к возможностям портала «Мерсибо», где собрано множество интерактивных игр, позволяющих провести обследование речевых процессов, двигательных умений, психических процессов воспитанников. Там же возможно ведение электронного дневника воспитанника, что позволяет отслеживать эффективность проводимой работы.

Активному привлечению ближайшего социального окружения к работе с ребенком способствуют домашние задания, где родители на электронную почту получают ссылку на онлайн-игры обучающего характера и, играя дома, совместно с ребенком, закрепляют полученные речевые умения. Введению поставленных звуков в свободную речь способствует логопедическая программа «Автоматизация согласных», разработанная  специально  для родителей. Она позволяет эффективно подготовиться к занятиям в домашних условиях, провести работу по развитию восприятия слоговой структуры слова, подобрать наглядный материал по изученной теме.

В последнее время появились игры для планшетов. Например, «Лопни пузырь с заданной буквой», «Сдуй листочки» (на отработку воздушной струи), серия интерактивных игр портала «Мерсибо». Благодаря этим тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Высокую оценку от детей получил сайт «Логозаврия», где в интернет-школе «Уроки Мудрой Совы» они выполняют задания на изученную букву.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда ОУ позволяет более эффективно вести мониторинг речевого развития ребенка;  сокращает сроки и повышает эффективность коррекционной работы; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия; активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи. Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи и соответствуют требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.


Литература:

1. Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст] /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6 – с. 36-39.



Предварительный просмотр:

МОУ «Иогачская СОШ»

Логопедическое занятие по развитию устной речи

для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью

Тема: «Дикие и домашние животные. Сравнение

диких и домашних животных».

Учитель-логопед: Жукова Т.В.

2021г.

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию устной речи

 для обучающегося 2 класса с УО

Тема«Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных».

Цель занятия – развитие умения дифференцировать диких и домашних животных

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

  • Формировать понятия " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за ними, условий необходимых для их жизни;
  • Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся с некоторыми видами домашних и диких животных (расширение понятий);
  • Познакомить учащихся со значением домашних и диких животных в жизни человека.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
  • Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
  1. анализ- при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
  2. сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
  3. установление связей между домашними животными и продукцией, получаемой от них;
  4. обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

3.Корррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

Правильно всегда сидим.

Работа со скороговоркой

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

- Кто главный герой скороговорки?

-К какой группе относится щенок?

II. Пальчиковая гимнастика.

             

              Белка

Скачет белка-шалунишка,

(«бегают пальчики по столу)

Рвёт с сосновых веток шишки.

(сжимать поочерёдно кулачки на правой и левой руках)

Лапками сжимает ловко

(сжимают одновременно) кулачки на правой и левой руках)

И несёт в свою кладовку.

(«бегают» пальчики по столу).

III. Артикуляционная гимнастика.

1. Логопедические распевки про животных.

2. Комплекс упражнений для укрепления мышц языка (используется презентация).

III. Основной этап.

1) Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке развития речи мы будем говорить о животных. Прежде чем начать, я хочу показать вам письмо, которое прислала нам девочка Алена. Давайте его прочитаем.

Письмо: Приехала Алена в деревню к бабушке вечером. Легла спать, а утром


Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко.
И умылся серой лапкой.
(кошка) 

Алена узнала кто это. А ты? Вышла она во двор, а там


С хозяином дружит,

Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком
. (собака) 

Узнал? Пошла она дальше, а навстречу ей.


Маленькая, белая,

Пугливая, несмелая.
Шерсть дает своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки.
(овца)

Девочка не знала кто это. А ты? Вдруг она увидела бабушку, а рядом


Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переделать молоко.
(корова)

А около них бегало другое животное.

5. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок – дырявый,
А крючок – вертлявый.
(свинья)

Смотрит Алена дальше

Она кудахчет по утрам

Неся яйцо в подарок нам (курица)


Как назвать одним словом? А какие это животные? Каких еще домашних животных вы знаете?

-Какие еще животные есть? Давайте их тоже назовем.


1.Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
(волк)


2.Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
(медведь)

3. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы
. (заяц)

4.
Что это за шалунишка?
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает.
(белка) 

5. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней.
(лиса)


2) Вот мы и вспомнили всех животных.

-А теперь скажи, чем отличаются домашние животные от диких? (домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища и т.д.) Чем же так полезны домашние животные?


Корова

 – Что корова нам дает?

- А что можно из молока сделать?

И сметану, и кефир,
Сливки, ряженку и сыр,
Творог, масло, простоквашу,

Молоко для вкусной каши
Нам дает Буренка наша.

Свинья – мясо.

Овца – У овечки шерсть густая.

Она в кольца завитая.
Постригу свою овцу –
Теплый шарф свяжу отцу.
Маме – свитер шерстяной,
Будет всем тепло зимой.


3) Домашние животные живут рядом с человеком. А где живут дикие животные? (в лесу). В лесу есть дома? У каждого животного есть дом в лесу. Только все эти дома, как ты знаешь разные. 

Дидактическая игра «Кто где живет» (на доске карточки с изображениями диких животных: медведь, лиса, заяц, белка. Учащиеся выбирают карточки с названиями жилищ животных и соотносят их с соответствующими животных).

Медведь – в берлоге
Лиса – в норе
Заяц – под кустом
Белка – в дупле

IV.Физминутка

Звериная зарядка.

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться  

Любят долго потянуться  

Обязательно зевнуть  

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало –

Начинайте все сначала!

-Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.

Кто похлебку съел мою?-
Свинка хрюкает: (хрю-хрю)

Дайте свежей травки мне!-

Блеет козочка: (Мээ- Мээ)

Молочка налили мало!-
Кот мяукал: (мяу- мяу)

Хватай вора за рукав!-
Пес залаял: (гав-гав-гав)

Мой хозяин далеко!-
Ржет лошадка: (И-го-го)

Где теленок не пойму?-
Замычит корова: (му-у-у)

Работа по учебнику «Найди животного в лесу»

- Как называют этих животных?

- Ты любишь играть? Давай поиграем в игру «Назови малыша».

 

Игра с мячом «Назови малыша».

У кошки - (котенок), у коровы – (теленок), у собаки – (щенок), у волка – (волчонок), у зайца – (зайчонок), у лисы – (лисенок), у белки – (бельчонок), у лошади – (жеребенок) и т. д.
 

Игра “Четвёртый лишний”

3 диких и 1 домашнее.
3 домашних и 1 дикое.
Игра «Собери  животного» Ученик собирает пазлы. 

V. Закрепление материала.
-Давайте еще раз проверим как ты делишь животных на диких и домашних.

(На доске картинки с изображением домика и леса, а на столе карточки с названиями животных. Ребенок   берет карточку и крепит ее либо к домику, если это домашнее животное или к лесу, если это дикое животное).
VI. Подведение итогов. 
-Так как ты сегодня хорошо работал, я тебе дарю небольшой подарок. Тебе нужно будет раскрасить животных дома (подарок- раскраска).

VII.Рефлексия.

-А сейчас подними карточку со смайликом: если тебе понравилось работать на занятии, всё было понятно - ты поднимаешь весёлого смайлика; а если тебе было трудно поднимаешь грустного смайлика.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда

Доклад на тему: «Использование элементов  ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения  мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы  в у...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Методология использования современных педагогических технологий. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС

Современный урок как образовательная технология. Алгоритм современных педагогических технологий. Урок как основа реализации стандарта....