Мастер-класс «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка

Медведева Екатерина Николаевна

методическая разработка классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

Ф.И.О., учителя:  Медведева Е.Н., классный руководитель 8 «А» класса.

Цель:  исследование деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Основные идеи плана проведения мастер-класса 

1. Эффективность воспитательной работы классного руководителя (сущность понятия)

2. Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС (цель, направления деятельности, результат)

Ход мастера класса

Добрый день, уважаемые коллеги я рада вас приветствовать на нашем мастер классе, который посвящен воспитательной работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

От любой деятельности мы всегда что-то ожидаем. Хотелось бы узнать, чего ожидаете вы от нашей встречи. На ваших столах лежат разноцветные листочки с вариантами ожиданий. Предлагаю вам прикрепить к «Листу ожидания» тот вариант, который вам ближе. Если у вас имеется свой вариант, я попрошу вас его записать на пустой листочек!

«Лист ожидания» (на доске )

1. Профессиональное общение с коллегами;

2. Конструктивный разговор;

3. Бесполезная трата времени.

Прикрепляют стикер на листе ожидания.

Анализируя ваш выбор можно сделать вывод, что вы уверенны в своих профессиональных навыках и готовы к работе.

1.Психологический настрой.

- Нашу работу я хотела бы начать с одной притчи!

Итальянская притча

Некогда в Палермо жил принц, который хвастался, что может весь свет переделать по-своему. И правда, во дворце его творились диковинные вещи. Лошадь он научил есть мясо, собака у него жевала сено, а осёл плясал тарантеллу, колотя по бубну копытом.

Но больше всего гордился принц своим котом. Десять учёных в пышных париках и чёрных мантиях потратили десять лет, чтобы обучить принца всем наукам, приличествующим его высокому званию. А принц положил ещё больше труда, чем десять учёных за десять лет, чтобы кот позабыл о том, что он кот. Когда принц, наконец, достиг, чего хотел, он сказал своим друзьям:

— Приходите ко мне завтра на ужин, и вы убедитесь, что, если очень постараться, можно превозмочь природу. Это докажет вам мой учёный кот.

Друзья приняли приглашение. Один из них, человек умный и догадливый, подумал так: «Если речь идёт о коте, то не плохо на всякий случай запастись мышкой!» Так он и сделал.

На следующий день все собрались в парадном зале дворца. Там был накрыт пышный стол. А посреди стола неподвижно, как деревянная статуя, стоял на задних лапах учёный кот и держал зажжённую свечу.

Когда гости уселись за стол, слуги начали вносить на золочёных блюдах кушанья, приготовленные из мяса, дичи и рыбы. От блюд поднимался такой вкусный запах, что у приглашённых потекли слюнки. А кот даже усом не повёл. Не шелохнувшись, он продолжал держать горящую свечу.

Принц обвёл всех торжествующим взглядом.

— Ну, что я вам говорил! — воскликнул он. — Не правда ли, искусство выше природы!

— Конечно, конечно! — закричали восхищённые гости.

Только один из них промолчал. Он положил рядом с собой широкополую шляпу, украшенную перьями, и незаметно пустил под неё мышку.

Мышка, почувствовав себя на свободе, живо высунула из-под шляпы свою мордочку. Едва кот завидел мышку, как забыл разом всё, чему обучил его принц с таким трудом. Свеча полетела в сторону, зазвенели разбитые бокалы, а кот схватил мышку и убежал с ней, задрав хвост.

Так принцу и не удалось не то что весь свет, а даже кошачью природу переделать на свой лад.

Данная история еще раз подтвержает, что нужно направлять ребенка в то творческое русло, к которому у него имеются природные задатки. Воспитывать и обучать, опираясь на его возможности.

- Процесс воспитания с древних времен был трудоемким, требующим много усилий и умений. По мнению президента РАО (Российской академии образования ) Ю.П.Зинченко, «Доучить что-то можно быстро, а довоспитать невозможно. Перевоспитание в любом случае требует больше времени. То, что воспитание не менее значимо, учителя должны понимать».

Многие согласятся, что Воспитание – это неотъемлемая часть всего педагогического процесса. Изменения, происходящие в обществе, стране приводят к изменениям и в образовательной системе. Поэтому введение новых образовательных стандартов в образовании – привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, первоочередными стали задачи духовно-нравственного развития личности, в связи с этим определены новые направления, содержание воспитания, даны критерии оценки воспитательной деятельности. Эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание» с восприятием этого понятия не как сопутствующего процессу обучения, а приоритетного.

Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – развернуть школу на воспитание.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у учащихся ряд компетентностей и в частности, социальную компетентность, которая содействует развитию каждого школьника.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства.

При введении ФГОС нового поколения изменились цели  воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!!

В этих условиях классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Главное предназначение классного руководителя – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.

В современных условия, Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

 Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

 В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

 Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

 Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.

 Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

    Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в классном коллективе. Деятельность учеников также более организованна, системна.

Мы познакомились с некоторыми особенностями воспитательной деятельности кл. руководителя в условиях реалиазации ФГОС, а далее мы с вами посмотрим, выясним в чем же отличия традиционной системы воспитания от воспитания по ФГОС

2. Целеполагание.

-Сформулируйте тему нашего занятия……

- Следовательно, тема: «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС».

- Попробуйте сформулировать цель нашего мастер класса исследование деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

-Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Определить роль кл. руководит. в условияхФГОС; основные направления воспитательной работы; определить отличия характеристик изменений в деятельности кл. руководителя, работающего по ФГОС от традиционной системы воспитания.

Мы с вами немного утомились, и поэтому я предлагаю продолжить нашу работу немного в необычной форме. Я вас приглашаю в ресторан, где уже на каждого заказан столик. За столик № 1 приглашаю тех, кто рожден в летние месяцы года. За №2 – тех, чьё имя начинается на букву Л и Н. За №3 тех, кто является кл. руководителем. За №4 – все остальные.

 И предлагаю вам следующее меню. Меню:

1.Техноголическая карта традиционного блюда «Классный час в условиях реализации ФГОС»

2.«Альтернатива»

 3.«Кластер»

Блюдо «Кл. час в условиях реализациии ФГОС»

Кл. час по современной системе воспитания должен состоять из нескольких этапов, которые я предлагаю вашему вниманию (мотивационный, ориентирующий, деятельностный, рефлексионный).

Ваша задача расставить в технологической карте кл. часа данные этапы по мере их выполнения и расписать, как вы думаете, каковы же будут действия кл. руководителя, учеников на каждом из этих этапов.

Тема кл. часа «Вместе мы сделаем толерантным наш мир»

Время выполнения задания – 5 минут.

-364490331470Работаем в группах

-1930403155315

На второе я вам предлагаю Блюдо «Альтернатива»

Каждой группе я раздам раздаточный материал. Ваша задача из предложенного списка выбрать то, что относится к традиционной системе воспитания, а что к системе воспитания по ФГОС. (таблица)

1 лист: Таблица: Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС

Предмет изменения

Традиционная система

ФГОС

1 Подготовка Конспект мероприятия Технологическая карта (классного часа, внеклассного мероприятия и т.д.)

2 Основные этапы мероприятия Объяснение и закрепление материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся.

3 Главная цель учителя Успеть выполнить все, что запланировано. Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке задачи внеклассного мероприятия и т. д.

4 Форма мероприятия Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

5 Предмет изменения Традиционная система ФГОС

6 Нестандартное ведение мероприятия -- Классный руководитель проводит классный час в параллельном классе, мероприятие проводят 2 руководителя и др.

7 Внеклассная

 досугово-развивающая среда Создается классным руководителем. Создается учащимися (дети сами готовят материал, проводят презентации).

8 Результаты мероприятия образовательные

развивающие

воспитательные + личностные

+ метапредметные

Нет портфолио учащегося Создание портфолио

Основной вывод – вывод учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

2 лист: «Формы воспитательной работы ?»

Проведите стрелки от форм воспитательной работы к соответствующей системе воспитания!

Традиционная система

Формы и методы воспитательной работы ФГОС

Туристические подходы Классные огоньки Соц. проекты Тренинг Видеопроекты Портфолио Викторины Социально - патриотические акции Конкурсы прикладного творчества  Идейные акции  Дискуссионные клубы Экскурсии  Флеш-моб  Квест  Идейные акции Т ворческие лаборатории Ролевые игры Поисковые, научные исследования

Задание №2 «Роли классного руководителя»

Запишите роли кл. руководителя, которые он выполняет в услових реализации ФГОС.

Ответы: учитель – тьютор, ТЬЮТОР - наставник, воспитатель, советчик, помощник Информатор-эксперт, Консультант, собеседник, Организатор-фасилитатор – это образ мудрого, духовного, доброго и здорового человека, стремящегося к самосовершенствованию и творчеству. Другими словами: это личностный и профессиональный идеал.

Цель фасилитатора - поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу) он же учитель-помощник. Я приглашаю одного представителя каждой группы, и узнаем, какие же различия существуют в деятельности кл. руководителя традиционной системы воспитания и воспитания в условиях реализации ФГОС

(Выступление участников. Подведение итогов)

 Справка: Что же еще является отличительной особенностью ФГОСов?

Это, прежде всего, системно -деятельностный характер, ставщий главной целью развития личности учащегося. Принципиальное отличие новых стандартов заключается еще и в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Это значит, что необходимо использовать такие формы и методы работы, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности. Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность ОУ.). На десерт я предлагаю вам блюдо под названием «Кластер»

-Мы с вами увидели, что отличительной особенностью ФГОСов является прежде всего, системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности учащегося.

В условиях реализации ФГОС кл. руководители имеют возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью.

А какая эта ЛИЧНОСТЬ? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Предлагаю вам всем вместе составить кластер.

Вам необходимо назвать асоциации к слову ЛИЧНОСТЬ, ваша ассоциация может быть в виде слова, предложения, словосочетания и т.п., но обязательное условие она должна начинаться с каждой буквы слова.

Л- личностный рост…

И-индивидуальность…

Ч- человечность…

Н-новаторство…

О-образрваность…

С-саморазвитие, самообразование…Т-творчество... -

Вот каков портрет выпускника школы по ФГОСам мы получим: сознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный Социально активный, уважающий закон и правопорядок, умеющий вести конструктивный диалог, Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека

Рефлексия.

1 вариант. Иммануил Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды». Каждый по - разному воспринимает услышанное, увиденное.

Итак, вы попробовали все предложенные блюда нашего ресторана. Каждый воспринял информацию по своему. Что-то вам понравилось и показалось вкусным, что-то нет.

Чтобы улучшить работу нашего ресторана мы хотели бы, чтобы вы оставили нам свои отзывы и предложения. Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. 

Всем спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Здесь вы можете ознакомиться  с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....