Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
статья (8 класс) по теме
из опыта использования метода игровых ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_nravstvennogo_vospitaniya_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya.docx | 14.38 КБ |
_syuzhet_dlya_uroka.rar | 2.97 МБ |
klass.pptx | 797.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
МКОУ «Волчихинская сош №2»
Волчихинского района
Алтайского края
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». А.С. Макаренко
Вопрос воспитания учащихся является всегда актуальным, особенно в современное время, когда происходит изменение системы ценностей, жизненных ориентиров. С введением новых форм аттестации ГИА, ЕГЭ и стимулирующей системы оплаты труда для учителей и школы ставятся приоритеты в работе напрямую несвязанные с воспитательным процессом. О воспитании начинают говорить, когда происходит очередной нашумевший инцидент, а поговорив – забывают. Не забывают о своём долге только учителя, даже когда родители самоустраняются от воспитания своих детей. Осуществляя классное руководство, в 7 классе, провёл тестирование на выявление уровня развития нравственной культуры, как у детей, так и у их родителей. Результаты оказались удручающие: только у троих детей из 25 тест показал развитие нравственной культуры, а родителей у 2/3. Поэтому было принято решение уделить развитию нравственной культуры более пристальное внимание. Мне хотелось бы рассказать, исходя из собственного опыта, об использовании в воспитательном процессе метода игровых ситуаций. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. Особенно в переходном возрасте подростки могут болезненно реагировать на воспитательные беседы, а вот косвенно, через игровые ситуации можно тоже самое подать и добиться большего результата. Игра учит быть деятельным, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить. В игровой ситуации создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. Как минимум один раз в четверть я практикую проведение классного мероприятия, которое основывается на игровых ситуациях: «Общение по телефону и в гостях»; «Случай из жизни»; «Конфликт»; «Мир правил». Эти мероприятия строятся на состязательных началах: класс делится на три команды, которым предлагаются различные задачи, за успешное выполнение которых команды получают баллы, а в завершении подводится итог и объявляется победитель. Используются такие приёмы, как проблемно-поисковая ситуация: учащиеся должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. Например, подготовленные учащиеся разыгрывают сценку «Разговор по телефону», а остальные дети должны найти ошибки и, объяснив их исправить. После обсуждения подготовленные учащиеся показывают правильный вариант, а остальные дети проверяют правильность своих предположений и устанавливают те моменты, на которые не обратили внимание. Могут разыгрываться конфликтные ситуации, на основе которых разбираются причины межличностных конфликтов, стратегии поведения и варианты поведения. Силами учащихся могут готовиться видео сюжеты, снимаемые на камеру, на различные темы, например, «Случай на лестнице». После просмотра команды должны ответить на вопросы: 1.Что произошло на лестнице? 2.Кто из подростков поступил правильно, а кто нет? Объясните своё мнение? 3.Какие правила (соц.нормы) регулируют поведение в данной ситуации? 4.Какие санкции последуют в отношении подростков? Работа в указанных мероприятиях проводилась поэтапно. На первом этапе игровые ситуации подготавливались заранее специально отобранными детьми. На втором этапе я готовил текст ситуаций и давал для обыгрывания командам. На третьем этапе выдавал само задание, например, «обыграйте ситуацию из жизни, в которой будет показываться моральный поступок и реакция на него окружающих людей». После показа ситуации двум командам не участвующим в сценке предлагается обсудить её содержание и сделать заключение о том, как справились с поставленной задачей их товарищи. И так поочерёдно показывают свои сценки все команды. Такая форма работы дополнительно помогает классному руководителю отслеживать лидеров в классе, налаживать коммуникацию, как между учащимися, так и между учителем и учащимися. Также проводимая работа в течение двух лет (7-8 класс) привела к ликвидации пассивности, замкнутости ряда детей. Если в классе было три ребёнка пассивных, сторонящихся участия в коллективных делах, то благодаря таким занятиям данная проблема была решена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тимуровская работа. 7 класс. 2010-2011 учебный год.
Тимуровская работа. 8 класс. 2011 – 2012 учебный год.
Поработали и послушали рассказ ветерана ВОВ.
Итог дружинных соревнований за 2010-2011 год между 5-8 классами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя
Сообщение об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...
Практический аспект духовно-нравственного развития и воспитания в работе классного руководителя
Из опыта работы классного руководителя...
Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя
Использование инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:• Метод эвристич...
Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС
В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и ос...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...
Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя
laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...