«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
статья на тему

Новикова Лилия Назметдиновна

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

       В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушением речи. Происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утверждёнными Федеральными государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с нарушениями речи. В рамках введения ФГОС приоритетной задачей становится решение многих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной. Основная задача коррекционной работы учителя-логопеда: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Для решения этой задачи логопеды в своей практике широко используют информационно-развивающие технологии. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Организация образовательной деятельности детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. А такое дополнение занятий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. ИКТ могут помочь учителю- логопеду в его работе в следующем:

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. 4. Оформление документации, отчётов.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint.

       При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущество ИКТ перед традиционными средствами обучения:

- ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

 - Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу;

 - Обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка;

- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

 - ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими нарушения речи.

        Нельзя забывать, что мероприятия с использованием компьютерных технологий нужно проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

- использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

 - проведение гимнастики для глаз:

- работа за компьютером не более 5-7 мин.

        Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, аудиоматериал по разным направлениям работы.

        Особую актуальность в современных условиях имеет педагогическое просвещение родителей дошкольников. Используются средства мультимедиа и в организации деятельности педагога с родителями, что позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно- воспитательном процессе. Официальный сайт ДОУ – как одна из форм работы с родителями посредством применения ИКТ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

 1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, коррекция отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

 4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

        В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно- коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список используемой литературы:

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

 3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

 4. Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...

презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия  человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....

Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются  сочетанные нарушения, такие ...

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережен...