Диагностические методики
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Диагностические методики изучения семьи учащихся.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос находим у В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях. «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.
Классный руководитель – профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, во влечь их в совместную деятельность. Классный руководитель при общении с семьями должен соблюдать определенные правила:
- к родителям каждого ребенка проявлять уважение;
- изучение семей учащихся должно быть тактично;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика: общие сведения и родителях, жилищные условия семьи, её материальная обеспеченность, семейные традиции, авторитетность семьи в глазах ребенка, положение ребенка в семье.
Изучение семей учащихся позволяет учителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Я использую различные методы психолого-педагогической диагностики.
Диагностические методики позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Приведу несколько примеров.
Анкета №1.
Методика «Незаконченные предложения».
Эту методику использую для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся (2-4 кл.)
Учащиеся и родители дают ответна одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Предложения для учащихся: ۷ Я радуюсь, когда … ۷ Я огорчаюсь, когда … ۷ Я плачу, когда … ۷ Я злюсь, когда … ۷ Мне нравится, когда … ۷ Мне не нравится, когда … ۷ Я верю, когда … ۷ Если у меня хорошие новости, то я … ۷ Если у меня плохие новости, то я … ۷ Если у меня что-то не получается, | Предложения для родителей: ۷ Я радуюсь, когда мой ребенок … ۷ Я огорчаюсь, когда мой ребенок … ۷ Я плачу, когда мой ребенок … ۷ Я злюсь, когда ребенок … ۷ Мне нравится, когда мой ребенок … ۷ Мне не нравится, когда мой ребенок … ۷ Я верю, когда говорят, что мой ребенок … ۷ Я не верю, когда мой ребенок … ۷ Если у моего ребенка хорошие новости, то … ۷ Если у моего ребенка плохие новости, то … ۷ Если у моего ребенка что-то не получается, |
Анкета №2.
Методика «Незаконченные предложения».
Эта анкета используется для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи. (2-4 кл.)
Предложения для учащихся:
• Школа для меня – это …
• Класс, в котором я учусь, - это …
• Учителя для меня – это люди, которые …
• Мои одноклассники – это …
• Уроки для меня – это …
• Предметы, которые мне нравятся, - это …
• Предметы, которые мне не нравятся, - это …
Предложения для родителей:
• Школа, в которой учится мой ребенок, - это …
• Класс, в котором учится мой ребенок, - это …
• Одноклассники моего ребенка – это …
• Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
• Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это …
• Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это …
Анкета №3.
Эта анкета используется для изучения семьи учащихся, близкого знакомства с самим учеником, понятия уклада жизни семьи, ее духовных ценностей.
Вопросы для учащихся:
14.Любимый праздник твоей мамы? | Вопросы для родителей:
14.Любимый праздник Вашего ребенка |
Анкета №4.
Эта анкета для родителей. Использую для определения самостоятельности ребенка.
Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным.
Ваш ребенок делает самостоятельно | Только по Вашему требованию, с Вашей помощью и с Вашего разрешения |
Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для школы и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- готовит еду, если это необходимо;
- помогает по дому и на даче.
Анкета №5.
Эта анкета используется для изучения сформированности у детей мотивации на ЗОЖ.
Вопросы для учащихся - «Почему ты делаешь так?»
1. Почему ты моешь руки:
а) заставляют взрослые - 20 очков;
б) так положено - 5 очков;
в) мне неприятно, когда грязные руки, много микробов, - 0 очков.
2. Почему ты чистишь зубы:
а) заставляют взрослые - 15 очков; |
6) так положено - 5 очков;
в) нечищеные зубы - источник болезни - 0 очков.
3. Почему ты моешь ноги:
а) заставляют взрослые - 20 очков; I
б) так нужно - 10 очков; I
в) потому что мне неприятны грязные ноги - 0 очков.
4. Почему ты делаешь зарядку:
а) заставляют взрослые - 15 очков;
б) так нужно - 5 очков;
в) нужна для моего здоровья - 0 очков.
5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:
а) ежедневно около 1,5-2 часов - 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа -10 очков;
в) иногда по выходным - 20 очков.
6. Когда нужно ложиться спать:
а) в 21.00-21.30 - 0 очков;
б) после 22 часов - 10 очков;
в) после 24 часов-35 очков.
7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор:
а) не больше 1,5 часов, с перерывом — 0 очков;
б) более 3 часов - 10 очков;
в) сколько тебе хочется - 30 очков.
8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок:
а) да - 0 очков;
б) нет-5 очков.
Подсчет.
Если набралось от 0 до 40 очков - ты твердо знаешь, что твое здоровье бесценно.
От 40 до 60 очков - у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно еще устранить.
От 60 и более - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья.
Вопросы для родителей - «Почему так поступает ваш ребенок?»
1. Почему ваш ребенок моет руки:
а) заставляем мы - 20 очков;
б) моет, не осознавая - 5 очков;
в) моет, так как знает, зачем это нужно-0 очков.
2. Почему ваш ребенок чистит зубы:
а) заставляем мы - 15 очков;
б) чистит, не осознавая - 5 очков;
в) чистит, зная зачем - 0 очков. -
3. Почему ваш ребенок моет ноги:
а) заставляем мы - 20 очков;
б) моет, не осознавая —10 очков;
в) моет, зная зачем - 0 очков;
4. Почему ваш ребенок делает зарядку:
а) заставляем мы - 15 очков;
б) так положено - 5 очков;
в) знает, что для здоровья - 0 очков.
5. Знает ли ваш ребенок, что дает ему свежий воздух?
а)да-5очков;
б) нет-10 очков.
6. Знает ли ваш ребенок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?:
а) да-0 очков;
б) не уверен - 5 очков; г
в) нет-10 очков.
7. Знает ли ваш ребенок, сколько времени нужно проводить у телевизора?
а) да-0 очков;
б) не уверен - 5 очков;
в) нет-10 очков.
8. Знает ли ваш ребенок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да-0 очков;
б) нет - 10 очков.
Подсчет.
Если вы набрали от 0 до 5 очков - ваш ребенок в полном порядке. От 25 до 40 очков - у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними еще не трудно бороться.
От 40 и более - срочно помогите ему бороться за здоровье.
Анкета №6.
«Что тебе дороже всего в жизни?»
Анкета №7.
Рисуночный тест.
«Выходной день в моей семье»
Ребятам предлагаю нарисовать рисунки на тему: «Выходной день в моей семье», «Наша семья». Затем и родителям, и детям раздаю листы бумаги, на которых нарисованы круги. В круг нужно поместить предметы, а также членов семьи, которые что-либо выполняют. Очень часто это выглядит так (рисунок ниже).
Это может выглядеть так:
Мама | Папа | Я | |||
Книга | Газета | Уроки | |||
Кухня | Диван | Друзья |
Рисуночная диагностика “Выходной день в моей семье “.
Анкета №8.
«Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил для своей семьи?»
По аналогии с методикой «Цветик - семицветик» в сказке В.Катаева.
Цель: выявит желания, интересы, направленность ребенка.
: «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил для своей семьи?», ребята отвечают:
- Чтобы все были здоровы;
- Чтобы мама улыбалась;
- Чтобы приходили гости;
- Квартиру большую;
- Все у нас хорошо, только денег не хватает, побольше бы.
«А что бы ты пожелал своей семье?»:
- Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок;
- Быть вместе;
- Праздники выходные проводить вместе;
- Вместе гулять и играть;
- Иметь дома животных;
- Больше денег.
Анкета №9.
«Что тебе больше всего нравится в твоей семье?»
На вопрос «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» ребята отмечают:
- доброта – 79%
- внимание – 40%
- честность – 31%
- ум родителей, бабушки, дедушки – 35%
- помощь ребенку, друг другу 65%
- трудолюбие – 35%
- веселость – 21 %
Анкета №10.
«К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?»
Обсуждая вопрос: «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?», именно к маме обратились бы за помощью
- к маме – 64%
- к папе – 16%
- к друзьям – 5%
- к учителю – 12%
- к другим взрослым – 3%
Вышеперечисленная методика изучения семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль отношений родителей и детей.
Хорошо известно, что детей воспитывает не только школа, но и семья. К сожалению, эти два столь важных воспитательных института не всегда выступают союзниками, дополняя и расширяя возможности друг друга. Не всегда родители хорошо знают своих детей. Учитель должен помочь им в этом. Уверена, что большинство родителей не останутся равнодушными, а некоторые по-новому увидят и оценят дочку или сына.
Мы видим, насколько велики требования ребенка к семье. Сегодня, с высоты собственного опыта, я могу сказать, что, доверяя родителям, ощущаю это доверие с их стороны, и очень высоко ценю его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА. АНКЕТЫ: "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....
Диагностические методики классного руководителя
Диагностика -это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизац...
Диагностические методики
Данные диагностические методики помогут при изучении личности учащихся и ученического коллектива...
Диагностические методики в условиях компетентностного подхода
Диагностические материалы...
Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"
Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что знач...
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности. Диагностическая методика
Диагностическая методика...