Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
методическая разработка по психологии по теме
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Диагностические методики профильной подготовки учащихся»
Пояснительная записка.
Актуальность программы: преподавание курса «Диагностические методики профильной подготовки учащихся» в 10 – 11 классах средней общеобразовательной школы представляется актуальной и важной задачей образования. Предлагаемая программа нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, а также к профессиональному самоопределению.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Он идет к познанию действительности во многом от себя, через свои переживания. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в дальнейшей жизни. Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается в детстве, когда в игре ребенок примеривает на себя разные роли и проигрывает их, и заканчивается в ранней юности, когда необходимо принять решение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Период ранней юности и зрелости – возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием большое место занимает именно профессиональное самоопределение подростка в системе профильной подготовки. Поэтому отбор в профильные классы необходимо проводить, исследуя социально-психологический уровень учащихся. Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Цель курса: организация психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также формирование готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Задачи: изучение спектра познавательных и профессиональных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессии;
формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
выявление интересов, склонностей и способностей школьников, а также формирование практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности;
оказание психолого-педагогической помощи при приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.
Основные формы и виды занятий: психологическая диагностика, беседы, лекции, дискуссии, тренинги, рефлексия по результатам исследований, психологическая коррекция.
Основные формы контроля: результаты психологических исследований, презентация работ, портфолио учащегося, творческие работы.
Содержание программы: программа курса охватывает основные разделы общей и социальной психологии. Данный курс включает современные психодиагностические методики, тренинги, практикумы, которые способствуют эффективному познанию особенностей личности, лучшему усвоению теоретического материала, а также – формированию индивидуального стиля поведения. Особое внимание уделяется темам: «Познавательные процессы и способности личности», «Личность и саморегуляция», «Самосознание и я-концепция», «Психология возраста», «Профессиональное самоопределение». Изучаемые темы имеют прямое отношение к формированию личности старшеклассника, развитию способности к познанию самих себя с помощью наблюдения и психологического исследования. В чрезвычайно важных и актуальных для юношеского возраста темах затрагиваются проблемы уникальности личности. Один из разделов программы посвящен изучению социально-педагогических особенностей взаимодействия людей в малых группах и распределения ролей в коллективе. Эта тема обсуждается на занятиях в связи с важностью осознания школьниками проблемы группового давления, умения отстаивать свою позицию и собственную точку зрения, противостоять давлению сверстников. Таким образом, психологические исследования, которые помогают учащимся собрать информацию о личностных особенностях, являются специально-организованной деятельностью, направленной на оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в проектировании ими вариантов продолжения обучения. Благодаря данному курсу на занятиях оказывается помощь каждому школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения, а также проводится работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Тематическое планирование занятий элективного курса
«Диагностические методики профильной подготовки учащихся».
№ | Название темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | Определение социально-психологического уровня. | 1 | Психологическая диагностика |
2 | Определение типа личности по Айзенку. | 1 | Психологическая диагностика |
3 | Диагностика направленности личности. | 1 | Психологическая диагностика |
4 | Самоопределение личности. | 1 | Психологическая диагностика |
5 | Карта интересов и склонностей. | 1 | Психологическая диагностика |
6 | Изучение статусов профессиональной идентичности. | 1 | Психологическая диагностика |
7 | Методика «Профиль умений». | 1 | Психологическая диагностика |
8 | Методика «Карьера: способности и выбор». | 1 | Психологическая диагностика |
9 | Методика «Карьера: способности и выбор». | 1 | Психологическая диагностика |
10 | Дифференциально-диагностический опросник«Я предпочту». | 1 | Психологическая диагностика |
11 | Дифференциально-диагностический опросник«Я предпочту». | 1 | Психологическая диагностика |
12 | Опросник профессиональных предпочтений. | 1 | Психологическая диагностика |
13 | Методика определения профессиональных склонностей. | 1 | Психологическая диагностика |
14 | Методика «Художник или мыслитель». | 1 | Психологическая диагностика |
15 | Модифицированный тест Голланда. | 1 | Психологическая диагностика |
16 | Профессиональные типы. | 1 | Психологическая диагностика |
17 | Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ». | 1 | Психологическая диагностика |
18 | Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ». | 1 | Психологическая диагностика |
19 | Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ». | 1 | Психологическая диагностика |
20 | Анкета для выяснения состояния здоровья учащихся. | 1 | Анкетирование |
21 | Анализ интересов и направленности личности. | 1 | Анкетирование |
22 | Самооценка готовности учащегося к выбору профессиональной деятельности. | 1 | Анкетирование |
23 | Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся. | 1 | Анкетирование |
24 | Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся. | 1 | Анкетирование |
25 | Психологическое консультирование учащихся по вопросам профессионального выбора. | 1 | Консультация |
26 | Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по результатам психологических диагностик. | 1 | Консультация |
27 | Оценка готовности выпускников к самостоятельному выбору ВУЗа. | 1 | Презентация портфолио |
28 | Показатели готовности к выбору направления профильного обучения. | 1 | Презентация портфолио |
29 | Психологическое консультирование учащихся по вопросам профессионального выбора. | 1 | Консультация |
30 | Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по результатам психологических диагностик. | 1 | Консультация |
31 | Оценка готовности выпускников к самостоятельному выбору ВУЗа. | 1 | Презентация портфолио |
32 | Показатели готовности к выбору направления профильного обучения. | 1 | Презентация портфолио |
33 | Психологическое консультирование учащихся по вопросам профессионального выбора. | 1 | Консультация |
34 | Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по результатам психологических диагностик. | 1 | Консультация |
Список литературы
- Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. М., 2001.
- Андреева Н.Д. Профессиональная ориентация учащихся. Биология в школе. 2003. № 1 с. 37-43.
- Артемова Л. Профиль обучения диктует региональный рынок труда. Народное образование. 2003. № 4. С. 84-88.
- Африна Е. Готовимся к профильному обучению. Народное образование. 2004. № 8. С. 120-126.
- Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение. Воспитание школьников. 2004. № 1 . с. 2-7.
- Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению. Народное образование. 2003. № 7. С. 106-111.
- Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка. Народное образование. 2004. № 1 с. 97-100.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Вестник образования. 2002, декабрь.
- Кричевский В.Ю., Кошкина В.С., Щербова Т.В. и др. Как построить профильную школу СПб. Просвещение, 2005. С. 159.
- Новожилова Н., Фирсова М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. Народное образование. 2004. № 2. С. 120-129.
- Орлов Н. Открыть детям мир профессий. Педагогические вести. 1996. № 13-15. С. 5.
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. М.: Альянс пресс, 2004.
- Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану. Народное образование. 2004. № 1. С. 55-58.
- Профильное обучение в условиях модернизации образования: Сб. науч. тр. Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: 2003.
- Сухотенко О.Н. Ступени профессионального выбора. Школа и производство. 2004. № 3
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки. Под. ред . Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.
- Хлопова Т. Эксперимент считается жизненно важным. Народное образование. 2004. № 1.
- Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Пинский А. А. , Кравцов С.С., Водянский А. М. и др. М., 2003.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М., 2003.
Показатели готовности к выбору направления профильного обучения.
Интеллектуальная готовность - как способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи, владеть приемами самостоятельного добывания новых знаний; высокий уровень развития познавательных процессов, способность работать в условиях гипотезы, поиска или исследования.
Личностная готовность – как желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волю, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества; возможность добровольного и осознанного выбора будущего профиля.
Коммуникативная готовность – как способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.
Рефлексивная готовность – как способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; осознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.
Деятельностная готовность рассматривается как способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность в зависимости от постановки цели до получения результата; умение определять и самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях; способность работать в условиях выбора; индивидуальный стиль деятельности.
Креативная готовность рассматривается как способность к самоактуализации, восприимчивость к новым идеям, способность любую учебную задачу решать творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.
Эмоциональная готовность рассматривается как система познавательных мотивов, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся не готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...
Программа работы творческого объединения учителей по подготовке учащихся к олимпиадам
План работы ТОУ...
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)
Охлопкова Елена Семеновна Учитель русского языка и литературы МБОУ «...
Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения” предназначен для предпрофильной подгот...
Программа семинара " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности" Выступление.
Выступление на семинаре " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности"...
Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.
Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...
Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.
Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...