Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"
материал (психология) на тему
Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что значительно облегчает работу психолога, повышает ее эффективность. Исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором, например, ошибка в соблюдении временных условий: интервалов между показом фигур и знаков, длительностью самой демонстрации. Повышается мотивация учащихся к обследованию, что исключает риск получения недостоверных результатов, связанных с отсутствием интереса к процедуре диагностики и выполнения задания не в полную меру своих способностей. Еще одним достоинством предложенного мной ресурса является возможность значительно сэкономить на времени проведения методики в группе школьников. Презентацию можно продемонстрировать одновременно нескольким младшим школьникам в классе при помощи демонстрационного экрана или электронной доски. Главное теперь – обеспечить конфиденциальность результатов воспроизведения.
Работа сопровождается материалами по обработке результатов диагностики.
Надеюсь, найдутся коллеги, которые оценят мою работу по достоинству и возьмут в свою методическую копилку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. | 103.15 КБ |
пояснительная записка к презентации | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
паспорт презентации (информация для специалистов) Цель использования: повышение эффективности проведения психодиагностического обследования по методике Лукомской С.А. «Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников». Задачи: исключить появление ошибок при предъявлении стимульного материала в связи с человеческим фактором; расширить охват младших школьников за одно психодиагностическое обследование; сэкономить время на обследование учащихся класса; повысить мотивацию к психодиагностическому обследованию. Категория зрителей : младшие школьники индивидуально и в группе (в качестве стимульного материала к психодиагностической методике Лукомской С.А.); психологи, педагоги начальной школы (в качестве методического материала). Время предъявления стимульного материала школьникам: 28 секунд (в автоматическом режиме). Количество слайдов: 23 (из них 10 не содержат информации, но нужны для выдерживания временного интервала между предъявлениями фигур). Управление показом слайдов : ручное (при знакомстве с паспортом, инструкцией, командой к началу рисования фигур); автоматическое (при просмотре геометрических фигур и знаков). Автор диагностической методики «Определение объема образной кратковременной памяти» : Лукомская С.А. Литературные источники : Лекции по психодиагностике. – Киров.: ВятГПУ , 1998. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничевой . СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
Инструкция Сейчас компьютер тебе покажет по порядку и только один раз геометрические фигуры и знаки (их будет 9). Твоя задача: запомнить их, а затем по моей команде вспомнить и нарисовать в любом порядке. Если ты все понял и желаешь продолжить, «щелкни» на клавишу «пробел».
Нарисуй, что запомнил
Предварительный просмотр:
Захарова Галина Юрьевна, педагог-психолог МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» ЗАТО Первомайский Кировской области
Пояснительная записка к презентации
«Демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А.
«Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников»»
Созданная мной презентация является стимульным материалом к проведению диагностики по методике Лукомской С.А. «Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников».
Возможно, моя работа покажется очень простой, но именно эту презентацию я могу назвать своим «электронным помощником». Ведь, несмотря на ее простоту, использую ее чаще любой другой красочно оформленной, снабженной звуковыми и анимационными спецэффектами, презентации. Дело в том, что ранее эту диагностическую методику, и многие психологи со стажем со мной согласятся, проводили в бумажном варианте, предъявляя детям 9 геометрических фигур и знаков на 2 секунды с интервалом в 1 секунду. Но ведь, как известно, у каждого человека внутренний «секундомер» разный, и 1-2 секунды могут быть по-разному прочувствованы, по-разному предъявлены. Да и карточки в нужный момент нужно поочередно брать из общей стопки, показывать и класть на стол, а это тоже занимает определенные доли секунды. А электронный счетчик, который можно поставить в презентации, выполняет роль тахистоскопа – прибора, используемого психофизиологами для предъявления испытуемому стимульного материала со строгими ограничениями по времени. Вот и получается, что дорогостоящий прибор может быть с успехом заменен презентацией, выполненной в формате Microsoft Office Power Point.
Предъявление геометрических фигур и знаков с помощью мультимедийной презентации значительно облегчает работу психолога, повышает ее эффективность. Исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором, например, ошибка в соблюдении временных условий: интервалов между показом фигур и знаков, длительностью самой демонстрации. Повышается мотивация учащихся к обследованию, что исключает риск получения недостоверных результатов, связанных с отсутствием интереса к процедуре диагностики и выполнения задания не в полную меру своих способностей. Еще одним достоинством предложенного мной ресурса является возможность значительно сэкономить на времени проведения методики в группе школьников. Презентацию можно продемонстрировать одновременно нескольким младшим школьникам в классе при помощи демонстрационного экрана или электронной доски. Главное теперь – обеспечить конфиденциальность результатов воспроизведения.
Надеюсь, найдутся коллеги, которые оценят мою работу по достоинству и возьмут в свою методическую копилку.
Паспорт презентации
«Демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А.
«Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников»»
Цель использования: повышение эффективности проведения психодиагностического обследования по методике Лукомской С.А. «Определение объема образной кратковременной памяти у младших
школьников».
Задачи:
- исключить появление ошибок при предъявлении стимульного материала в связи с человеческим фактором;
- расширить охват младших школьников за одно психодиагностическое обследование;
- сэкономить время на обследование учащихся класса;
- повысить мотивацию к психодиагностическому обследованию.
Категория зрителей:
- младшие школьники индивидуально и в группе (в качестве стимульного материала к психодиагностической методике Лукомской С.А.);
- психологи, педагоги начальной школы (в качестве методического материала).
Время предъявления стимульного материала школьникам: 28 секунд (в автоматическом режиме).
Количество слайдов: 23 (из них 10 не содержат информации, но нужны для выдерживания временного интервала между предъявлениями фигур).
Управление показом слайдов:
- ручное (при знакомстве с паспортом, инструкцией, командой к началу рисования фигур);
- автоматическое (при просмотре геометрических фигур и знаков).
Автор диагностической методики «Определение объема образной кратковременной памяти»: Лукомская С.А.
Литературные источники:
- Лекции по психодиагностике. – Киров.: ВятГПУ, 1998.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничевой. СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
Приложение
Методика Лукомской С.А. (материал лекций по психодиагностике)
Цель: определение объема образной кратковременной памяти.
Оборудование: ряд из 9 геометрических фигур (изображены на карточках размером 8х8 см или предъявляются через тахистоскоп).
Инструкция испытуемому: сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры. Ваша задача – запомнить их, а затем по моей команде вспомнить и нарисовать.
Процедура эксперимента: возможны индивидуальный и групповой варианты проведения. После инструкции испытуемому последовательно одна за другой, предъявляются 9 геометрических фигур. Каждая фигура предъявляется на 2 секунды с интервалом в 1 секунду. После предъявления всех фигур испытуемый рисует запомненные фигуры в протоколе. Порядок воспроизведения роли не играет. Экспериментатор фиксирует время рисования и ошибки.
Обработка результатов:
- Вычисляется основной показатель продуктивности памяти (В) по формуле:
C – m
B = ------------------- x 100 , где
C + n
C – количество правильно воспроизведенных фигур,
m – количество ошибочно воспроизведенных фигур,
n – количество пропущенных фигур.
- Вычисляется среднее время воспроизведения 1 фигуры (общее время рисования делим на количество воспроизведенных фигур).
- По таблице находим поправку на время Т
Время среднее (в секундах) | Менее 5 | 5 - 25 | 25 - 35 | Более 35 |
Оценка Т | + 1 | 0 | - 1 | - 2 |
- Вычисляется показатель объема кратковременной памяти (А) по формуле:
А = В + Т
- Показатель А по таблице переводится в шкальную оценку. Материал подучен в исследовании Лукомской С.А. при изучении младших школьников. Шкальные оценки интерпретируются традиционно.
Шкальная оценка | Показатель А | Уровень развития (для младшего школьника) |
19 | Более 100 | высокий |
18 | - | |
17 | 98-100 | |
16 | 94-97 | |
15 | 90-93 | Выше среднего |
14 | 87-89 | |
13 | 82-86 | |
12 | 76-81 | |
11 | 73-75 | средний |
10 | 68-72 | |
9 | 63-67 | |
8 | 59-62 | |
7 | 54-58 | Ниже среднего |
6 | 50-53 | |
5 | 46-49 | |
4 | 40-45 | |
3 | 36-39 | низкий |
2 | 31-35 | |
1 | 26-30 | |
0 | Менее 25 |
Примечание: уважаемые педагоги начальных классов, будьте предельно корректны с интерпретацией результатов. Полученный результат – это не приговор на всю жизнь, а ориентир в дальнейшей работе с учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у младших школьников
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, пр...
Развитие зрительной памяти у младших школьников с дисграфией.
Статья содержит упражнения и игры по развитию зрительной памяти младших школьников, которые можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группе продленного дня....
Мастер-класс «Развитие образной памяти у младших школьников»
Тема: «Развитие образной памяти у младших школьников».Автор: Самойлова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования.МБОУ ДОД «Дом детского творчества №3»г. НовокузнецкОписаниеДанный мастер-...
Определение уровня развития координационных способностей у младших школьников
Спортивно-двигательные тесты для определения уровня развития координационных способностей у младших школьников....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Описаны приемы для родителй по развитию памяти в нимания у детей младшего школьного возраста...
Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.
Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться...
Развитию памяти у младших школьников с ЗПР.
Для развития зрительной и зрительно – моторной памяти необходимо организовать работу ребёнка по образцу, которая осуществляется по следующим этапам: - сначала ребёнок работает с постоянной...