Диагностические методики в условиях компетентностного подхода
методическая разработка на тему
Диагностические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki_v_usloviyah_kompetentnostnogo_podhoda.docx | 65.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики в условиях компетентностного подхода
Приложение1
ОЦЕНИВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПОРТФОЛИО
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель, портфель ученика). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.
Классическое портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения» . В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Последний вариант наиболее соответствует компетентностному подходу.
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике — авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья -обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.
Раздел «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все материалы, созданные и систематизированные учеником.
Раздел «Достижения» включает те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи, в том числе его продвижение в развитии ключевых компетенций.
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким комментарием ученика: что у него получилось, какие выводы можно сделать и на основании чего. Все материалы в портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.
Еще одна разновидность портфолио — портфолио проекта — также позволяет оценивать сформированность ключевых компетентностей учащихся, формирующихся и проявляющихся в проектной деятельности. Такое портфолио может быть, в зависимости от типа проекта, как индивидуальным, так и групповым. Очень важно грамотно организовать «запуск» портфолио учащихся (как и портфолио проектов), чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио: определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов комментариев к ним и т.п. Это моменты развития информационной, проблемной и кооперативной ключевых компетенций.
Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:
• учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
• портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
• портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
• может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.
Оцениваться может как портфолио в целом, так и отдельные его разделы, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки должны быть заранее известны, открыты и согласованы с учениками.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
1. Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защиту (презентацию) проекта. Назначение портфолио — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
• четко организовать работу каждого участника проектной группы;
• использовать ее как удобный коллектор информации и справочник на протяжении работы над проектом;
• объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
• судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
• сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
2. В состав проектной папки (портфолио проекта) входит:
• паспорт проекта;
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (указываются индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);
• отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д., а также промежуточные отчеты группы;
• вся собранная информация по теме проекта, результаты исследований и анализа, записи всех идей, гипотез и решений;
• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
• эскизы, чертежи, наброски продукта;
• материалы к презентации (сценарий);
• другие рабочие материалы и черновики группы.
3. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. За приобретение папки отвечает педагог — руководитель проекта, а за оформление — руководитель проекта или один из учащихся (в зависимости от возрастной ступени). Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. Приветствуется использование форм наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики, эскизы, чертежи, фотографии и др.).
Требования к качеству оформления проектной папки: полнота представленных материалов в соответствии с п. 2 настоящего Положения; структура определяется проектной группой самостоятельно; четкость и ясность, читаемость; эстетика оформления.
4. В день презентации (защиты) проекта оформленная папка сдается в жюри. По окончании работы проектные папки передаются в библиотеку школы.
Приложение 2
Формы оценки достижений учащихся на уроке
в условиях компетентностного подхода.
Публичное выступление. Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Даже если вопрос задает учитель, ответ учащегося адресуется всему классу.
Правила публичного представления результата учебной деятельности, например устный ответ или презентация выполненного проекта, в условиях компетентностного подхода могут и должны вырабатываться и уточняться в совместной дискуссии педагога и учащихся. Одно из правил может быть таким: при отказе ученика отвечать (выходить к доске) учитель не должен ставить отметку «два». Он может предложить ученику выбрать время и форму ответа. Ученику необходимо аргументировать (возможно, после урока в индивидуальной беседе с учителем) причину своего отказа.
Индивидуальный ответ ученика должен использоваться учителем для развития коммуникативной компетенции: групповой ответ (презентация) — для развития кооперативной компетенции. Например: учитель предлагает обсудить ответ ученика (одним из вопросов для обсуждения может быть такой: «За что ответ может быть оценен?»), задать уточняющие вопросы выступающему или однокласснику. Или: учитель заранее оговаривает, что он оценивает только форму подачи материала, содержание же оценивают учащиеся.
В условиях компетентностного подхода учитель должен обращать внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, предъявляемого учащимися во время публичного выступления. Например: можно предложить учащимся найти, где в окружающем мире встречается описываемое явление.
Фронтальный опрос должен строиться таким образом, чтобы предполагалось не только воспроизведение учеником фактов, сведений. При выборе вопросов учитель должен использовать такие, которые подразумевают неоднозначный ответ или несколько правильных ответов. Это обычно является поводом для начала дискуссии, в которую вовлекаются и другие учащиеся. Участие в дискуссии следует рассматривать как своеобразную ролевую практику учащихся в учебной позиции эксперта. Этот момент важен постольку, поскольку позиция эксперта — один из существенных признаков человека, обладающего компетентностью в том или ином вопросе.
Контрольная (самостоятельная, практическая) работа. В условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы. Критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы и доступны с момента начала изучения темы / раздела.
Выполняя контрольную работу, ученик должен иметь возможность:
• выбрать уровень сложности выполнения заданий;
• выбрать сроки выполнения контрольной работы из предложенных заранее как минимум двух дат или (при необходимости) выполнить ее дважды;
• привлекать (использовать) дополнительные источники информации;
• апеллировать выставленную учителем оценку.
Например: при работе над заданием ученик может обратиться к справочнику, словарю, учителю, соседу. В момент оценивания выбранные формы помощи должны быть оценены: грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл. Помощь соседа может снять баллы (если задание предусмотрено как индивидуальное) или, наоборот, добавить их (если предусматривается привлечение кооперативной компетенции).
По результатам контрольной работы учитель обязан пояснять свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).
Приложение 3 Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (для оценки проектной деятельности) Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетенций в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетенций. Уровни сформированности ключевых компетенций выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени. Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены для бинарной оценки (да \ нет). Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося. Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом учитывается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения. В оценочном бланке отведено место для того, чтобы учитель фиксировал помощь, оказанную ученику в ходе работы над проектом. Это имеет принципиальное значение, так как переход учащегося на новый уровень освоения компетентности, или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией. При оценивании учитель использует только один бланк. При необходимости предложенная система подсчета баллов может быть соотнесена с пятибалльной отметкой, при этом рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу выставления отметки персональное продвижение учащегося по сравнению с его предыдущим проектом. Следует обратить внимание на то, что использование педагогами оценочных бланков требует определенной подготовки. Минимальным требованием к педагогу, производящему оценку сформированности ключевых компетентностей учащихся при проектной деятельности, должно стать освоение им соответствующей программы повышения квалификации. |
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся
в процессе проектной деятельности
Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV | |
Решение проблем |
|
|
|
|
Работа с информацией |
|
|
|
|
Коммуникация |
|
|
|
|
Учащийся: __________________________________________________________________
Проект: __________________________________________________________________
Руководитель: _________________________________________________________________
Решение проблем | Количество баллов: _____ | |||||||
Проб-лема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы | 3 | Описал ситуацию и свои намерения | 4 | Обосновал идеальную ситуацию |
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи | 3 | Задачи адекватны цели | 4 | Формулирует цель |
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | 3 | Определил последовательность действий | 4 | Спланировал время | |
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | 3 | Указал характеристики продукта | 4 | Рассказал, как будет использовать продукт | |
Оценка результата | 1 | Отнесся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту | 3 | Сравнил полученный продукт с ожидаемым | 4 | Вывод о соответствии продукта замыслу |
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | 3 | Назвал сильные стороны работы | 4 | Назвал слабые стороны работы | |
Работа с информацией | Количество баллов: ______ | |||||||
Поиск информации | 1 | Задает вопросы по ходу работы | 2 | Задает вопросы при планировании | 3 | Называет пробелы в информации по вопросу | 4 | Формулирует запрос на информацию |
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объем информации (1 источник) | 3 | Зафиксировал полный объем информации (несколько источников) | 4 | Нашел источники по каталогу | |
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | Изложил новую информацию | 3 | Назвал несовпадения в сведениях | 4 | Интерпретировал информацию в контексте проекта | |
2 | ||||||||
Задал вопросы на понимание | ||||||||
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привел пример, подтверждающий вывод | 3 | Предложил свою идею | 4 | Сделал вывод и привел аргумент | |
Коммуникация | Количество баллов: _ ____ | |||||||
Пис. Ком. | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | 3 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема вкл. несколько вопросов) | 4 | Использует вспомогательную графику (тема вкл. несколько вопросов) |
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану | 3 | Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент | 4 | Использовал различные вербальные средства |
Уточняющий вопрос | Вопрос на понимание | |||||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привел дополнительную информацию | 3 | Раскрыл термин или причинно-следственные связи | 4 | Привел объяснения или дополнительную информацию | |
Продуктивная коммуникация | 1 | Следует теме и процедуре | 2 | Самостоятельно следует теме и процедуре | 3 | Договариваются о правилах и вопросах | 4 | Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах |
1 | Высказываются, относятся к высказываниям | 2 | Высказывают мысли, подготовленные по заданию | 3 | Разъясняют и аргументируют высказывания | 4 | Задают друг другу вопросы | |
Всего баллов: ______________ |
Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНИВАНИИ
ГРУППОВОГО ПРОЕКТА, ВЫПОЛНЕННОГО
УЧАЩИМИСЯ
1. Оценивание группового проекта, выполненного учащимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев (п. 3 настоящего Положения) и как
самооценка проекта учащимися (п. 4 настоящего Положения). Внешняя оценка может проставляться учителем — руководителем проекта либо членами жюри, присутствовавшими на презентации (защите) проектов. Внешняя оценка и самооценка считаются равноправными и проставляются в журнал успеваемости и в дневники учащихся через косую черту.
2. Учащимся — членам проектной группы ставится единая оценка за выполненный групповой проект.
3. Внешнее оценивание группового проекта осуществляется на основе следующих критериев (в скобках проставлены баллы, которые необходимо суммировать):
1. Тема и проблема социально значимы (1), имеют недостаточную социальную значимость (0).
2. Тема проекта раскрыта не полностью (0), тема раскрыта достаточно полно (1).
3. Поставленная проблема, скорее, решена (1); скорее, не решена (0).
4. Представленный продукт проектной деятельности выполнен на основе творческого подхода (1), стандартно (0).
5. Содержание проекта и его результаты раскрыты в ходе презентации (защиты) полностью (1), не полностью (0).
6. Ответы на вопросы в ходе презентации (защиты) убедительны (1), не убедительны (0).
4. Самооценивание группового проекта осуществляется на основе следующих критериев (в скобках проставлены баллы, которые необходимо суммировать):
1. Наличие (0) или отсутствие (1) проблем на этапе формирования группы.
2. Наличие (0) или отсутствие (1) внутригрупповых конфликтов на этапе подготовки проекта и презентации.
3. В подготовке проекта принимали то или иное участие все (1) или не все (0) учащиеся — члены группы.
4. В презентации приняли участие все (1) или не все (0) учащиеся — члены группы.
5. Презентацией группы присутствующие удовлетворены (1),
не удовлетворены (0).
6. Результатами проекта группа, скорее, удовлетворена (1), скорее, не удовлетворена (0), единое мнение отсутствует (0).
5. Пересчет критериальной оценки в пятибалльную для проставления в учетную документацию осуществляется следующим образом: 6 баллов — «отлично»; 5 баллов — «хорошо»; 4 или 3 балла — «удовлетворительно»; 0-2 балла — проект требует доработки и повторной презентации.
6. Оценка «неудовлетворительно» за невыполненный проект не ставится, вместо этого проект доводится до минимально допустимого уровня выполнения.
Приложение 5
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКЕ В 5-8-х, 10-х КЛАССАХ
1. По окончании обучения в 5-8-х классах по одному из предметов, на выбор учащегося, вместо годовой оценки проставляется итоговая оценка, складывающаяся из пяти:
• четырех четвертных оценок;
• оценки за зачетную творческую работу (индивидуальный проект, учебно-исследовательская работа, защита портфолио либо место не ниже третьего, полученное учащимся в истекшем учебном году на предметной олимпиаде/конкурсе уровня не ниже городского/районного).
2. По окончании обучения в 10 классе по двум профильным предметам вместо годовой оценки проставляется итоговая оценка, складывающаяся из трех:
• двух полугодовых оценок;
• оценки за зачетную творческую работу (индивидуальный проект, учебно-исследовательская работа, защита портфолио либо место не ниже третьего, полученное учащимся в истекшем учебном году на предметной олимпиаде/конкурсе уровня не ниже городского/районного).
3. Критерии оценивания зачетной творческой работы определяются отдельным Положением.
4. В журнале успеваемости итоговая оценка проставляется как годовая. Оценка за зачетную творческую работу в журнале успеваемости проставляется после годовой с пометкой «Зачетная творческая работа» только тем учащимся, которые выбрали данный предмет для защиты/представления итоговой работы.
5. В дневнике учащегося итоговая оценка проставляется как годовая. Оценка за зачетную творческую работу проставляется в графе «Экзаменационная оценка».
Приложение 6
Сравнение традиционного и компетентностного подходов к оценке учебной деятельности ученика
По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов - главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного. В чем сущность этого отличия?
1. Объект оценивания. В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания. Если ученик «знает» и «умеет» — хорошо; «не знает» и «не умеет» — плохо. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и «не видимых глазу» результатов — компетенций. Знания и умения при этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. В этих условиях показатели знает и умеет уже не всегда должны оцениваться позитивно. Например: ученик знает учебный материал, но не способен применить знания на практике. Или: умеет решать задачу, но не понимает, где она может встретиться в его будущей жизни. Точно так же и наоборот: не всегда отсутствие знаний и умений означает отрицательную оценку. Например: не имея необходимых знаний для решения поставленной задачи, ученик в установленное время нашел их, пользуясь справочными материалами.
Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в форме умений («сумел» или «не сумел» учащийся решить поставленную перед ним проблему). Другие компоненты компетенции проявляют себя опосредованно, способствуя проявлению умений.
2. Субъект оценивания. В традиционном случае полноправным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особого свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни / деятельности тот, кто сам способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области — это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к жульничеству, завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому важнейшей задачей по введению в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся навыкам коллективной и индивидуальной самооценки, а на определенном этапе (завершающие классы основной ступени общего образования) — делегирование им полномочий по оценке результатов обучения. Не следует забывать, что компетентный человек способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.
3. Критерии оценивания. Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:
• субъективной, «на глазок» оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности того или иного ученика;
• механистической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (два классических примера — диктант по предмету «Русский язык» и тесты ЕГЭ).
Оба варианта оценивания оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев. Использующая их методика так и называется — критериальное оценивание.
Критерии — это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компетенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, например в простейшем случае: низкий, средний, высокий, тогда оценивание становится критериалъно-уровневым.
Методика 1 «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай пары характеристик и отметь на оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию
Номер вопроса | Характеристики готовности к групповому взаимодействию | Оценочная шкала | Характеристики готовности к групповому взаимодействию | ||||
1 | Легко принимаю ситуацию групповой работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Избегаю совместной деятельности |
2 | В групповой работе ощущаю свободу, раскованность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | В групповой работе ощущаю напряженность, скованность |
3 | Готов согласиться с доводами окружающих | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Не меняю собственной точки зрения |
4 | Свободно высказываю мнения, предположения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | В открытом обмене мнениями предпочитаю больше слушать, чем говорить |
5 | Делюсь информацией | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Предпочитаю владеть информацией |
6 | С благодарностью откликаюсь на предложения взаимопомощи и сотрудничество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Избегаю ситуаций, требующих сотрудничества, поиска общего решения |
7 | Владею умениями и навыками работы в группе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Испытываю трудности, находя свое место в общей деятельности |
8 | Нацелен на решение групповых задач и оказание поддержки во время деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Групповые цели и действия не являются приоритетными, предпочитаю реализовывать свои цели |
9 | Спокойно реагирую на смену ролей во время деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Стараюсь выбирать одну и ту же роль в процессе совместной работы |
10 | Настроен на получение разнообразной информации во время подведения итогов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Негативно отношусь к этапу подведения итогов, опасаюсь критики |
11 | Покидаю группу в ожидании новой встречи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Часто преобладает настроение обманутых ожиданий |
Методика 2. «Готовность работать с информацией и информационными источниками»
Инструкция для преподавателя.
Внимательно прочитайте каждую характеристику и отметьте на оценочной шкале уровень готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками.
Характеристики готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками | Оценочная шкала | Характеристики затруднений ученика в работе с информацией и информационными источниками | ||||
Легко концентрирует свое внимание на информационном объекте | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | С трудом концентрирует свое внимание на информационном объекте |
Умеет сформулировать информационный запрос | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Затрудняется в формулировании информационного запроса |
Умеет оценить адекватность источника информации запросу | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Затрудняется в оценке адекватности источника информации запросу |
Умеет инициировать и эффективно вести беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Негативно относится к ситуациям, требующим поддержать беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника |
Умеет получать недостающую информацию с помощью вопросов | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Избегает ситуаций, требующих обращения к учителю или товарищам для получения недостающей информации |
Имеет хорошую технику чтения и письма | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Слабая техника чтения и письма |
Осознанно читает текст | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | У ученика в основном |
(выделяет главные мысли, | превалирует механиче- | |||||
понимает подтекст и кон- | ское чтение (с трудом | |||||
текст, устанавливает логи- | выделяет главные мыс- | |||||
ческие связи при чтении и | ли, понимает подтекст | |||||
т.д.) | и контекст, устанавли- | |||||
вает логические связи | ||||||
при чтении и т.д.) | ||||||
Эффективно умеет пользо- | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Испытывает затрудне- |
ваться домашней и обще- | ния, когда пользуется | |||||
ственной библиотекой, | домашней и общест- | |||||
книгой, текстом, компью- | венной библиотекой, | |||||
тером для поиска нужного | книгой, текстом, ком- | |||||
источника (фрагмента) ин- | пьютером для поиска | |||||
формации | нужного источника (фрагмента) информа- | |||||
ции | ||||||
Умеет определять тему, | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Затрудняется в опреде- |
сюжет, ключевые слова | лении темы, сюжета, | |||||
информационного источ- | ключевых слов инфор- | |||||
ника | мационного источника | |||||
Легко включает получен- | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | С трудом включает по- |
ную информацию в общую | лученную информацию | |||||
работу или другой блок информации | в общую работу или другой блок информа- | |||||
ции |
Методика 3. «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое суждение и оцени степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
О - никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Методика 4. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
Анкета для учащегося
Дата___________ Ф.И.______________________________
Класс___________
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Методика 5. «Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой
Инструкция для педагога.
Оцените степень готовности к общению в педагогическом процессе ваших учащихся по предложенной матрице.
Сторона общения | Позиционные варианты | Баллы |
1 . Информационно-событийная | Не воспринимает информацию, не реагирует на события | 1 |
Воспринимает и усваивает событийную информацию на уровне пассивного включения. | 2 | |
Принимает, усваивает информацию. Действует сообразно с событиями | 3 | |
Усваивает и перерабатывает информацию; ищет новые каналы получения и обработки информации, прогнозирует развитие событий | 4 | |
2. Организационно-деятельностная | Не включается в общую деятельность | 1 |
Принимает участие в общей работе под давлением внешних обстоятельств. | 2 | |
Активно сотрудничает с другими, исходя из внутренней мотивации к совместной работе | 3 | |
Принимает активное участие в сотрудничестве; организует ситуации совместной деятельности других людей | 4 | |
3. Эмоционально-эмпатииная | Игнорирует позиции окружающих | 1 |
Учитывает позиции других, но не меняет стиля своего поведения | 2 | |
Корректирует свою позицию, учитывая поведения окружающих | 3 | |
Создает условия для гармонизации своей позиции с позициями окружающих | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...
Компетентностный подход в преподавании методики русского языка на этапе подготовки студентов к практике пробных уроков: статья на всероссийской конференции (С.В. Грек)
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы" (2011г.)Форма участия: очнаяТема доклада: "Компетентностный подход в п...
Использование компьютерных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядно...
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...
Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.
В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...
Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода
Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода...
Диагностические методики, этапы, условия проведения, сроки, список протоколов для обучающихся по вариантам АООП 1.2; 2.2; 2.3
Данная методика была представлена на Педагогическом совете ГКОУ СКОШИ №52 31.05.2023 г.В практике коррекционных школ для детей с различными нарушениями слуха предусмотрено ежегодное обследование учите...