Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности. Диагностическая методика
материал
Диагностическая методика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.kondash_metodika_shkala_lichnostnoy_trevozhnosti.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкала личностной тревожности Р.Кондаш
(А.М.Прихожан)
Назначение теста: определение уровня личной тревожности
ОПИСАНИЕ ТЕСТА
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция к тесту
(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
• Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.
• Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.
• Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.
• Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.
• При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Варианты ответов:
Нет Немного Достаточно Значительно Очень
0 1 2 3 4
Форма А
1 Отвечать у доски
2 Оказаться среди незнакомых ребят
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
10 Видеть плохие сны
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста – учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского собрания
17 Тебе грозит неуспех, провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
21 Слышать предсказания о космических катастрофах
22 Выступать перед зрителями
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24 С тобой не хотят играть
25 Проверяются твои способности
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался 13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
29 Оценивается твоя работа
30 Не можешь справиться с домашним заданием
31 Засыпать в темной комнате
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать с школьным психологом
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37 Слушать страшные истории
38 Спорить со своим другом (подругой)
39 Думать о своей внешности
40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах
Форма Б
1 Отвечать у доски
2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель делает тебе замечание
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
10 Видеть плохие или «вещие» сны
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского собрания
17 Тебе грозит неуспех, провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о своем будущем
21 Слышать предсказания о космических катастрофах
22 Выступать перед большой аудиторией
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24 Ссориться с родителями
25 Участвовать в психологическом эксперименте
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался 13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)
30 Не можешь справиться с домашним заданием
31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать со школьным психологом
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса
38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях
39 Смотреться в зеркало
40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ является общим для обеих форм.
• Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
• Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
• Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
• Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельнымсубшкалам – отдельных видов тревожности.
ОБЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-33 0-26 0-34 0-26 0-34 0-37 0-33 0-27
2 34-40 27-32 35-43 27-32 35-43 38-45 34-39 28-34
3 41-48 33-39 44-50 33-38 44-52 46-53 40-46 35-41
4 49-55 40-45 51-58 39-44 53-61 54-61 47-53 42-47
5 56-62 46-52 59-66 45-50 62-70 62-69 54-60 48-54
6 63-70 53-58 67-74 51-56 71-80 70-77 61-67 55-61
7 71-77 59-65 75-81 57-62 81-88 78-85 86-74 62-68
8 78-84 66-71 82-89 63-67 89-98 86-93 75-80 69-75
9 85-92 72-77 90-97 68-73 99-107 94-101 81-87 76-82
10 93 и более 78 и более 98 и более 74 и более 108 и более 102 и более 88 и более 83 и более
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6
2 9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9 7
3 12-13 11-12 6-7 9-10 11-13 10-12 10-11 8
4 14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13 9
5 17-18 15-16 11-12 13 16-18 16-17 14 10
6 19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16 11
7 21-22 19-20 16-17 16 21-22 21-22 17-18 12-13
8 23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20 14
9 26-27 23-24 21-22 19-20 26-27 26-28 21-22 15
10 28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 28 и более 29 и более 23 и боле 16 и более
САМООЦЕНОЧНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7
2 11 8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9
3 12-13 10 12-13 8 11-13 11-13 9-11 10-12
4 14 11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15
5 15-16 13 17-18 11-12 17-18 17-19 14-16 16-17
6 17-18 14-15 19-20 10-11 19-21 20-22 17-18 18-20
7 19 16-17 21-22 13-14 22-24 23-25 19-21 21-23
8 20-21 18 23-24 15 25-26 26-28 22-23 24-25
9 22-23 19-20 25-27 16-17 27-29 29-31 24-26 26-28
10 24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 30 и более 32 и более 27 и боле 29 и более
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7
2 9 8 9-10 9 7-9 9-11 7-8 8-9
3 10 9 11-12 10 10-12 12-14 9-11 10-12
4 11 10 13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15
5 12-13 11-12 15 13 16-17 18-20 14-15 16-17
6 14 13 16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20
7 15 14 18-19 16 21-23 24-26 19-20 21-23
8 16-17 15 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26
9 18 16 22-23 19 27-29 30-32 24-25 27-28
10 19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и боле 29 и более
МАГИЧЕСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-7 0-6 0-7 0-4 0-5 0-6 0-6 0-5
2 8 7 8-9 5-6 6-7 7-8 7-9 6-7
3 9-10 8-9 10-11 8-10 9-10 10-11 8-9 4
4 11-12 10 12-13 8-9 11-13 11-12 12-14 10
5 13-14 11-12 14-15 10 14-15 13-14 15-16 11-12
6 15-16 13 16-17 11-12 16-18 15-16 17-19 13
7 17-18 14 18-20 13 19-21 17-18 20-22 14-15
8 19-20 15-16 21-22 14-15 22-23 19-20 23-24 16-17
9 21-22 17 23-24 16 24-26 21-23 25-27 18
10 23 и более 18 и более 25 и более 17 и более 27 и более 24 и более 28 и более 19 и более
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязат...
Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)....
Методика «Шкала потребности в достижении» Ю.М.Орлова
Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет"....
Шкала личностной тревожности Р.Кондаш
Назначение теста: определение уровня личной тревожности...
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности...
Методика Кондаша для самооценки школьной тревожности обучающихся
Методика Кондаша поможет обучающимся определить уровень тревожности перед экзаменом....