Выступление на педагогическом совете "Модель персонифицированной системы воспитания" Мониторинг в персонифицированной системе воспитания
учебно-методический материал на тему
Выступление на педагогическом совете
"Модель персонифицированной системы воспитания"
Мониторинг в персонифицированной системе воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 67.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
"Модель персонифицированной системы воспитания"
Мониторинг в персонифицированной системе воспитания
Костянова Анна Николаевна
Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг процесса воспитания в школе. Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря – каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга?
Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Цель мониторинга одна – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.
В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием как личностный рост. Личностный рост (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.
Для диагностики личностного роста школьников мы предлагаем использовать соответствующий опросник.
Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.
Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива , а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе .
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка.
Мониторинг является одним из компонентов педагогического процесса. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей ученика и детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе мониторинг выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.
Информационная функция заключается в том, чтобы:
-выявить относительный уровень развития ребенка;
-выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
-определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция заключается в том, чтобы:
-способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
-определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция заключается в том, чтобы:
-иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
-определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция заключается в том, чтобы:
-использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
-создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основные задачи мониторинга:
1.Определить уровни развития ребенка.
2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3.Увидеть норму и отклонение.
4.Проанализировать полеченные факты.
5.Установить причины изменений.
6.Выработать план дальнейшей работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, следует придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты исследования должны быть проанализированы
Правило четвертое. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
Правило пятое. По результатам исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
БЕСЕДА является одним из главным методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого.
Ребенок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый – в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребенком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
ОПРОСНИК дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов, конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениями.
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ позволяют изучить отношение учащихся к миру, к самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
АНКЕТЫ дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
ГРАФИЧЕСКИЕ И РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
СОЧИНЕНИЯ помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
ДЕСЯТЬ МОИХ «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный
Я – красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
МОИ ЛЮБИМЫЕ ВЕЩИ
Предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
1.Любимый цвет - …
2.Любимое имя - …
3.Любимое дерево - …
4.Любимый цветок - …
5.Любимый плод - …
6.Любимая ягода -…
7.Любимый праздник - …
8.Любимый день недели - …
9.Любимый певец (певица) - …
10.Любимое животное - …
11.Любимая книга - …
Мои социальные роли
Предложите учащимся ответить 6 раз на один и тот же вопрос «Кто ты?» Ответ пишется сразу, когда учащийся не знает о следующем вопросе. Затем предложите воспитанникам написать сегодняшние поступки, которые они совершают в каждой из этих ролей. Проанализируйте, какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, какая на периферии.
Что я люблю? Что не люблю?
Напишите 10 ответов на вопрос «Что я люблю?» и 10 - на вопрос «Что я больше всего не люблю?» В данной методике выделяются группы противоположных предпочтений. Ориентация на духовные ценности
(..% -?), материальные (..% -?), на созидание (..% -?), на индивидуальное благо (..% -?), на общественные (..% -?), . процентное соотношение групп – результат данной диагностики и предмет осмысления для классного руководителя.
Ранжирование
Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.
Умный друзья читать
Честный труд смотреть телевизор
Скромный знания гулять
Справедливый Родина веселиться, играть
Трудолюбивый деньги общаться с друзьями
Верный школа учиться
Ласковый человек помогать по хозяйству
Добрый природа заботится о животных
Предприимчивый здоровье играть с младшими
Общительный семья заниматься спортом
Веселый успех слушать музыку
Энергичный творчество возиться с техникой
САМОРЕКЛАМА
Учащиеся класса готовят рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность.
Методика шкалирования. «Отношение к собственному Я»
Воспитаннику предлагается шкала с обозначенными качествами с разной степенью их развития. Шкала имеет ось, по верхней стороне которой обозначаются качества личности, по нижней – негативные.
(+) ( - )
Положительные | Отрицательное |
Активный | Неактивный |
Добрый | злой |
Методика «Твои увлечения»
Для того чтобы развивать у ребенка осознание нравственного смысла собственных решений и предпочтений, можно предложить им следующую методику.
Составьте список ваших увлечений – тех занятий, которые кажутся вам особенно интересными, привлекательными (не более 10) и запишите их в столбик.
а) поставьте знак «+» рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу окружающим (родителям, друзьям, учителям). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
б) поставьте знак «+», если ваше увлечение требует участия других людей, жертвы с их стороны(время, деньги, своими интересами, вещами и т.д.). ). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
в) поставьте знак «+», если ваше увлечение помогает вам стать лучше, способствует вашему развитию и воспитанию. Всего плюсов.
г) поставьте знак «+», если ваше увлечение было осуществлено на практике в течение последних двух недель хотя бы раз. Всего плюсов.
А теперь хорошенько поразмышляйте над результатами анализа и сделайте вывод о том, достаточно ли вы серьезно относитесь к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они близким людям, не являются ли они лишь увлечением в вашем воображении.
Классный руководитель в своей работе обычно использует два вида диагностических методик: методики изучения личности учащегося и методики изучения классного коллектива В качестве иллюстрации приведем несколько примеров.
Чтобы педагог мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
«Урок физкультуры». Предложите ученикам построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
«Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Методика "Круги на воде" имеет два варианта интерпретации.
1) Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имён одноклассников.
2) Ребенок должен указать свое место в классном коллективе в данный момент и где он хотел бы находиться.
Еще одна диагностическая проективная методика "Незаконченное предложение" предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.
- Самый близкий мне человек в классе, это...
- Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
учебы время, это... - Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
- Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
- Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
- Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
- Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
необходимости, это... - Ребята, интересы которых мне чужды, это...
- Ребята, которые мне неприятны, это...
- Ребята, которых я избегаю, это...
Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива и каждого конкретного ученика.
Знаю ли тех, кого знаю.
Предложите воспитанникам написать имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записать достоинства каждого лица. В этом опроснике педагога будет интересовать мера расположенности респондента к окружающим людям. Численные соотношения количества «знакомых» и количества «достоинств» укажет на эту меру.
Методика «Нарисуй человечка»
Дается задание каждому нарисовать человечка (или раздается готовый рисунок)
Все подписывают содержание рисунка согласно тому, как показано на рисунке – образце. Рисунки, выполненные ребятами, собираются, перемешиваются и раздаются детям.
Получив чей – то рисунок, ребенок характеризует его, рассказывает о свойствах этой личности, о том, что она любит или не любит.
Все предполагают, кто бы это мог быть.
Что я не люблю видеть
На что мне нравится смотреть что я не люблю слышать
Что мне нравится слышать
Что я не люблю говорить
Что мне нравится говорить
Что я люблю делать что я не люблю делать
Кого я люблю
Где я не был, куда хочу отправиться в путешествие
Где я был
Анализ полученной информации позволяет учащимися лучше узнать друг друга, а для классного руководителя это один из способов изучения индивидуальных особенностей детей класса.
Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный.
Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения.
Нормальная самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень самооценки является действенным стимулом саморазвития личности.
Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал, так и вследствие неадекватной оценки ребенком собственной одаренности, которую ребенок воспринимает как превосходство над другими. Такая самооценка лишает ребенка стимула к развитию, порождает у него стремления добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе, за счет других детей. Такие дети трудно управляемы, агрессивны, почти не способны к работе над собой. Педагогу очень важно выявить детей с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для персонифицированной работы в группе.
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику «Лесенка» (В.Г. Щур)
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй, чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя?
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Анкета «Я и смысл моей жизни» (СОСТАВЛЕНА А.А. АНДРЕЕВЫМ И Е.Н. СТЕПАНОВЫМ)
Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:
Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни пожалуйста следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь – это…
Счастливый человек – это…
Больше всего я ценю в людях …
Смысл моей жизни заключается в том, что…
2. Укажите, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важным. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают:
1 – совсем неважно;
2 - почти неважно;
3 - немного важно;
4 - довольно важно;
5 – очень важно.
- Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
1 2 3 4 5
- Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
1 2 3 4 5
- Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
- Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
- Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
1 2 3 4 5
- Интересная работа
1 2 3 4 5
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
1 2 3 4 5
- Свобода как независимость в поступках и действиях
1 2 3 4 5
- Хорошие и верные друзья
1 2 3 4 5
- Красота ( переживание прекрасного в природе и искусстве)
1 2 3 4 5
- Познание ( возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)
1 2 3 4 5
- Счастливая семейная жизнь
1 2 3 4 5
- Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
- Активная, деятельная жизнь
1 2 3 4 5
- Равенство (братство, равные возможности для всех)
1 2 3 4 5
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наименьшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)
- На уроке;
- В общественных делах;
- На занятиях кружка, клуба;
- При проведении досуга;
- Нигде;
- Где еще (допиши)
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
- Дома;
- В классе;
- В кружке, клубе, секции;
- В компании друзей;
- Нигде;
- Где еще (допиши)
Спасибо!
Обработка и интерпретация полученных данных. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащихся: на реализацию духовных или материальных потребностей, на добро или зло, на пользу себе или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения ценностных ориентаций каждого ребенка. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждения личности учащихся класса можно рассматривать ответы на третий и четвертый вопросы.
Ассоциативный тест.
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа мы тренер
Учитель труд компьютер
Человек книга я
Деньги класс семья
Время строго ограничено, а слов написать, как можно больше.
Проанализировав полученные данные, вы сможете достаточно быстро определить позитивные и негативные установки и отношения к предложенным понятиям. Слова, избираемые для данного теста, обозначают то явление, отношение к которому изучает педагог. В конечном счете оказывается, что учащийся пишет слова, несущие в себе одну и ту же ценность, что позволяет выявить ценностные ориентации, предпочтения.
Методика выяснения сфер интересов учащихся.
С целью детального изучения широты интересов учащихся, выраженности их интересов к активным видам деятельности, к общению, развлечению, творчеству может использоваться методика выяснения «сферы интересов учащихся»
Учащимся предлагается оценить по пятибалльной системе сферы их интересов. 1 балл ставится, когда сфера не значима для учащегося,
- балла – она малозначима.
- балла – сфера средней значимости,
- балла – значима,
- баллов – очень значима.
На листе бумаги учащиеся пишут дату, класс, возраст , по желанию – фамилию. Напротив номера называемой педагогом сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащего шкалы возможных оценок значимости интересов.
Шкала оценки значимости сферы интересов
1 – не значима, 2 - мало значима, 3 – средняя значимость, 4 - значима, 5 – очень значима
Таблица определения сферы интересов учащихся
Сферы значимости | Оценка значимости | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Телевидение, радио | |||||
2. Общение в семье | |||||
3. учеба | |||||
4. спорт, занятие физической культурой | |||||
5. Общение с противоположным полом | |||||
6. Домашний труд | |||||
7. Общение с педагогом, руководителем | |||||
8. Музыка (любая) | |||||
9. Бизнес | |||||
10. Кино | |||||
11. Коллектив группы, класса | |||||
12. Одежда | |||||
13. Самовоспитание личности | |||||
14. Общение с друзьями | |||||
15. Живопись, рисование, лепка, макраме | |||||
16. Походы | |||||
17. Экскурсии, краеведение | |||||
18. Техническое творчество | |||||
19. Общение с природой | |||||
20. Чтение художественной литературы | |||||
21. Изготовление своими руками каких – либо изделий, предметов | |||||
22. другие виды творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д) | |||||
23. Занятия без особой цели – ничегонеделание |
Количество баллов по вертикали означает уровень доверительности, близости общения, характеризует те или иные психологические связи.
Полученные данные можно проанализировать по параметрам: с кем общается, на каком уровне доверительности, это позволит классному руководителю более конкретно беседовать с членами семьи школьника, узнать референтных лиц.
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) позволяет педагогу определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Концепция развития воспитания в системе образования". Выступление на педагогическом совете
Уважаемые коллеги!Современный период развития системы образования отличается с одной стороны прорывными идеями, а с другой – возможностью и главное, необходимостью, вернуться к опыту школы, посм...
Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"
Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основ...
Учащийся подросткового (юношеского) возраста как субъект персонифицированной системы воспитания
Зачетная работа на курсу "Персрнифицированная система воспитания"...
Условия построения персонифицированной системы воспитания
Условия построения персонифицированной системы воспитания...
Педагогическая деятельность как система работы в гражданско-патриотическом воспитании
Ситуация, складывающаяся в настоящее время в настоящее время в системе воспитания детей и подростков, характеризуется рядом системных изменений, которые с изменениями в обществе. Для них характерны фи...
Выступление на педагогическом совете "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования
В выступлении говорится о внешних и внутренних причинах школьной неуспеваемости и путях их устранения...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «О внедрении и реализации рабочей программы воспитания»
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам...