Условия построения персонифицированной системы воспитания
статья
Условия построения персонифицированной системы воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Условия построения персонифицированной системы воспитания | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный алгоритм действий педагога дополнительного образования
по созданию модели персонифицированной системы воспитания.
Новикова В.П.,
методист, педагог дополнительного образования
Дойти до каждого ребенка – мечта многих поколений педагогов. В настоящие время без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Таким механизмом является персонифицированная система воспитания. Главный результат персонифицированной системы воспитания - создание благоприятных условий для развития конкретного ребёнка (персоны), его личностного роста.
Памятка
I этап - диагностический | ||
Возможные действия | Участники | |
Изучение ценностей, интересов, запросов, возможностей, целевых ориентиров конкретного ребёнка | классный руководитель педагог-психолог обучающиеся родители | |
Определение проблем и путей их решения | ||
Выявление причин, факторов, условий | ||
II этап-проектный | ||
Проектирование целей и перспектив развития конкретного ребёнка (комплекс необходимых педагогических и психологических условий для реализации базовых потребностей конкретного ребёнка) | классный руководитель педагог-психолог родители | |
Определение способов, организации деятельности, подходов, ориентированных на способности, задатки, особенности конкретного ребёнка | ||
Описание приемов, методов, форм и условий педагогического моделирования (проектирования) | ||
Разработка индивидуального плана (программы) развития конкретного ребёнка (персоны) | ||
III этап -практический | ||
Организация жизнедеятельности сообщества детей в максимальной степени благоприятной для самореализации и самоутверждения личности ребенка | классный руководитель учителя-предметники педагог-психолог родители | |
Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса | ||
Создание в классном сообществе и за его пределами развивающей среды, интеллектуально насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной | ||
IV этап – аналитико-обобщающий | ||
Осуществление системного анализа, полученных результатов воспитательной деятельности (достижение педагогических целей) | Педагог-психолог Классный руководитель |
Персонифицированное воспитание - это специально организованная совместная деятельность педагога и учащихся в рамках учебного процесса, предполагающую формирование субъективного опыта учащихся, а также интеллектуально-нравственное развитие личности от эгоцентризма к альтруизму с опорой на психологические содержания социального индивида, формируемого на метаэтническом уровне.
Исходными положениями персонифицированное обучение являются:
- создание таких условий взаимодействия педагога и учащихся, когда целенаправленное педагогическое воздействие является востребованным учащимися, т.к. имеет для последних значимость (социальную, личностную и др.);
- в отличие от личностно-ориентированных концепций обучения в персонифицированном обучении опора делается не только на индивидуальность учащихся, но и на типические особенности педагога и учащихся, что затрагивает психологические содержания их социального индивида (в данном случае наблюдается целостность в становлении социальной сущности учащегося в единстве духовно-социального и социально-биологического феноменов);
- оно всегда направлено не только на формирование «субъективного опыта» учащегося, но и на развитие его личности от уровня эгоцентризма к альтруизму, а также формирование социального индивида на метаэтническом уровне.
- его общей целью выступает интеллектуально-нравственное развитие учащихся, заключающееся в развитии интеллектуальных способностей (особенно конвергентности и креативности) и формировании социальных установок, социальных аттитюдов и нравственно-смысловых конструктов (это согласуется с социально-психологическими сферами интегративной субъектности человека);
- организация персонифицированного обучения осуществляется в коллективных формах, благодаря которым обеспечивается не только личностный рост учащихся от эгоцентризма к альтруизму, но и в какой-то степени решается проблема амбивалентности инстинктивного и разумного в человеке за счет установления «компромисса» между личностью и социальным индивидом в процессе их становления.
Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.
Не существует стандартной технологии, которая бы развивала ребенка, так например, школьная система построена на общественной требовательности, обучение стандартизировано. В обучении есть общая цель, но у каждого ученика есть и частная цель обучения. Чаще всего появляется сталкивание этих целей, возникают противоречия. Необходимо создать условия, в которых все дети могли бы реализоваться.
Персонифицированное воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни.
К тому же персонифицированное воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный характер.
Процесс персонификации и процесс воспитания неразрывно связаны с взаимодействием с личностью. Изменения в личности являются результатом продуктом воспитания, персонификации.
Персонификация - что внешние факторы (средовые и воспитательные воздействия), которые способствуют развитию и формированию личности ребёнка только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами собственной активности личности в работе над собой, а именно, с её потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и оказывают на них положительное влияние.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи
Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования
Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Учащийся подросткового (юношеского) возраста как субъект персонифицированной системы воспитания
Зачетная работа на курсу "Персрнифицированная система воспитания"...
Выступление на педагогическом совете "Модель персонифицированной системы воспитания" Мониторинг в персонифицированной системе воспитания
Выступление на педагогическом совете"Модель персонифицированной системы воспитания"Мониторинг в персонифицированной системе воспитания...
«Формирование экологической культуры школьников в условиях построения воспитательной системы, опирающейся на традиции народов Ямала» Инновационный образовательный проект
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.В школе накопилась определенная система воспитания. Накопл...