РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Моя любимая Кубань"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности «Моя любимая Кубань» способствует развитию у детей гражданско-патриотических качеств, расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы. Она ориентирует детей на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное патриотическое его совершенствование.
Цель программы «Моя любимая Кубань» - формирование гражданской позиции, патриотических чувств, уважения и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города и области на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_lyubimaya_kuban.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
гражданско – патриотическое направление
______________________________________________
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
МОЯ ЛЮБИМАЯ КУБАНЬ
(наименование)
2 года
(срок реализации программы)
13-14 лет
(возраст обучающихся)
Программа курса внеурочной деятельности «Моя любимая Кубань» способствует развитию у детей гражданско-патриотических качеств, расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы. Она ориентирует детей на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное патриотическое его совершенствование.
Цель программы «Моя любимая Кубань» - формирование гражданской позиции, патриотических чувств, уважения и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города и области на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи программы:
Обучающие:
• формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
• сравнивать, сопоставлять события и факты;
• формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
• научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
• учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
• осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;
• изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы.
Развивающие:
• развивать аналитическое мышление, устную речь;
• формировать умение работы с различными источниками;
• формировать умение излагать свои мысли.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;
• воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей города и области;
• формировать средствами интерактивных методов работы отношений дружбы и сотрудничества, объединяющих детей и взрослых.
• создать коллектив единомышленников – юных краеведов.
Принципы реализации программы:
• принцип наглядности;
• принцип связи теории с практикой;
• принцип научности;
• учет возрастных особенностей;
• принцип результативности;
• принцип актуальности;
• принцип метапредметности.
Программа внеурочной деятельности «Моя любимая Кубань» реализуется в 7-8 классах. Срок реализации программы – 2 года.
Общая характеристика курса
Воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель программы - развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих нравственный портрет школьника, служащий своеобразным ориентиром в воспитании.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям обновления образовательного процесса, связанным с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация данной программы осуществляется через системно-деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий: личностных, познавательных и коммуникативных. Данная программа продолжает работу по нравственно-патриотическому воспитанию, начатую в начальной школе.
Содержание программы разработано с учетом возрастных особенностей детей 5-6 классов и ориентировано как на добровольные разновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Теоретические занятия дополняются экскурсиями, конкурсами, поездками, практикумами.
Формы и методы обучения: беседы, реферативные сообщения, поисковые задания, практикумы. Значительное внимание в данной программе уделяется формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению обучающихся в активный познавательный процесс.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);
- участие в социальных акциях.
Содержание курса служит основой для дальнейшего изучения материала краеведческой направленности на уроках истории, географии.
Описание места курса в плане
внеурочной деятельности школы
В соответствии с Планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова рабочая программа курса внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению развития личности «Моя любимая Кубань» реализуется в 7-8 классах 136 часов за 2 года.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
В ходе реализации программы у обучающихся должны развиться следующие ценностные ориентиры:
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются знания:
- история Кубани;
- символика Кубани;
- традиции Кубани;
- названий улиц города, истории названия некоторых из них;
- имен знаменитых людей Кубани;
- символику Краснодарского края.
Личностными результатами являются:
- любовь к своему городу, области;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Метапредметные результаты:
- владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность, умение слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- умение работать в коллективе;
- участие в трудовых акциях.
Для достижения данного уровня результатов большое значение будет иметь взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Содержание программы
7 класс
1. Введение – 2 часа.
«Кубань: люди –край».
- Моя школа – моя судьба – 7 часов.
История школы, устав школы. Правила внутреннего распорядка. Права и обязанности школьника. Гордость и традиции школы. Мечты о школе и городе будущего.
3. История Кубани– 5 часов.
Страницы Краснодарского края: почему Кубань? Изучаем гимн Кубани. Символ Кубани – герб. Ответственное отношение к родному краю.
4. Знаменитые люди нашего края – 4 часа.
Почетные граждане Кубани. Ими гордится Кубань.
- Города и села нашего края – 7 часов.
Калейдоскоп названий городов и сел. Их именами названы улицы города. История улиц города. Мой край, мой дом.
- Предприятия нашего края – 3 часа.
Учреждения культуры и спорта. Система образования края.
7. Геленджик – часть Кубани – 10 часов.
Геленджик на карте Краснодарского края. История Краснодарского края. Государственные символы Кубани. Гимн Кубани. Музеи и памятники Кубани. Лицо Кубани – визитная карточка страны. Гербы городов Кубани.
- Волшебные краски Кубани – 8 часов.
Кубань осенью, зимой, весной. Создание фотоальбома.
- Я люблю свою Кубань – 8 часов.
Мой вклад в развитие Кубани. Участие в субботниках. Озеленение школьного двора.
- Путешествуем по Кубани – 14 часов.
Поездки по музеям и выставкам.
8 класс
1. «Семья вся вместе – и душа на месте» - 15 часов.
История одной фотографии. Рукотворный мир. Моя семья. Семейные традиции. Вклад моей семьи в историю страны. Семейный бюджет. Права и обязанности родителей и детей. Папа, мама, я – дружная семья. Поздравление с Днем Семьи.
2. Школа – мой второй дом – 10 часов.
Встреча с детским писателем. Умники и умницы. Мой любимый предмет в школе. История школы.
- «Кубань – родная» – 23 часа.
Моя малая родина. Природа Кубани. Улицы моего города. Герои – земляки Великой Отечественной войны. Парки и скверы города. Экологический десант. Что мы покажем гостям в Геленджике. Мой город в будущем.
- Родной свой край люби и знай – 20 часов.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с произведениями искусства нашего края. Трудовые достижения и замечательные люди Кубани. Природа Кубани. Люби и знай родную Кубань.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема | По программе | Из них | Виды контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Введение. | 2 | 2 | ||
2. | Моя школа – моя судьба | 7 | 3 | 4 | Сочинения |
3. | История Кубани | 5 | 5 | ||
4. | Знаменитые люди нашего края | 4 | 4 | Поисковые задания | |
5. | Города и села нашего края | 7 | 2 | 5 | Викторина, поисковое задание |
6. | Учреждения нашего края | 3 | 1 | 2 | Поисковое задание |
7. | Геленджик – часть Кубани | 10 | 5 | 5 | Поисковые задания, презентации |
8. | Волшебные краски Кубани | 8 | 1 | 7 | Изготовление фотоальбома |
9. | Я люблю свою Кубань | 8 | 1 | 7 | Полив деревьев, уборка школьной территории |
10. | Путешествуем по Кубани | 14 | 14 | Фотоальбом | |
Всего | 68 | 20 | 48 |
8 класс
№ п/п | Тема | По программе | Из них | Виды контроля | |
теория | практика | ||||
1. | «Семья вся вместе – и душа на месте» | 15 | 2 | 13 | Выставка, творческий отчет, практикум |
2. | Школа – мой второй дом | 10 | 2 | 8 | Интеллект. игра, конкурс рисунков, создание альбома |
3. | Кубань родная | 23 | 3 | 20 | Поисковое задание, проект, создание уголка |
4. | Родной свой край люби и знай | 20 | 20 | Поисковые задания, викторина | |
Всего | 68 | 7 | 61 |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Введение (2 часа) | ||||
1-2 | Кубань: люди –край. | 2 | ||
Моя школа – моя судьба (7 часов) | ||||
3 | История школы. Устав школы. | 1 | ||
4 | Правила внутреннего распорядка. | 1 | ||
5 | Права и обязанности школьника | 1 | ||
6-7 | Гордость и традиции школы. Практическое занятие. | 2 | ||
8-9 | Мечты о школе и городе будущего (сочинения). | 2 | ||
История Кубани (5 часов) | ||||
10-12 | Страницы края: почему Кубань? | 3 | ||
13 | Изучаем гимн Кубани. | 1 | ||
14 | Символ нашей Кубани – герб. | 1 | ||
Знаменитые люди нашего края (4 часа) | ||||
15 | Почетные граждане Кубани. Поисковое задание. | 1 | ||
16 | Почетные граждане Кубани. Поисковое задание. | 1 | ||
17-18 | Ими гордится Кубань. Поисковое задание. | 2 | ||
Города и села нашего края (7 часов) | ||||
19 | Викторина «Калейдоскоп названий городов и сел». | 1 | ||
20 | Их именами названы города и села. Поисковое задание. | 1 | ||
21-22 | История наших городов и сел. | 2 | ||
23-25 | Экскурсия «Мой край, мой дом». | 3 | ||
Предприятия нашего края (3 часа) | ||||
26 | История учреждений культуры. Поисковое задание. | 1 | ||
27 | Система образования края. | 1 | ||
28 | Учреждения культуры и спорта. Система образования края. Экскурсия. | 1 | ||
Геленджик – часть Кубани (10 часов) | ||||
29 | Геленджик на карте Краснодарского края. История Кубани. Поисковое задание. | 1 | ||
30-31 | Государственные символы Кубани. Гимн Кубани. | 2 | ||
32-34 | Музеи и памятники Кубани. Поисковое задание. | 3 | ||
35-36 | Лицо города – визитная карточка страны. | 2 | ||
37-38 | Гербы городов Кубани. Презентации. | 2 | ||
Волшебные краски Кубани (8 часов) | ||||
39-40 | Экскурсия по осеннему городу. Фотографирование. | 2 | ||
41-42 | Экскурсия по зимнему городу. Фотографирование. | 2 | ||
43-44 | Экскурсия по весеннему городу. Фотографирование. | 2 | ||
45-46 | Изготовление фотоальбома «Волшебные краски города» | 2 | ||
Я люблю свою Кубань(8 часов) | ||||
47-48 | Мой вклад в развитие края | 2 | ||
49-50 | Участие в экологической акции (посадка деревьев на школьном дворе) | 2 | ||
51-52 | Участие в субботниках | 2 | ||
53-54 | Участие в субботниках | 2 | ||
Путешествуем по Кубани (14 часов) | ||||
55-59 | Поездка в г. Новороссийск. | 5 | ||
60-65 | Музей военной истории. | 6 | ||
66-68 | Экскурсия в музей г. Геленджик. | 3 |
8 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
«Семья вся вместе – и душа на месте» (15 часов) | ||||
1-2 | История одной фотографии. | 2 | ||
3-5 | Рукотворный мир. Выставка поделок, сделанных совместно с родителями. | 3 | ||
6-7 | Моя семья. Семейные традиции. Творческий отчет. | 2 | ||
8-9 | Вклад моей семьи в историю страны. Поисковое задание. | 2 | ||
10 | Семейный бюджет. Практикум. | 1 | ||
11 | Права и обязанности родителей и детей. Круглый стол. | 1 | ||
12-13 | Папа, мама, я – дружная семья. Спортивный праздник. | 2 | ||
14-15 | Поздравление с Днем Семьи. Изготовление открыток. | 2 | ||
Школа – мой второй дом (10 часов) | ||||
16-17 | Встреча с детским писателем | 2 | ||
18 | Умники и умницы. Интеллектуальная игра. | 1 | ||
19-21 | Мой любимый предмет в школе. Конкурс рисунков. | 3 | ||
22-25 | История школы. Создание альбома. | 4 | ||
Геленджик – город родной (23 часа) | ||||
26 | Моя малая родина | 1 | ||
27-28 | Природа Геленджика | 2 | ||
29-31 | Улицы моего города. Экскурсия | 3 | ||
32-34 | Герои – земляки Великой Отечественной войны. Поисковое задание. | 3 | ||
35-38 | Парки и скверы города. Экскурсия. | 4 | ||
39-40 | Экологический десант. Уборка школьного двора. | 2 | ||
41-44 | Что мы покажем гостям в Геленджике. Оформление уголка. | 4 | ||
45-48 | Мой город в будущем. Защита проектов. | 4 | ||
Родной свой край люби и знай (20 часов) | ||||
49-52 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. Поисковое задание. | 4 | ||
53-59 | Знакомство с произведениями искусства нашей области. Посещение музеев, театров. | 7 | ||
60-62 | Трудовые достижения и замечательные люди Кубани. Поисковое задание. | 3 | ||
63-66 | Природа Кубани. Поисковое задание. | 4 | ||
67-68 | Люби и знай родную Кубань. Викторина. | 2 |
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Внеурочная деятельность // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- 2 –е изд. – М.: 2011. – С.2—22.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительсмтва РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.
3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // М.: Просвещение, 2011. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам).
4. Громова, О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках: учеб.-практическое пособие / О.К. Громова. – М.: Профессия, 2009. – 205 с.
5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 23 с. – (Стандарты второго поколения).
6. В.И. Зыков, О.И. Станчева, В.Г. Рассказова. Полысаево – характер шахтерский. – ООО ИД «Вояж», 2008.
7. Т.И. Калицкая, П.М. Немирович-Данченко. Жилищно-коммунальное хозяйство Кемеровской области. 60 лет истории. – Словацкая Республика, 2002.
8. Газета «Полысаево».
Интернет-ресурсы
- Официальный сайт администрации г. Полысаево. Электронный ресурс. Режим доступа: www.polisaevo.ru/
- Сайт Центральной городской библиотеки города Полысаево. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bibpol.ru
- Википедия – Полысаево: Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
- Сайт храма прп. Серафима Саровского: Электронный ресурс. Режим доступа: missioner.prihod.ru/blaghramscategory/view/id/39634
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. | Компьютер | 1 |
2. | Мультимедийный проектор | 1 |
3. | Экран | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
внеурочной деятельности
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний.
Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов большое значение будет иметь взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В ходе реализации программы у обучающихся должны развиться следующие ценностные ориентиры:
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "О любимом крае на английском"
Данная рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время ( кружок, факультатив) с учащимися 2-5 классов. Программа основана на материале о Хабаровском крае....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.
Программа ориентирована на учащихся 9-х классов, поддерживает региональный курс «Кубановедение» и помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихс...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе "Любимый иностранный"
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Программа внеурочной деятельности "Фольклор Кубани"
Фольклор Кубани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...