Воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Чикулаева Лилия Ивановна

Воспитательная программа  по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» в 8 классе является продолжение программ: «Мир профессий» 5-6 класс, «Я выбираю САМ!» 7 класс. Программа предусматривает работу по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональное воспитание, профессиональная консультация. Наша школа основная общеобразовательная, расположена в микрорайоне на окраине города, в школе нет психолога, следовательно, всю работу по профессиональной диагностике включаю в  деятельность классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_vospitatelnoy_raboty.zip20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 2 г.о. Октябрьск  

Самарской области, ул. Ленинградская, 87,

тел./факс/ 8/84646/ 2-18-50, email: gbou2@ya.ru

Воспитательная программа

по профориентации и социальной адаптации обучающихся  

«Мой профессиональный выбор»

8  класс

                                                

Автор: Чикулаева Лилия Ивановна

учитель химии и биологии

ГБОУ ООШ №2 г.о. Октябрьск

Самарской области

Октябрьск, 2015

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. Великий русский педагог  К. Д. Ушинский считает: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас».

        Воспитательная программа  по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» в 8 классе является продолжение программ: «Мир профессий» 5-6 класс, «Я выбираю САМ!» 7 класс.

Воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации школьников функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей. Управление воспитательной работой осуществляется  на двух уровнях: воспитательная работа с учащимися класса, работа с родителями и общественностью.

Программа предусматривает работу по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональное воспитание, профессиональная консультация. Наша школа основная общеобразовательная, расположена в микрорайоне на окраине города, в школе нет психолога, следовательно, всю работу по профессиональной диагностике включаю в  деятельность классного руководителя.

Классный руководитель является центральной фигурой в системе профориентационной работы в школе, именно он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.

Созданная модель воспитательной программы позволяет более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу в данном направлении, а воспитанникам, оценить свои способности и склонности, прогнозировать и планировать своё профессиональное будущее.

Актуальность Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна.

Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель программы – развитие у школьников психологической готовности к выбору сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.        

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с миром профессий, формировать у обучающихся представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире;
  • формировать положительную мотивацию в сфере профессионального самоопределения и трудовых отношений; 
  • сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»);
  • развивать у школьников психологическую готовность к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;
  2. Доступность;
  3. Целесообразность;
  4. Наглядность.

Ожидаемые результатами программы

Обучающиеся смогут:

  • осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
  • сопоставлять свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
  • прогнозировать план к достижению профессиональной цели;
  • взаимодействовать в группах, коллективе.

 Формы организации занятий: тесты, ролевые игры, упражнения, дискуссия, мозговой штурм, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, экскурсия.

      Формы контроля: Анализанкетирование, собеседование.      

               

         Учебно-тематический план программы

Тема

Всего часов

В том числе

теоретические

занятия

практические занятия

исследовател. деятельность

экскурсии

Профессиональное просвещение

1. Классный час «Выбор профессии – дело серьёзное».

9

1

2.Классный час «Слагаемые выбора профессии»

1

3.Проект «Профессии моих родителей»

1

1

4.Экскурсия музей ВАЗа г. Тольятти.

1

1

5.Посещение музея военной техники в г. Тольятти.

1

6. Классный час «Характер в профессиональной деятельности».

1

1

Профессиональная диагностика

1. Классный  час «Темперамент и профессия».

14

1

1

2. Классный час «Интересы, склонности в выборе профессии».

1

1

3. Занятие практикум «Основные составляющие профессионального выбора»

1

1

4. «Карта интересов» по методике Голомштока

1

1

5. Тестирование «Ценностные ориентации» М. Рокича,

1

1

6. Тестирование ДДО классификация профессий по предмету труда Е.А.Климова

1

1

7. Тестирование по методике Л. Йовайши в модификации                    Г. Резапкиной «Профессиональные склонности»

1

1

Профессиональное воспитание

1. Мастер класс областного конкурса «Лучший мастер производственного обучения» г. Тольятти.

8

1

1

2. Мастер класс

«Повар, кондитер».

1

1

3. Мастер класс «Мастер отделочных работ».

1

1

4. Мастер класс «Оказание первой медицинской помощи».

1

1

Профессиональная консультация 

1.Классный час «Как избежать ошибок в выборе профессии?

4

1

2. Встреча со специалистом городского центра занятости.

1

3. Индивидуальная работа с родителями и детьми.

2

ИТОГО:

35

8

13

8

6


Литература:

  1. Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий” 2001
  2. Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г.
  3. Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.
  4. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”. 1996 г.
  5. Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г.
  6. Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г.

Интернет ресурсы:

1. http://altermed.by/index.php?item=test&pst=mpi 

2. http://altermed.by/index.php?item=test&pst=ddo 

3. http://onlinetestpad.com/ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Мой профессиональный выбор. Методическое пособие к воспитательной программе по профориентации и социальной адаптации обучающихся 8 класса.

Данное методическое пособие составила в оказании практической помощи классным руководителям в реализации воспитательной программы по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессионал...

Адаптированная воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации «Дороги, которые мы выбираем»

Программа составлена для обучающихся 10 класса школы-интерната. В ней содержится пояснительная записка, цель и задачи прогаммы. Структура программы два модуля. 1 модуль социализация, 2 модуль профорие...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...

Реализация социально-значемых проектов,способствующих социальной адаптации обучающихся , проживающих в общежитии.

Проекты реализуемые для обучающихся , проживающих в общежитии образовательного учреждения.....

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности

рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...

Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Профориентация на уроках русского языка и чтения (литературного чтения) как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья....