"Коррупция" Разработка классного часа
классный час (7 класс) на тему
Классный час для 7 класса "Коррупция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyj_chas_v_7_kl_korrupcija.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Коррупция»
Разработала классный руководитель 7В класса ГБОУ школа№335
Смирнова О.В.
2015 год.
Пояснительная записка
Данный классный час рассчитан на учащихся 7 класса, которые уже могут рассуждать о серьёзных вещах/
Тема «Коррупция» актуальна сегодня как никогда. Об этом говорят средства массовой информации, разговоры людей из окружения учащихся о взятках и взяточниках, о решении каких- то вопросов с помощью взятки. Сама жизнь погружает детей в негатив проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества.
Главная задача этого классного часа обозначить эту проблему, заставить учеников задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы, постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению, формировать у учащихся правовое самосознание, способствовать осознанию важности соблюдения закона.
Тема классного часа раскрывается в беседе с учащимися с использованием разных источников информации (литературное произведение, проза, энциклопедический словарь, статьи УК РФ и материалы Интернета). Продолжится работа в группах методом « мозговой штурм».
Автор считает нецелесообразным расширять границы сведений о коррумпированности общества, исходя из возраста учащихся. Главная задача- обозначение проблемы и осознание своей причастности к её решению.
Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции;
2. Способствовать профилактике асоциального поведения, осознанию важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная репутация и необходимость борьбы с коррупцией, наносящей вред государственным устоям и растлевающей человеческую личность.
Подготовительная работа:
- Инсценировка отрывка из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ( учащиеся)
- Изготовление плаката с изображением спрута.
- Выучить наизусть стихотворение Л. Бергера «Закон» (один из учеников)
4. Подготовить материалы на слайдах
Время: 45 минут
Ход классного часа
Сцена из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
(Инсценируют учащиеся)
Действие четвёртое
Явление 1
Артемий Филлипович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое- что предпринять.
Аммос Фёдорович. А что именно?
Артемий Филлипович. Ну известно что.
Аммос Фёдорович. Подсунуть ?
Артемий Филиппович. Ну да, хоть и подсунуть.
Аммос Фёдорович. Опасно, чёрт возьми, раскричится: государственный человек. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой- нибудь памятник?
Почтмейстер. Или же: « Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому принадлежащие».
Артемий Филиппович. Смотрите, чтоб он вас по почте не отправил куда- нибудь подальше…
Явление 111
Хлестаков. Прошу садиться. Так вы здесь судья?
Аммос Фёдорович. С восемьсот шестнадцатого был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.
Хлестаков. А выгодно однако же быть судьёю?
Аммос Фёдорович. За три трёхлетия представлен к Владимиру четвёртой степени с одобрения со стороны начальства. (В сторону) А деньги в кулаке, да кулак- то весь в огне.
Хлестаков. А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уж не так.
Аммос Фёдорович (высовывая понемногу вперёд сжатый кулак. В сторону). Господи боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою.
Хлестаков. Что это у вас в руке?
Аммос Фёдорович ( потерявшись и роняя на пол ассигнации). Ничего-с.
Хлестаков. Как ничего? Я вижу, деньги упали.
Аммос Фёдорович (дрожа всем телом). Никак нет-с! ( В сторону) О боже! Вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!
Хлестаков (подымая). Да это деньги.
3
Аммос Фёдорович (в сторону). Ну, всё кончено - пропал! пропал!
Хлестаков. Знаете ли что? дайте их мне взаймы.
Аммос Фёдорович ( поспешно). Как же-с, как же-с… с большим удовольствием. ( в сторону.) Ну смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь!
Хлестаков. Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю.
Аммос Фёдорович. Помилуйте! как можно! И без того, это такая честь… Конечно, слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить… ( Приподымается со стула, вытянувшись ми руки по швам.) Не смею больше беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?
Хлестаков. Какого приказания?
Аммос Фёдорович. Я разумею, не дадите ли какого приказания здешнему уездному суду?
Хлестаков. Зачем же? Ведь мне никакой нет теперь в нём надобности. Покорнейше благодарю.
Аммос Фёдорович (раскланиваясь и уходя, в сторону). Ну, город наш!
Хлестаков (по уходе его). Судья - хороший человек!
Вопрос учащимся. О чём говорится в сцене из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
( Учащиеся без труда определяют, что разговор идёт о взятке, которую нерадивые чиновники города дают мнимому ревизору за то, чтобы он «не заметил» явных упущений в их работе, с тем, чтобы их не лишили должности и т.д.)
Вопрос: Как называются деньги, которые чиновники дают Хлестакову?
( Учащиеся не затрудняются с ответом, что эти деньги- взятка)
Вопрос: Как называется человек, берущий взятку?
( Взяточник)
Вопрос: Что же такое взяточничество?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре.
Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.
Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
Учитель. Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
Вопросы учащимся. Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
( Ученики говорят о том, что это слово они услышали в новостях, видели в газетах, но затрудняются в объяснении)
Учитель предлагает вновь заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного
4
обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.)
Учитель. Если посмотреть вокруг, нет ли в нашей жизни этого негативного явления? Приведите известные вам примеры. Имён называть не надо, ведь мы обсуждаем явление в обществе.
( Учащиеся, оказывается, в какой- то мере осведомлены о явлении, говорят известные им факты, о которых слышали от взрослых, это дача взятки при поступлении в учебное заведение, приём на престижное рабочее место, в больнице, и т. п.)
Учитель. Как мы в обиходе называем всё сказанное?
Ответ: Блат. По блату.
Вопрос: Что предполагает блат?
Ответ: дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.
Вопрос: Что представляет собой взятка?
Ответы: конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
Вопрос: Кто такой посредник?
Ответ: Человек, через которого осуществляется взятка.
Учитель. А теперь давайте обсудим проблему в группах.
Первая группа отвечает на вопрос: почему люди дают взятки?
Вторая группа отвечает на вопрос: почему люди берут взятки?
Выступают представители от групп.
Учёные попытались обобщить знания о коррупции. Вот что у них получилось
Внимание учащихся к экрану, куда проецируются материалы слайдов
Учитель кратко знакомит учащихся с видами коррупции по слайду
Критерии типологии коррупции | Виды коррупции |
Кто злоупотребляет служебным положением | Государственная (коррупция госчиновников) |
Кто выступает инициатором коррупционных отношений | Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица. |
Кто является взяткодателем | Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) |
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции | Денежные взятки |
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя | Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) |
Степень централизации коррупционных отношений | Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) |
Уровень распространения коррупционных отношений | Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) |
Степень регулярности коррупционных связей | Эпизодическая коррупция |
Подытоживая выступления учащихся, учитель говорит, что для общества коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление пронизало всё общество. Практически каждый житель нашей страны так или иначе столкнулся с этим явлением.
12 апреля 2004г. опрошен 501 человек в пяти городахРоссии.[По факту частоты столкновений граждан с коррупцией. Респондентам задавался вопрос «Насколько часто вам приходится сталкиваться с поборами со стороны чиновников и представителей силовых структур?».
Получены результаты:
51,7% населения никогда не сталкивается с поборами. (либо не знает, что это такое)
17,9% сталкивается с ними очень часто
17,2% периодически платят взятки
13,2% делают это редко.
Из данных видно, что более половины граждан не считает себя участниками коррупционных процессов. Однако остальные признали, что, так или иначе, сталкиваются с поборами. Высокая доля «не сталкивающихся» подчеркивает, что значительная часть населения не считает стандартную взятку типа стольника гаишнику или бутылки шампанского паспортистке побором. Коррупция становится нормой, население приспособилась к подаркам и штрафам без квитанций.
В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд. долларов – эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов, неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать госэкзамены и получить диплом.
Учитель: Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?
(Учащиеся дают положительный ответ)
В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии.
Подготовленный ученик читает стихотворение Л. Бергера «Закон»
Толпой огромной в Храм Фемиды
Ворвался разорённый люд.
Нет, не со зла, а от обиды,-
Их разорил богатый плут.
Он результат трудов тяжёлых
Себе присвоить вдруг решил:
Без правды он оставил «голых»,
И их последнего лишил.
Перед лицом суда и чести
«Я не виновен!»- говорил,
И рассыпался в грубой лести,
Чтоб суд его не очернил.
Но справедливость существует…
Судом был плут приговорён…
Так справедливость торжествует,-
«Закон суров, но он - Закон!»
Учитель :
Иногда чиновники вымогают взятку. Это так и называется: «вымогательство», и за это судят. Но в школьной среде тоже иногда случаются факты вымогательства отдельными учениками денег у своих сверстников или у школьников, младших по возрасту. Это тоже наказывается.
Учитель. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество- это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
Представьте, что коррупция- это гигантский спрут, обвивший своими щупальцами все сферы человеческой жизни и деятельности. Вот на этом плакате изображён спрут. Что мы должны противопоставить этому чудовищу? Предлагайте, и с каждым вашим предложением будет отрываться одно щупальце.
Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством
Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
Спасибо за общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Разработка классного часа "Противодействие коррупции"
Классный час для обучающихся 9-11 классов по противодействию коррупции...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...