Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc61 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_samosovershenstvovaniya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 6 классе из цикла «Школа самовоспитания»

Как воспитать силу воли.

Цели: расширить представление обучающихся о самовоспитании, формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, настойчивость, воля, целеустремленность, желание работать над собой; побуждать шестиклассников к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оборудование: 1. Мультимедиапроектор, экран, ноутбук.

2. Листы «Программа самосовершенствования на декабрь-январь».

3. Тест «Сильная ли у тебя воля?»

4. Карточки-подсказки.

5. Грамоты и дипломы учеников 6 класса.

6. Напечатанные афоризмы о силе воли (« Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» К. Гельвеций, «Повелевать собой – величайшая власть» Сенека, «Работу по созданию себя как личности нельзя переложить на плечи другого» В. Тендряков,

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                       Н. Заболоцкий)

7. Алгоритм «ПОПС - формула»

Ход классного часа:

Кл. рук.:         Посмотрите на доску. Это ваши грамоты и дипломы. Вы любите побеждать? Хотите всегда быть победителями? А с чего начинаются все победы, знаете? Закончите афоризм: «Все победы начинаются с победы над …»       (…самим собой)    

 Поэт Эдуард Асадов писал:

                            С готовой красивой душой навек

                            Отнюдь не рождается человек,

                            Ничто ведь само не строится,

                            Уверен, что скромником и бойцом,

                            Отзывчивым, умницей, храбрецом –

                            Учатся и становятся!

Сегодня наша встреча в очередной раз посвящена самовоспитанию. Некоторые мыслители сравнивают процесс самовоспитания с укрощением диких зверей. Согласны ли вы с этим сравнением? И каких же «диких зверей» в самом себе нам приходится укрощать? Прием «Карусель», работа в группах. Каждая группа определенным цветом пишет недостатки человека, передают по кругу другой группе. (Лень, необязательность, недисциплинированность, неорганизованность… и т. д.)

Читают написанное вслух. Давайте порвем эти записи, выбросим их. Вот если бы и в жизни можно было так просто с ними поступить. Не так-то легко с ними расстаться!

Какое качество необходимо, чтобы укрощать себя? (сила воли)  В киножурнале «Ералаш» есть сюжет, который так и называется «Сила воли». Давайте посмотрим его. Просмотр видеосюжета.

- Можно ли сказать, что герой этого сюжета волевой человек?

- Правильно он тренировал свою волю?

- А что такое воля?

- Какие волевые качества должны быть у школьника?

- Можно ли тренировать силу воли, если да, то как?

О. Бальзак писал, что волей можно больше гордиться, чем талантом. Как вы думаете, почему? (Талант дан от природы, а воля – результат работы над собой). Посмотрите на высказывания, вывешенные на доске, выберите то, которое вам больше всего понравилось и объясните, как вы понимаете эти слова. Можете использовать ПОПС-формулу для ответа.

-Почему победа над собой дает человеку величайшую власть?  (Победив себя, человек может добиться всего, чего захочет).

Неустанная работа над собой дает поразительные результаты. Об этом говорит опыт всех великих людей. Все они обладали сильной волей. (Просмотр минипрезентации А. В. Суворов)

Давайте проверим, сильная ли у вас воля. (Тест «Сильная ли у тебя воля?»)

Как же воспитать у себя волевые качества? Как победить себя? Как заставить себя делать то, что меньше всего хочется делать? Для этого можно использовать приемы самовоспитания воли. Вот они: самоприказ, самоодобрение, самовнушение. Давайте поупражняемся в использовании этих приемов.  Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. А также помогает делать то, что не хочется делать. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Сейчас мы будем делать упражнение на самоприказ. Каждая группа по очереди будет давать себе приказы в ответ на предлагаемые задания, используя карточку-подсказку.

1. Выйти из компьютерной игры

2. Сесть за уроки

3. Помыть посуду

4. Сделать зарядку

5. Оторваться от телевизора

6. Прекратить телефонную болтовню

7. Отказаться от сигареты

8. Не огрызаться на замечания учителя.

Следующее упражнение называется «Самоодобрение». Этот прием применяют для стимулирования волевых усилий, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, в свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче. Прошу вас назвать какое-нибудь ваше личное достижение, добавляя слова самоодобрения из карточки-подсказки. Например: «Я каждый день делаю зарядку. Мне это удалось!»

Последнее упражнение называется «самовнушение». Этот прием помогает обрести уверенность в себе. Как в первом упражнении я называю вам задания, а вы произносите формулы самовнушения из карточки-подсказки.

1. Прочитай внимательно условие задачи.

2. Прекрати сквернословить

3. Не отвлекайся на уроках

4. Почисти картошку

5. Не садись за компьютер, пока не выучишь уроки

6. Вынеси мусор

7. Дойди до финиша

8. Не начинай курить.

Какой прием мы использовали на  классном часе, когда говорили о самоуважении. Вспомните, какую фразу вы произносили тихо, но твердо. (Это ниже моего достоинства). Можно также использовать натсрои. Например такой: (читаем тихо и  уверенно) «У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»

 

Для воспитания воли нужно преодолеть всего 5 ступенек:

1. постановка цели. Определите, какие волевые качества вам необходимо в себе развить.

2.Борьба. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.

3. Самоприказ, самоубеждение. Убеждайте себя и приказывайте себе поступать правильно.

4. Самоконтроль. Контролируйте свои действия. Каждый вечер, анализируя прошедший день, отмечайте, что вам удалось и намечайте план завтрашнего дня.

5. Самоодобрение. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Подведение итогов (рефлексия)

Закончите предложения:

- Я узнал, что …

- Я научился …

- Мне пригодится в жизни …

Приложение 1

Тест «Сильная ли у тебя сила воли?»

1. Способен ли ты, если надо, вставать утром с постели, как бы рано это ни было?

2. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

3. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

4. Как бы тебя не отвлекали, можешь ли ты на уроках делать то, что требуется?

5. Выполняешь ли ты поручения, которые тебе не совсем приятны?

6. Находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?

7. Способен ли ты без напоминаний принимать лечение строго по предписанию врача?

8. Можешь ли ты преодолеть страх, войти в темное помещение?

9. Добиваешься ли ты поставленной цели?

10. Принимаешь ли ты решение в ответственных случаях без колебаний?

«Да» - 2 балла, «Нет» - 0 баллов,  «Не всегда, не совсем» - 1 балл.

Приложение 2

Карточка-подсказка

«Самоприказ»

  • «Разговаривать спокойно!»
  • «Не поддаваться на провокацию!»
  • «Молчать, молчать!»
  • «Все, хватит!»
  • «Я должен это сделать!»
  • «Вперед и только вперед!»

«Самоодобрение»

  • «Ура!»
  • «Это работает!»
  • «Это только начало!»
  • «Мне это удалось!»
  • «Я это сумел!»
  • «Я победил!»
  • «Я не сдался!»
  • «У меня получилось!»
  • «Я справился!»
  • «Я – молодец!»

«Самовнушение»

  • «Я хочу это сделать!»
  • «Я могу это сделать!»
  • «Я слушаю внимательно»
  • «Я не отвлекаюсь»
  • «Меня это очень интересует»
  • «Я это делаю с удовольствием»
  • «Мне это нравится»
  • «У меня все получится»
  • «Это интересно»
  • «Я верю в себя»

Как помочь свей воле?

(настрой)

«У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»

Тест «Сильная ли у тебя сила воли?»

1. Способен ли ты, если надо, вставать утром с постели, как бы рано это ни было?

2. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

3. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

4. Как бы тебя не отвлекали, можешь ли ты на уроках делать то, что требуется?

5. Выполняешь ли ты поручения, которые тебе не совсем приятны?

6. Находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?

7. Способен ли ты без напоминаний принимать лечение строго по предписанию врача?

8. Можешь ли ты преодолеть страх, войти в темное помещение?

9. Добиваешься ли ты поставленной цели?

10. Принимаешь ли ты решение в ответственных случаях без колебаний?

«Да» - 2 балла, «Нет» - 0 баллов,  «Не всегда, не совсем» - 1 балл.

Тест «Сильная ли у тебя сила воли?»

1. Способен ли ты, если надо, вставать утром с постели, как бы рано это ни было?

2. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

3. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

4. Как бы тебя не отвлекали, можешь ли ты на уроках делать то, что требуется?

5. Выполняешь ли ты поручения, которые тебе не совсем приятны?

6. Находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?

7. Способен ли ты без напоминаний принимать лечение строго по предписанию врача?

8. Можешь ли ты преодолеть страх, войти в темное помещение?

9. Добиваешься ли ты поставленной цели?

10. Принимаешь ли ты решение в ответственных случаях без колебаний?

«Да» - 2 балла, «Нет» - 0 баллов,  «Не всегда, не совсем» - 1 балл.

Карточка-подсказка

«Самоприказ»

  • «Разговаривать спокойно!»
  • «Не поддаваться на провокацию!»
  • «Молчать, молчать!»
  • «Все, хватит!»
  • «Я должен это сделать!»
  • «Вперед и только вперед!»

«Самоодобрение»

  • «Ура!»
  • «Это работает!»
  • «Это только начало!»
  • «Мне это удалось!»
  • «Я это сумел!»
  • «Я победил!»
  • «Я не сдался!»
  • «У меня получилось!»
  • «Я справился!»
  • «Я – молодец!»

«Самовнушение»

  • «Я хочу это сделать!»
  • «Я могу это сделать!»
  • «Я слушаю внимательно»
  • «Я не отвлекаюсь»
  • «Меня это очень интересует»
  • «Я это делаю с удовольствием»
  • «Мне это нравится»
  • «У меня все получится»
  • «Это интересно»
  • «Я верю в себя»

Как помочь свей воле?

(настрой)

«У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»

Как помочь свей воле?

(настрой)

«У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»

Как помочь свей воле?

(настрой)

«У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»

Как помочь свей воле?

(настрой)

«У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»

Как помочь свей воле?

(настрой)

«У меня сильная воля. Я могу добиться чего хочу! Я верю в себя и люблю свое будущее! Неудачи не могут поколебать моей уверенности! У меня достаточно сил для победы! Я добьюсь успеха! Я приду к цели!»



Предварительный просмотр:

Цикл классных часов «Самосовершенствование личности»

(из опыта работы классного руководителя 6 класса МБОУ «СОШ №67»)

     Известный российский психолог Лев Семенович Выготский утверждал, что «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание». Современные ученые-педагоги и психологи также делают ставку на активизацию внутренних психических сил школьника. Руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования Герман Константинович Селевко пишет:  

«Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В технологии «самосовершенствование личности» ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению».

На основе использования теории доминанты, разработанной русским ученым Алексеем Алексеевичем Ухтомским, Селевко была разработана технология саморазвития личности. Cогласно технологии А.А.Ухтомского - Г.К. Селевко  каждый ребёнок воспринимается как саморазвивающаяся система. Цель классного руководителя – научить ребёнка мыслить, добывать знания, самосовершенствоваться. Одна из главных целей воспитания – сформировать веру личности в себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования. Технология саморазвития личности – органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий.

В своей работе я опираюсь на технологию Ухтомского-Селевко и их идеи. Курс «Самосовершенствование личности», который Селевко предлагает ввести в учебный план школы, я заменила (внеся некоторые коррективы) циклом классных часов.

   Этот цикл рассчитан на пять лет:

  •  5 класс - «Познай себя» (самопознание),
  •  6 класс - «Школа самовоспитания»,  
  • 7 класс - «Управляй собой» (саморегуляция),  
  • 8 класс - «Утверждай себя» (самоутверждение),
  •  9 класс - «Найди себя» (самоопределение).

В нашей школе нет психолога, поэтому классные руководители вынуждены брать на себя его функции.

     Многие исследователи называют возраст 11-12 лет «Зенитом любознательности». Действительно, шестиклассников отличает необыкновенная познавательная активность, любознательность, широта интересов. Вместе с тем встречается и полное отсутствие увлечений. Причин этого много:  и отсутствие интересов у окружающих взрослых, и социальные условия, и неуверенность в себе. Отсутствие интересов у подростков часто бывает следствием «отказа от усилия», стремления без особого труда преодолеть скуку и найти себе какое-нибудь развлечение. Такие подростки легко попадают под чужое влияние, требуют особого внимания педагогов. Поэтому в шестом классе классный руководитель в рамках цикла классных часов по самосовершенствованию личности ставит следующие

задачи:
• побудить ученика к самовоспитанию;
• ознакомить с понятиями: самовоспитание, самоуважение, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
• формировать мотивы самовоспитания;
• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
• создать у учащихся первый опыт самовоспитания;
• составить индивидуальную программу самовоспитания.

     В течение учебного года проводятся следующие классные часы:

                                   «Школа самовоспитания»:
Сентябрь – «Будь человеком»
Октябрь – «Самооценка и ее роль в самовоспитании»
Ноябрь – «Нужно ли уважать себя?»
Декабрь – «Как воспитывать силу воли?»
Январь – «Проблемы свободного времени»
Февраль – «Как бороться с конфликтами»
Март – «Как мы говорим»
Апрель - «Воспитание характера»

     Закончить свое небольшое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание».




Предварительный просмотр:

Программа самосовершенствования на декабрь-январь

Что должен сделать

Как это сделать

Что удалось сделать

Проблемы

Учить английский язык

Заниматься с репетитором

Перевожу сложные тексты без словаря

Не с кем общаться на языке

Научиться играть на музыкальном инструменте

Посещать детскую школу искусств

Пока ничего не получается

Нужно научиться распоряжаться своим временем

Каждый день 1 час заниматься математикой

Использовать диск «Математика. 6 класс»

Исправил оценку по математике за 1 четверть

В совершенстве освоить компьютер

Посещать кружок информатики в школе

Пока знаю только основные программы

На кружке современные компьютерные программы не изучают, нужно записаться в ДТЮ

Еженедельно прочитывать 200 страниц художественного текста

Это получается

Правда, совершенно не знаю, какие книги надо читать

Не ссориться с одноклассниками

Учиться управлять своими эмоциями

Стал спокойнее, уравновешеннее

Не всегда удается сдерживаться, иногда срываюсь

Считать главной задачей  помогать родителям и научиться говорить добрые красивые слова.

Выполнять мамины и папины поручения беспрекословно

Я стараюсь, но не всегда получается

Мешает привычка откладывать дела на потом.

Программа самосовершенствования на декабрь-январь

Что должен сделать

Как это сделать

Что удалось сделать

Проблемы

Программа самосовершенствования на декабрь-январь

Что должна сделать

Как это сделать

Что удалось сделать

Проблемы

Ежедневно заниматься физкультурой

Утром - зарядка, по средам и субботам – калланетика (40минут)

Играть на гитаре 2-3 раза в неделю

Использовать книгу и DVD «Самоучитель игры на гитаре 2»

Ежедневно смотреть новости и аналитические телепередачи

Смотреть программу «Вести»

Совершенствовать навыки работы на компьютере

Поможет книга Марины Виннер «Ноутбук для женщин»

Уделять больше внимания семье

После 18. 00 не готовиться к урокам.

Примерный режим  дня  школьника 14 -17 летДЛЯ ШКОЛЬНИКОВПОСЕЩАЮЩИ

Х ШК В ПЕРВУЮ СМЕНУ

1

  Подъём, утренняя зарядка,  водные  процедуры

 (обливание, душ),   уборка постели, туалет

7.00-7.30

2

 Завтрак

7.30-

7.50

3

 Дорога в школу (прогулка до начала занятий)

7.50-

8.20

4

 Учебные занятия в школе, завтрак,  внеклассные

 занятия, общественная работа

8.30-14.30

5

  Дорога из школы (прогулка после занятий)

14.30-15.00

6

 Обед

15.00-15.30

7

  Занятия физической культурой

 (прогулки, подвижные игры, секции)

15.30-17.00

8

 Полдник

17.00-17.15

9

 Приготовление  домашних заданий

17.15-20.00

10

 Ужин

20.00-20.30

11

 Свободные  занятия (рисование, конструирование,

  вышивание, чтение литературы), помощь  по дому

20.30-22.00

12

 Приготовление ко сну, приведение в порядок одежды,

   обуви, проветривание комнаты

22.00-22.30

13

Сон

22.30-7.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитай себя"

Классный час с целью воспитания нравственных качеств учащихся через познание себя....

Классный час « Воспитай себя»

Классный час « Воспитай себя»...

методическая разработка классного часа "Как воспитать силу воли".

Данная разработка даёт детям представление о приёмах самовоспитания, о методах работы над собой....

Презентация к классному часу "Как воспитать силу воли"

Презентация создана для проведения классного часа "Как воспитать силу воли" в 6 классе....

Методическая разработка воспитателя на тему "Как воспитать силу воли?"

Методическая разработка воспитателя на тему "Как воспитать силу воли?"...

Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллектива")

Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллект...