Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
классный час (7 класс) на тему
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда интерес к деятельности конкретных исторических лиц-тех, кто прославил свое имя и свою страну, тех, кто вошел в историю.
Предлагаемый классный час - это информационно-познавательное мероприятие, посвященное А.В. Суворову. Судьба великого полководца - образец героизма и подвижничества ради блага России. Это тот нравственный идеал, который можно противопоставить убогим идеалам боевиков и телевизионных шоу. Именно такой идеал необходим современной молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_dlya_7_klassa.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа для 7 класса
Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой», 7 класс
Истинная слава не может быть отыскана. Она проистекает из самопожертвования на пользу блага общего.
А.В. Суворов
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда интерес к деятельности конкретных исторических лиц-тех, кто прославил свое имя и свою страну, тех, кто вошел в историю.
Предлагаемый классный час - это информационно-познавательное мероприятие, посвященное А.В. Суворову. Судьба великого полководца - образец героизма и подвижничества ради блага России. Это тот нравственный идеал, который можно противопоставить убогим идеалам боевиков и телевизионных шоу. Именно такой идеал необходим современной молодежи.
Цели: расширять представление детей о судьбе и личности А.В. Суворова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремленность, воля к победе, самоотверженность, патриотизм; побуждать детей к изучению истории России, к участию в патриотических мероприятиях.
Подготовительная работа: поручить группе специального назначения (7 учеников) подготовить рассказы о Суворове по текстам сценария. Текст нужно рассказывать своими словами, ни в коем случае не читать!
Оформление:
• написать на доске эпиграф классного часа, а также слова: «Доброе имя должно быть у каждого честного человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие. Горжусь, что я русский». (А.В. Суворов);
• выставить иллюстрации: портрет А.В. Суворова; фотографию могилы А.В. Суворова в Александро-Невской лавре; репродукцию картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Интерактивная беседа «Истинная слава - в чем она?».
III. Информационный блок.
1. Победа над самим собой.
2. Доблесть и верность.
3. Чудо военной истории.
IV. Заключительная беседа.
V. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, идеал, на который хочется быть похожим, с кого «делать жизнь». Герои боевиков, участники телевизионных шоу, миллионеры, политики - вот кумиры современной молодежи. Но цена этим кумирам ничтожна. Их забывают, как только они исчезают с экранов. Только жалко людей, которые пускаются в погоню за такими идеалами.
А ведь истинный идеал - он как факел в темном, дремучем лесу. Он может осветить всю жизнь человека, придать ей смысл, вдохновить на подвиг. И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества. Сегодня мы будем говорить об одном из них. Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.
Те, кто видел его могилу в Александро-Невской лавре в Санкт- Петербурге, невольно останавливались, не в силах сдержать трепетного благоговения... Вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений - ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ - и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю. Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства. (Читает.)
Могила Суворова
С годами сердце жаждет простоты,
Побольше дел, поменьше разговоров.
Вот я стою у каменной плиты
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.
Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.
Как много надо одержать побед,
Чтоб так звучали три негромких слова!
Когда хватают славу на лету,
Когда о титулах заводят споры,
Я вспоминаю серую плиту
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Заслуженная, истинная слава...
II. Интерактивная беседа «Истинная слава - в чем она?»
Классный руководитель. А как понимал славу сам Суворов? На доске записаны его слова. (Читает первое высказывание.)
- Давайте разберем каждую строку по порядку. Что имеет в виду А.В. Суворов, когда говорит, что истинная слава не может быть отыскана? Почему?
Примерные ответы детей:
- Потому что ее нужно заработать.
- Ее нужно добиваться, а не бродить где-то в поисках.
- Можно специально творить разные чудеса, чтобы на тебя обратили внимание и этим прославиться. Но истинная слава не в этом.
Классный руководитель. Читаем дальше: самопожертвование и общее благо. Как слава связана с этими двумя понятиями? Что это, вообще, такое?
Примерные ответы детей:
- Это значит пожертвовать собой, своими интересами ради интересов народа, страны, человечества.
- Значит вообще отказаться от своей выгоды ради общей пользы.
- Значит думать не о себе, а только о своем долге, чтобы всей России было хорошо.
Классный руководитель. Суворов видит свое доброе имя в славе Отечества. Согласны ли вы, что это путь к истинной славе?
Примерные ответы детей:
- Славы заслуживает не тот, кто чего-то добился только для себя, а тот, кто все делает для Отчизны.
- Если человек заботится только о себе, он славы не заслуживает.
- Суворов считает, что его имя будут все знать, потому что он много сделал для России.
- Он думал о славе России, а заслужил славу себе.
III. Информационный блок
Классный руководитель. А сейчас я передаю слово группе специального назначения, которая подготовила информационный блок об Александре Васильевиче Суворове. Первыми начинают бойцы {имена, фамилии).
(К доске выходят 2 ученика.)
1. Победа над самим собой
Боец 1. Наш рассказ о Суворове можно назвать «Победа над самим собой».
Говорят, генералиссимус Суворов провел 60 сражений и боев и одержал 60 побед. Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой. В детстве Суворов был хилым, болезненным ребенком, вечно простуженным и вечно нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что он ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые, здоровые офицеры.
Но у Саши были совсем другие планы. С самого раннего детства он увлекся военной историей и военным делом. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боялись жары, жажды, холода. Он поставил себе цель - стать полководцем. И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, даже в самую лютую стужу ходил в легкой одежде. Чтоб испытать свою смелость, скакал на лошади под проливным дождем, когда грохотал гром и сверкали молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.
Боец 2. Он просыпался с первыми петухами. Приказывал слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он спал на сене, укрывался простыней или своим кафтаном, бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учебы - учил языки, литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты, не исключая среды и пятницы. А во время Страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба. Он, вообще, был глубоко верующим человеком.
Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что и в армии все должны быть верующими. Суворов говорил: «Неверующее войско учить - что ржавое железо точить». Суворов был очень скромным человеком, избегал самолюбования - терпеть не мог зеркал и своих парадных портретов.
2. Доблесть и верность
Классный руководитель. Спасибо. Я передаю слово другим бойцам (имена, фамилии).
(К доске выходят 2 ученика.)
Боец 3. Наш рассказ о Суворове мы назовем «Доблесть и верность».
Суворов - величайший полководец мира. Он прошел все ступени воинской службы - от солдата до генералиссимуса. Путем самообразования он досконально изучил военное искусство, знал географию, математику, интересовался философией, говорил на 8 иностранных языках. Он хорошо знал жизнь солдат и офицеров, жил в солдатских казармах, ел солдатскую кашу, не доверяя никому, вникал во все подробности армейской жизни. Он любил русского солдата, умел оценить драгоценные качества его души. Одним из первых он стал учить солдат читать, писать и считать. Он учил их секретам военного искусства. Это была суворовская «Наука побеждать» - так назвал полководец свою книгу о военной науке. И эта наука обучала солдат только одному - атаке и штурму.
«Быстрота, глазомер, натиск» - вот главные правила этой науки. Вот еще несколько правил: «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиск и удар решают битву. Приступ предпочтительнее осады». Суворовская «Наука побеждать» и сделала его солдат чудо-богатырями, которые принесли славу полководцу и Отечеству. В современной армии есть спецназ, специальные элитные войска, которые отличаются высоким боевым духом и отличной подготовкой. А у Суворова вся армия была такая!
Боец 4. Император Павел преклонялся пред Пруссией. В русской армии он ввел прусские порядки, нарядил солдат в прусские парики с буклями и косами, посыпанными мукой, ввел жестокую муштру и палочную дисциплину. В этой армии надо было не рассуждать, а беспрекословно подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат самостоятельности, инициативе. Он говорил: «Каждый воин должен знать свой маневр». О прусских порядках он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?» На одном из парадов Павел I увидел на Суворове старую русскую форму и потребовал, чтобы Суворов ее сменил. Но Суворов не захотел подчиниться этим порядкам. Он сказал: «Пудра - не порох, букли - не пушка, коса - не тесак, я не немец, а природный русак». После этих слов Суворов развернулся и уехал с парада. За это разгневанный император отправил Суворова в ссылку. Но потом вынужден был вернуть его в армию.
Суворов отличался безрассудной отвагой. Он не боялся смерти. Его мечтой было умереть на поле брани. Суворов был награжден самыми высокими русскими и зарубежными орденами и титулами. Но самой высокой наградой для него были любовь солдат и уважение народа. На всех своих письмах Суворов ставил сургучную печать с пушками, саблями, знаменами. На печати была надпись по-латыни: «Virtute et veritate», то есть «Доблесть и верность» - это был девиз Суворова. Доблесть в бою и верность присяге - этот девиз Суворов пронес через всю жизнь.
3. Чудо военной истории
Классный руководитель. Спасибо за интересный рассказ. И завершают информационный блок бойцы (имена, фамилии).
Боец 5. Мы расскажем о Швейцарском походе Суворова. Этот поход назвали «чудом военной истории».
После серии блестящих побед в Италии Суворов получил приказ двинуться в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь - через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чертов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22-23 м. Но русские солдаты под огнем врага сумели починить мост, связав подрубленные сваи своими поясами. Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон ее окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова был только один выход - двигаться вперед, иначе неминуемая смерть в горах.
Боец 6. Все помнят картину В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». На этой картине изображены Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горы. Не стоит забывать, что это были грозные Альпы - неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: «Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат!» Ведя ожесточенные бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли среди облаков, ночевали на ледниках.
Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух своих солдат. Он говорил: «Мы русские, мы все одолеем!» И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат! Потом Суворов скажет: «Русский штык прорвался сквозь Альпы».
Классный руководитель. Спасибо, ребята. О Суворове сложены легенды, много интересного можно рассказать об этом великом человеке.
IV. Заключительная беседа
Классный руководитель. Ребята, есть такая христианская истина: «Непобедим победивший себя». Как вы считаете, имеет ли она отношение к Суворову?
Примерные ответы детей:
- Суворов преодолел свои недостатки, слабости.
- Суворов победил свою лень, заставил себя работать, учиться.
- Он победил свое тщеславие, не старался возвыситься над солдатами.
- Суворов победил свой страх.
Классный руководитель. Как вы думаете, почему Суворов сказал такую фразу: «Горжусь, что я русский»? Можем ли мы сейчас сказать это?
Примерные ответы детей:
- Он столько сделал для России, что ему не стыдно называть себя русским.
- Он защитил и прославил Россию, ему можно гордиться, что он русский.
- Своими победами он заслужил, чтобы и мы, его потомки, гордились своей страной,
- Мы тоже можем гордиться, что мы русские, потому что у нас великие предки и великая история.
- Мы тоже должны работать на благо России, чтобы можно было гордиться тем, что мы русские.
Классный руководитель. Ребята, мы вспомнили некоторые факты из биографии великого полководца А.В. Суворова. Его жизнь - хороший пример для молодежи: великая цель, великие дела, слава Отчизны. Вот идеал, достойный подражания! Вся жизнь
А.В. Суворова позволяла ему сказать: «Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным... Отечеству».
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие чувства и мысли возникли у вас в ходе классного часа? Примерные ответы детей:
- Удивление - оказывается, Суворов был слабым в детстве.
- Очень трудно брать пример с Суворова - нужно строго относиться к себе.
- Жалость к солдатам, которые гибли в Альпах.
- Восхищение - как можно было не проиграть ни одной битвы!
- Гордость за Россию, за русскую армию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа (7 класс)
Данный классный час целесообразно проводить в начале учебного года...
Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровый образ жизни"
Данное мероприятие могут использовать учителя-предметники и классные руководители. Целью данного классного часа является формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни: науч...
Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»
Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»Учитель: Танделова З. А....
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
Классный час по теме "Жизнь, ставшая легендой", посвященное А.В. Суворову.
Разработка содержит материал к классному часу о Суворове....
Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_
Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_...
Методическая разработка классного часа для учащихся 5-9 классов на тему « Прикоснёмся к памяти душой»
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей не...