Программа классного руководителя 5 класса
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа «Адаптация»
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
Этапы реализации программы:
- этап подготовки к переходу в пятый класс;
- сопровождение пятиклассников (разработка и реализация плана сопровождения);
- подведение итогов.
ЗАДАЧИ программы:
- Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 класс эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
- Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
- Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
Класс | Дата | Участники | Мероприятия |
4 класс | апрель - май | психолог | Знакомство с учащимися 4 классов; посещение уроков; знакомство со стилем работы учителей начальной школы; знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся; установление контакта с детьми |
4 класс | апрель - май | будущие учителя 5-х классов (математика, русский язык) | Посещение уроков математики и русского языка в начальной школе; совместная работа по определению качества знаний учащихся 4-х классов по основным предметам |
4 класс | апрель - май | психолог начальной школы | Проводит диагностику уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс |
4 класс | май - июнь | учитель 4 класса | Отчет учителя 4 класса в форме неформального напутственного письма о своем классе (психолого-педагогическая характеристика класса, особенности каждого ребенка, удачные приемы индивидуального взаимодействия с каждым ребенком и его родителями) будущему классному руководителю 5-го класса. Анкета "Ожидания" |
4 класс | май | психолог, логопед, классный руководитель 5 класса | Встреча с родителями выпускников начальной школы; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью. Буклет "Родителям будущих пятиклассников". |
Класс | Дата | Участники | Мероприятие |
5 класс | сентябрь | учителя начальных классов (бывших 4-х классов) | Посещают два полных учебных дня в своих бывших классах (обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков, наблюдение за детьми, деловое обсуждение, советы и рекомендации); встреча с учащимися; анализ их первых впечатлений о средней школе; встреча с родителями; советы классным руководителям 5-х классов |
5 класс | сентябрь | психолог | Знакомство с учащимися; посещение уроков, наблюдение на перемене. Первые впечатления учителей-предметников и классного руководителя |
5 класс | сентябрь - октябрь | психолог | Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему "Предподростковый возраст. Особенности. Рекомендации" Знакомство с родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ |
5 класс | октябрь - ноябрь | психолог и логопед 5-х классов | Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений; включенности и эмоционального благополучия. Логопедическое обследование |
5 класс | ноябрь | психолог 5-х классов, учителя, классные руководители | Психолого-педагогический консилиум:
|
Класс | Дата | Участники | Мероприятие |
5 класс | март- апрель | психолог 5-х классов, классный руководитель | Психолого-педагогический консилиум "Итоги и перспективы":
|
При переходе из начальной школы в 5 класс ученики испытывают трудности различного характера: проблемы в сфере общения, учебные затруднения, режимные трудности. В сентябре-октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.
Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно два месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.
При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также психологом.
Классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-го класса в 5-й:
• Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
• Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий.
• Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
• При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
• Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя 5-9 классы
Рабочая программа воспитательной работы «Содружество» для 5-9 классов включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации, пернспективное планирование по направлениям воспитатель...
Воспитательная программа классного руководителя 5-7 класс
В данной работе предлагаю необходимые таблицы по работе классного руководителя, воспитательную программу работы с классом по направлениям с 5 по 7 класс. План работы 7 в класса на текущий учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»4 класс...
Программа классного руководителя 5 класс 2015-2016 уч.г.
Программа классного руководителя 5 класс 2015-2016 уч.г....
программа классного руководителя 9 класса коррекционной школы
Ощутимое падение нравственных ценностей и норм в обществе привели к увеличению числа социально дезадаптированных семей, где с рождения дети испытывают неблагоприятное воздействие родителей, которые зл...
Программа классного руководителя 1 класс 2016-2017 уч.г.
Программа классного руководителя 1 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...