Классный час на тему "Не хочу быть белой вороной!", 7 класс
план-конспект урока (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час в 7 классе на тему:
"Не хочу быть белой вороной!"
Задачи:
- Провести профилактику проблемы «изгой в классе»;
- воспитывать умение находить решения трудных ситуаций.
Класс разделить на 3 группы.
Заранее прочитать повесть В.Железникова «Чучело», посмотреть художественный фильм с таким названием.
Ход занятия:
Учитель: Легко ли общаться с людьми?
Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.
Человек должен уметь общаться с людьми.
Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. У: Почему? В чем состоит сложность?( Ответы детей) ( В том, что нет одинаковых людей).– Почему люди такие разные?
Учитель:
Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…
А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные? ( ответы детей)
Учитель: подумайте что является основой общения? ( ответы детей)
– Какая черта характера является фундаментом, основой общения?
- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта)
У : Что такое доброта?
Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.
Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.) работа в группе: Нарисовать лучики солнышка
Какой человек может быть добрым?( ответы детей)
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло», - В. Ключевский
У; вторая составляющая основы общения – терпимость. Что же это такое?
Ученик 2:
Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Учитель: давайте посмотрим что значит это слово в разных языках
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Учитель:
Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Работа в группах (на листочках)
У ; У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
– Из-за чего разгораются конфликты?
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. Рассмотрим на примере
Просмотр фильма «Чучело». (материалы прилагаются)
Учитель: рассмотрим на примере фильма « Чучело»
- О чём этот фильм?
- Назовите главных героев фильма.
- Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?
- Назовите проблемы, существующие в этом классе.
- Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе? Какие?
Работа в группе.
1) Группа 1 – что бы вы посоветовали Лене?
Группа 2 – что бы вы посоветовали Железной Кнопке?
Группа 3- Что бы вы посоветовали остальным ребятам в классе?
Учитель: Ответить на вопросы
- Умеют ли ребята действовать самостоятельно?
- В каких случаях они это делают?
- Легко ли они поддаются влиянию других одноклассников? Приведите примеры из фильма.
- Всегда ли они стремятся следовать правилам?
- Это хорошо? Каким правилам нужно следовать?
- Как нужно это делать? Почему?
- Признают ли они свою ответственность за происходящее? (Чаще всего считают виноватыми других.) Докажите на примере конкретных ситуаций из фильма.
- Они умеют ставить себя на место другого?
- Они задумываются о последствиях своего поведения?
- К чему это приводит?
- Кто в результате страдает?
- Умеют ли они дорожить дружбой, оказанным доверием со стороны лидеров класса?
- Можно ли такое доверие назвать настоящей дружбой? Почему?
- А как это называется?
Итоги:
- Для чего Р. Быков создал такой фильм?
- Что он хотел этим сказать?
Учитель. Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».
– Почему это место появляется?
Фигуры «изгоя», «отверженного «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.
Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.
Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.
Работа в группе.
1) Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:
Запись на доске.
людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его.
(Красота мира людей – в его разнообразии.)
ты, завоюешь, познай, мир, и, себя.
(Познай себя и ты завоюешь мир.)
Вывод.
Учитель: Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какими мы есть, т.е. быть толерантными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час “Быть белой вороной легко?”
Классный час “Быть белой вороной легко?” посвящен уникальным, “необычным” людям. Проведение такого часа общения с гимназистами шестого-седьмого классов мне кажется необходимым, потому что,...
Классный час «Белая ворона» Класс: 8
Тема классного часа: Белая воронаЦель классного часа: сплочение классного коллективаЗадачи классного часа:- формирование у школьников понятия толерантности;- создание благожелательного отношения...
Классный час «Быть белой вороной легко?..»
Классный час «Быть белой вороной легко?..»...
Внеклассное мероприятие для 6 класса "Легко ли быть белой вороной"
Внеклассное мероприятие для 6 класса "Легко ли быть белой вороной"...
Легко ли быть белой вороной
Классный час по телерантности...
« Легко ли быть белой вороной?»
Классный час...
Беседа. Простой другой. Легко ли быть «белой вороной»?
Представлено мероприятие, которое поможет развить у учащихся терпимость и внимание к окружающим как нравственных ценностных установок; научить принимать людей такими, какие они есть; помочь учащимся в...