Классный час «Белая ворона» Класс: 8
классный час (8 класс) по теме
Тема классного часа: Белая ворона
Цель классного часа: сплочение классного коллектива
Задачи классного часа:
- формирование у школьников понятия толерантности;
- создание благожелательного отношения учащихся друг к другу;
- обучение детей конструктивному решению проблемных ситуаций;
- ознакомление учеников с книгой и экранизацией повести В.К.Железникова «Чучело» как с уроком честности, доброты и благородства.
Для проведения этого классного часа был выбран следующий эпиграф:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев
В работе были использованы:
- книга В.К. Железникова «Чучело»;
- диск с записью художественного фильма Р.Быкова по мотивам одноимённой повести;
- конверты с исходной информацией и листочками для обратной связи.
- презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_belaya_vorona.docx | 23.1 КБ |
k_klassnomu_chasu.ppt | 920.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Белая ворона»
Класс: 8
Автор:
Ревазян Ева Макичевна
Проект «Подросток и толерантность» - один из способов решения задач по формированию установок толерантного поведения у подростков, профилактики национализма и экстремизма, уменьшение риска социальных взрывов. Классный руководитель, часто общаясь с детьми, имеет уникальную возможность объяснить детям, что прежде всего объединяет, а не разобщает людей, научить ребёнка уважать разные культуры и людей, не похожих на него. Ведь толерантность – это не только уважение к людям других национальностей, но и терпимость к другому образу жизни, поведению, иным обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.
Тема классного часа: Белая ворона
Цель классного часа: сплочение классного коллектива
Задачи классного часа:
- формирование у школьников понятия толерантности;
- создание благожелательного отношения учащихся друг к другу;
- обучение детей конструктивному решению проблемных ситуаций;
- ознакомление учеников с книгой и экранизацией повести В.К.Железникова «Чучело» как с уроком честности, доброты и благородства.
Для проведения этого классного часа был выбран следующий эпиграф:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев
В работе были использованы:
- книга В.К. Железникова «Чучело»;
- диск с записью художественного фильма Р.Быкова по мотивам одноимённой повести;
- конверты с исходной информацией и листочками для обратной связи.
- презентация к уроку
Классный руководитель ( далее -К.Р.) –Ребята, кто из вас слышал такое выражение -«белая ворона»?
А кто знает, что означает это выражение? Кого в жизни называют «белой вороной»?
Учащиеся – Того, кто не похож на других, кто чем-то отличается и т.д.
К.Р. – Ачем может отличаться человек?
Учащиеся – Внешностью (некрасивый), манерой поведения, чудаковатостью, особыми способностями и т.д.
К.Р. – Как я поняла из ваших ответов, белая ворона – это такой человек, который чем-то отличается (выделяется из толпы), но, как правило, большинству ребят он не нравится. А как обычно ведут себя одноклассники по отношению к такому человеку?
Учащиеся – Обзывают, игнорируют при общении, не приглашают на дни рождения, смеются, делают мелкие пакости и т.д.
К.Р. – Да, как правило, так и бывает.
Я хочу разобрать с вами один случай, который произошёл в моей практике. Откройте конверт и посмотрите на записку.
Вы можете ознакомиться с её содержанием, тем более, что она не личная (Текст записки взят из практики работы в школе: Давайте не будем разговаривать с Ирой. Она толстая и страшная). (Записку читает каждый ученик и передаёт следующему).
Что требует автор записки?
Учащиеся – Объявить бойкот.
К.Р. – Почему? За что? Считаете ли вы его доводы убедительными?
Учащиеся – Скорее всего нет.
К.Р. –А вот последствия могут быть непредсказуемыми. Недаром наш великий поэт
Ф.И. Тютчев написал такие строки:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…
Эти слова я выбрала в качеств эпиграфа не случайно. Как вы думаете, что хотел автор сказать этими строчками?
Давайте попробуем вместе найти решение для этой непростой задачи. Наш класс расположился двумя группами. Давайте же воспользуемся этой ситуацией. Каждая группа получает задание:
1-я группа. Представьте, что записка дошла да вас, под этими словами требуется ваша подпись. Вы оказываетесь в ситуации выбора: подписать или не подписать. Как вы поступите и почему?
2-я группа. Представьте, что записка касается непосредственно вас. Как бы вы на неё отреагировали? Постарайтесь обосновать свой ответ.
К кому бы вы обратились за поддержкой и помощью?
Напишите на втором листочке, находящемся в конверте, ваши советы и пожелания той девочке, о которой идёт речь в записке, одно-два предложения.
Как вы думаете, ребята, может ли подобная история произойти в других школах, классах?
Учащиеся – Да, может.
К.Р. – Да, действительно, эта проблема может появиться я в любом коллективе. И проблема, к сожалению, не нова. Об этом пишет в своей книге «Чучело» В.К. Железников. Возможно, вы смотрели фильм с одноимённым названием. А для тех, кто не читал книгу и не смотрел фильм, я коротко перескажу сюжет.
Действие происходит в старинном провинциальном городке на берегу реки Оки, где-то между Калугой и Серпуховым.
К дедушке, Н.Н. Бессольцеву, коллекционеру старинных картин, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же её увидели новые одноклассники? Вот как об этом пишет автор повести: «Она была нескладным подростком, на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка.»
Конечно же, ребятам она не понравилась, и они прозвали её «Чучело». Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной.
В начале ноября в классе произошла история, которая продолжалась всего несколько дней, но перевернула жизнь многих людей.
На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим дети сорвали урок. Сбежав в кино.
Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна. Кто ей об этом рассказал? Да, Димка Сомов!
А когда ребят наказали и не пустили в Москву, они стали искать виноватого, «предателя».
Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем всё образуется. Но не тут-то было! Одноклассники объявили Лене бойкот. И как сказала одна из героинь-Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: «Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше общее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль – «Бойкот предателю!» И ребята сдержали слово, они объединились против Лены. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.
А теперь внимание на экран. (Сцена сожжения платья главной героини в фильме «Чучело», просмотр эпизода.)
К.Р. – Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма?
Что испытывали при этом её одноклассники?
Можете ли вы назвать их дружным классом? Хорошим коллективом? Почему?
Учащиеся – Нет, так как они объединились в жестокости, а не в добром деле.
К.Р. – Кто знает, как закончилась эта история? Кто помог Лене Бессольцевой?
Учащиеся – Дедушка, пожилой мудрый человек.
( Просмотр заключительного эпизода фильма «Чучело» )
К.Р. – Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги В.К. Железникова «Чучело».
«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «Чучело, прости нас»»
К.Р. – Как вы думаете, повториться ли подобная история в этом классе вновь?
Что сделала Лена Бессольцева для своих одноклассников?
Учащиеся – Она преподала им урок благородства, мужества, честности.
К.Р. – Стали ли ребята лучше или остались прежними?
Что их сплотило?
Откройте вновь конверт, лежащий у вас на столе, и напишите, каким должен быть класс, чтобы в нём никогда не произошла подобная история? Какие классные дела могут по-настоящему сплотить коллектив? Заполните таблицу- характеристику героев, которую вы видите на экране.
(Учащиеся пишут)
К.Р. – А закончить классный час мне хочется словами Ф.И. Тютчева:
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Сочувствие – умение сострадать, умение поставить себя на место другого человека. Подумайте, обладаете ли вы способностью сочувствовать, сострадать.
Героиня данной повести – девочка из другого города, некрасивая, но является ли это поводом для насмешек? Мы видим честного и смелого человека, который не побоялся взять вины другого на себя, хотя, возможно, в данном случае она и не была права. Но в описанной ситуации проявились лучшие черты её характера и худшие стороны ребят из класса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час “Быть белой вороной легко?”
Классный час “Быть белой вороной легко?” посвящен уникальным, “необычным” людям. Проведение такого часа общения с гимназистами шестого-седьмого классов мне кажется необходимым, потому что,...
классный час "Белая ворона"
Деловая игра для обучающихся 5-6 классов.Цели игры: 1) Дать понятие «белой вороны».2) Воспитание терпимого отношения к людям, не похожим на других.3) Сплочение коллектива...
Классный час «Быть белой вороной легко?..»
Классный час «Быть белой вороной легко?..»...
Классный час на тему "Не хочу быть белой вороной!", 7 класс
Классный час , 7 класс...
Классный час "Белая ворона в классном коллективе"
Классный час учит толерантности, помогает сплотить коллектив и наводит на размышления....
Классный час "Белая ворона"
Классный час "Белая ворона". По формированию нравственного отношения к людям, отличающимся от всех....
"Белая ворона, чёрная овца" разработка классного часа методическое пособие для классных руководителей
Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория...