Воспитательная программа в 6-м классе
рабочая программа (6 класс) на тему

Кнор Ольга Владимировна

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_6.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Карпинска

Классный руководитель:

Кнор О.В.

2010/11 уч. год

         

         Цель: воспитание здоровой, духовно развитой и творчески мыслящей личности через обновление и совершенствования содержания образования и воспитания.

    Задачи:

  1.  формировать коллектив и продолжить работу по его сплочению;
  2.  способствовать формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
  3. объединить родителей в команду;
  4.  изучать личность каждого ребенка, его индивидуальные особенности и способности;
  5. создавать условия для раскрытия детских способностей;
  6. формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственные позиции;
  7. проводить профилактику и коррекцию заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством упражнений; проводить инструктажи по технике безопасности по всем видам

    Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

  1. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами);
  2. Психологическая диагностика;
  3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями;
  4. Профилактическая работа;
  5. Коррекционно-развивающая работа;
  6. Аналитическая работа.

Организационная деятельность.

     Ознакомление педагогического коллектива и родителей учащихся с тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать через проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами.

Психологическая диагностика.

    Психологическая диагностика проводится с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки и ведущей репрезентативной системы. Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

- проконсультироваться у психолога, невропатолога.

- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.

- скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.

- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.

- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.

- развивать произвольность и умение развивать свое поведение .

Консультативная работа.

    Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к новой социальной ситуации в школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в шестом классе. Здесь мы говорим о том, какую помощь смогут оказать своим детям родители. Знакомим их с играми и упражнениями из “Семейной игротеки”, которые они могут выполнять вместе со своими детьми, а также с программой действий для родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни; с требованиями к уровню подготовки учащихся по основным учебным предметам; с нормативно-правовой документацией, регламентирующей права и обязанности родителей, с психогигиеническими требованиями к рабочему месту ребенка и отрабатываются режимные моменты.

    Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Профилактическая работа.

    Посещение уроков, наблюдение за детьми.

Коррекционно-развивающая работа.

    Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной жизни. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

Аналитическая работа.

    Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности учителя. Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в классе.

Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно

Еженедельно

В конце каждой четверти

В конце учебного года

  1. Контроль посещаемости.
  2. Контроль внешнего вида, сменной обуви и готовности к урокам.
  3. Организация питания.
  4. Работа с классным журналом.
  1. Проведение классных часов.
  2. Индивидуальная работа с детьми, консультации с родителями.
  3. Проверка дневников.
  1. Проведение классных родительских собраний.
  2. Сдача отчетов по успеваемости и посещаемости.
  3. Внеклассные и физкультурно-оздоровительные мероприятия вместе с родителями.
  4. Посещение неблагополучных семей.
  1. Проведение родительского собрания  по итогам года.
  2. Сдача отчетной документации.
  3. Заполнение личных дел.
  4. Ремонт классного кабинета.

Список класса

Мальчики                                                                                                      Девочки

1. Авхадиев Артем                                                                                         1. Арсеньева Владислава

2. Белевич Александр                                                                                    2. Борисова Кристина

3. Беспалов Евгений                                                                                      3. Бузыкина Екатерина

4. Елгин Дмитрий                                                                                          4. Глушкова Алена

5. Крижевских Денис                                                                                    5. Головина Анна

6. Кулачков Сергей                                                                                       6. Даудрих Александра

7. Махнев Александр                                                                                    7. Ильина Анжела

8. Махт Виталий                                                                                            8. Котегова Дарья

9. Першаков Сергей                                                                                      9. Лукьянович Дарья

10.Спиридонов Сергей                                                                                 10.Магель Анастасия

11.Сысоев Александр                                                                                   11.Просекова Анастасия

12.Чуйченко Данил                                                                                       12.Сальникова Наталья

                                                                                                                        13.Тер Лариса

                                                                                                                        14.Фердерер Дарья

Статданные по классу

На начало года – 26 человек

Девочек – 14

Мальчиков – 12

По годам рождения:

1996

1997

1998

1999

мальчики

1

5

5

1

девочки

-

-

13

1

итого

1

5

18

2

По языкам:

Немецкий язык – 13

Английский язык - 13

Занятость в кружках и секциях:

Хоккейный клуб «Спутник» - 5 человек

Туристический клуб «Алькор» - 10 человек

Музыкальная школа – 1 человек

Художественная школа – 2 человека

Бассейн – 3 человека

ДТШ – 1человек

Младший подростковый возраст (12-13 ЛЕТ)

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

    Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

    Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

    Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

“Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

    Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.

3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.

4. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.

5. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

    Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

    Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз (А. П. Краковский, 1970).

    Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).

Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

“эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

   В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

   Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность (Л. И. Божович, 1968). Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий” (Л. С. Выготский). Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. (Л. И. Божович, 1968).

    Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. И. Божович, 1968). Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

    Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

    На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

    Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль.

Мышление

    При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника.

Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого.

     В 12-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

    Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности у учащихся средних классов.

    Общее интеллектуальное развитие учеников, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, школьник демонстрирует низкий уровень языкового развития. При этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым, создавая у учителя представление о себе как о неспособном, “трудном” ученике.

    С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в системы.

Не формировать абстрактное мышление у подростков, значит не научить их по-настоящему мыслить, по сути, остановить их умственное развитие.

    Школьники, только начинающие учиться в средней школе, в связи с низким уровнем сформированности абстрактно-логического мышления уже с первых дней начинают испытывать значительные трудности в обучении, и, кроме того, у них может в связи с этим сформироваться стойкое отрицательное отношение к учению и интеллектуальной деятельности в целом.

    Целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления должно явиться основной задачей развития учащихся средней школы, начиная с младшего подросткового возраста.

В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

1. переоценка ценностей;

2. устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

    Противоречивость морального развития характеризуется следующим типичным проявлением: “Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и, в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.

    Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны” (А.Фрейд).

    В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Божович, 1968).

Самосознание

    “Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка” (Л. С. Выготский). В мышлении подростка открывается способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль.

Соответственно самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления.

    Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте — одна из самых динамично развивающихся психологических структур.

    Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

    Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков 12—13 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

    Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

    В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

    Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

    В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

    Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

    Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др.        Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

    Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

    Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной,что довольно редко встречается в этом возрасте, он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

    Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям...” и т. п.

    Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?” Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).

Отношения с родителями

    Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.

    Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, “поделиться собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.

    В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность

В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:

1. Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.

2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.

3. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.

4. В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.

    Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).

Отношение к сверстнику

    Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

    Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

    В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

    Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня — против меня”, а также — небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.

    Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12—13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14—15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

    Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

    В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

    Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.

    В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.

 

КРИЗИС 13 ЛЕТ

    Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания.

    Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания — пониженная самооценка. По многим критериям — “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. — в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3— 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

    Изменившаяся система мотивов и переживаний провоцирует разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

    К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и себя самого.

    Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер “борьбы с недостатками” оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия — опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.

Характеристика класса

     В  классе двадцать шесть учеников. Из них 14 девочек и 12 мальчиков. Класс вместе занимается шестой год, второгодников нет, новичков тоже нет. Коллектив сформирован. Дисциплина в классе хорошая, но порой приходится ее сдерживать на некоторых уроках.

     В классе есть 3 отличника (Бузыкина Екатерина, Махнев Александр, Махт Виталий), тринадцать учеников (Авхадиев Артем, Арсеньева Влада, Глушкова Алена, Головина Анна, Ильина Анжела, Котегова Даша, Крижевских Денис, Магель Настя, Сальникова Наташа, Спиридонов Сергей, Сысоев Александр, Тер Лариса, Фердерер Даша) успевают на «4» и «5». Пропуски уроков, конечно, присутствуют, но они большей частью по уважительной причине, есть в классе очень болезненные дети, которые периодически бывают на больничных.

    Класс дружный. Отношения между девочками и мальчиками дружелюбные.  Активно выступают во всех классных и школьных мероприятиях.  Не раз занимали призовые места во многих школьных мероприятиях и спортивных соревнованиях. Наиболее активны в классе Авхадиев Артем, Арсеньева Влада, Бузыкина Екатерина, Глушкова Алена, Крижевских Денис, Магель Настя, Махнев Саша, Спиридонов Сергей, Сысоев Саша, Тер Лариса.

     Есть в классе ребята, которые заслуживают особого внимания со стороны классного руководителя. Это Белевич Александр (пропуски уроков без уважительной причины, недисциплинированность на уроках и переменах, низкая успеваемость), Беспалов Евгений (пропуски уроков без уважительной причины, недисциплинированность на уроках и переменах), Борисова Кристина (пропуски уроков без уважительной причины, низкая успеваемость, склонность к бродяжничеству), Елгин Дмитрий (асоциальное поведение, пропуски уроков, гиперактивность), Кулачков Сергей (пропуски уроков без уважительной причины, недисциплинированность на уроках и переменах, низкая успеваемость) , Лукьянович Даша (опекаемая, пропуски уроков без уважительной причины), Просекова Настя (пропуски уроков без уважительной причины, склонность к бродяжничеству, низкая успеваемость), Сальникова Наташа (излишняя гиперактивность), Чуйченко Данил (пропуски уроков без уважительной причины, низкая успеваемость).

     Проводя опрос  в классе по занятости в кружках, выяснилось, что ребята посещают в основном кружки спортивные (хоккей, бассейн, бокс, туристический),  некоторые ребята ходят в художественную и музыкальную школы.

Актив класса выполняет все что положено и оказывает большую помощь классному руководителю.

     Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле - воспитании детей. Слова благодарности заслуживают Авхадиева Алла Валерьевна, Арсеньевы Алена Владимировна и Юрий Вячеславович, Бузыкины Наталья Валерьевна и Сергей Владимирович, Глушкова Елена Владимировна, Крижевских Наталья Владимировна, Магель Юлия Владимировна, Махнева Наталья Александровна, Махт Наталья Иосифовна, Сысоева Людмилм Вальтеровна.

Уровень воспитанности детей средний, проведено тестирование детей по этому вопросу на уровне школы.

     

Принципиальные позиции ученического самоуправления

- равноправие – все учащиеся класса имеют право голоса при принятии решения;

- выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;

- открытость и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся;

- самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;

- ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед классом.

СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ:

- ученическое самоуправление в классном коллективе;

- классное собрание;

- совет класса;

- рабочие органы самоуправления.

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ:

  1. учебный сектор
  2. культмассовый сектор
  3. спортивный сектор
  4. туристический сектор
  5. трудовой сектор
  6. информационный сектор + редколлегия
  7. правовой сектор

Основные функции органов ученического самоуправления

Учебный сектор отвечает за:

- создание условий для учебной деятельности школьников;

- сбор информации об учебном процессе;

- проверку домашнего задания и уровня подготовки к урокам;

- проверку сохранности учебников;

- проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов.

Культмассовый сектор отвечает за:

-подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников;

- проведение игр и конкурсов на вечерах;

- сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности.

Спортивный сектор отвечает за:

- подготовку и проведение спортивных соревнований;

Участие класса в городских и общешкольных спортивных соревнованиях;

Сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

Туристический сектор отвечает за:

- подготовку и проведение туристских соревнований;

- организацию тренировочных походов;

- сбор информации о достижениях учащихся класса в туризме.

Трудовой сектор отвечает за:

- организацию дежурства по классу;

- уборку классного кабинета в конце каждой четверти;

- проведение субботников и благотворительных акций.

Информационный сектор + редколлегия  отвечает за:

- работу классного уголка;

- выпуск классных стенгазет;

Подготовку заметок в школьную газету и на сайт школы;

- создание портфолио класса (фото-видеотеки класса).

Сектор правопорядка отвечает за:

- дежурство класса по школе;

- охрану порядка во время проведения вечеров;

- ознакомление учащихся с правилами поведения;

- осуществляет контроль за выполнением требований внутреннего распорядка школы.

План работы по секторам

I четверть

сектор

сентябрь

октябрь

Учебный

Проверка заполнения дневников

Исследование занятости учащихся класса в системе дополнительного образования

Проверка выполнения домашнего задания

Анализ успеваемости за первую четверть

Организация Олимпиады, марафона

Культмассовый

Подготовка и проведение Дня осеннего именинника

Посещение кукольного театра

Спортивный

Проведение Дня здоровья, организация подвижных игр

Подготовка и проведение соревнований между классами

Туристический

Составление плана работы кружка на год

Подготовка к городским соревнованиям по ориентированию

Городские соревнования по ориентированию

Отработка туристских навыков

Трудовой

Составление графика дежурства по классу

Каждая пятница – уборка класса

Организация генеральной уборки класса

Информационный

редколлегия

Составление графика дежурства по классу

Каждая пятница – уборка класса

Подготовка поздравления к Дню Учителя

Статья о жизни класса за первую четверть

Правовой

Беседа о правилах поведения, распределение зон дежурства по школе

Анализ пропусков за первую четверть без уважительной причины

II четверть

сектор

ноябрь

декабрь

Учебный

Организация контроля за сохранность учебников

Контроль выполнения домашнего задания

Контроль выполнения домашнего задания

Анализ успеваемости за первое полугодие

Организация интеллектуальных конкурсов

Культмассовый

Организация и проведение подготовки к общешкольным делам

Благотворительная акция «Подарок малышам»

Проведение Новогоднего вечера

Спортивный

Организация и проведение спортивных соревнований между классами

Подготовка и проведение классного часа «Закаливание организма – залог крепкого здоровья»

Туристический

Организация тренировочных выходов в лес

Проведение туристической эстафеты

Трудовой

Каждая пятница – уборка класса

Проведение акции «Спасем голодных пернатых!»

Организация генеральной уборки класса

Информационный

редколлегия

Подготовка заметок о делах класса в школьную газету и сайт школы

Выпуск стенгазеты «С Новым годом!»

Правовой

Беседы с правонарушителями порядка

Анализ пропусков за вторую четверть без уважительной причины

III четверть

сектор

январь

февраль

март

Учебный

Проверка заполнения дневников

Контроль выполнения домашнего задания

Контроль выполнения домашнего задания

Проверка сохранности учебников

Организация конкурсов и Олимпиад

Контроль выполнения домашнего задания

Анализ успеваемости за третью четверть

Культмассовый

Организация подготовки конкурса бального танца

Проведение классного часа к Дню защитника Отечества

Проведение вечера «Поздравляем милых мам!»

Спортивный

Проведение соревнований между классами

организация подготовки спортивного праздника к Дню защитника Отечества

Анкетирование учащихся «Отношение к здоровому образу жизни»

Туристический

Организация тренировочных выходов в лес на лыжах

Организация участия в городских соревнованиях по «Школе безопасности»

Отработка туристских навыков

Трудовой

Подкормка птиц

Организация и проведение благотворительной акции «Подарок ветеранам!»

Организация генеральной уборки класса

Информационный

редколлегия

Подготовка заметки в классный уголок о Рождестве

Выпуск поздравления к Дню защитника

Стенгазета к празднику

8 Марта

Правовой

Контроль за качеством дежурства по школе

Работа с учащимися «группы риска»

Анализ пропусков за третью четверть без уважительной причины

IV четверть

сектор

апрель

май

Учебный

Контроль выполнения домашнего задания

Проверка заполнения дневников и сохранности учебников

Организация конкурсов и Олимпиад

Контроль выполнения домашнего задания

Анализ успеваемости за год

Культмассовый

Подготовка и проведение Дня весеннего именинника, дня юмора

Проведение классного часа к Дню Победы

Спортивный

Проведение веселых стартов

Участие в эстафете к 9 Мая

Туристический

Соревнования по технике пешеходного туризма

Организация похода всем классом

Анализ работы туристического кружка

Трудовой

Проведение акции «Цветочная рассада»

Организация генеральной уборки класса, ремонт класса

Информационный

редколлегия

Подготовка заметок о жизни класса в школьную газету и сайт школы

Поздравление к Дню Победы

Правовой

Индивидуальные беседы с нарушителями порядка

Анализ пропусков за год без уважительной причины

Планируемые мероприятия

Аналитико-диагностическая деятельность

Спортивно-оздоровительная работа

Работа с семьей

Тематика классных часов

Внеклассные мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность

Свободное общение

Сентябрь

Блиц-опрос родителей «Готов ли ребенок  продолжать учебу в школе»

Индивидуальные бе седы

Осенний День здоровья.

Кросс наций.

Инструкции по ТБ

Городской турслет

Родительское собрание «Задачи на новый учебный год, выборы родительского комитета, планирование работы на год»

Организация дежурства в классе.

Распределение обязанностей.

Запись в кружки

Запись на Олимпиады и конкурсы

Экскурсия в лес.

Октябрь

Анкетирование для учащихся «Чему бы я хотел научиться в 6 классе»

Индивидуальные бе седы

Городские соревнования по футболу.

Городские соревнования по ориентированию.

Семейные проекты «Наша родословная»

Родительское собрание по итогам четверти.

Беседа «Один за всех и все за одного».

Безопасная дорога в школу.

Участие в поздравлении пожилых людей.

Участие в празднике День учителя.

Участие в VII Олимпиаде УрФО

Посещение кукольного театра

Ноябрь

Практикум  «Путешествие по морю любимых занятий»

Индивидуальные бе седы

Поход выходного дня

Посещение трудных семей совместно с родительским комитетом.

Беседа «Ежели вы вежливы».

Классный час «Мы выбираем здоровье».

Изготовление подарков для малышей.

Вокальный конкурс.

Русский медвежонок.

Коллективный просмотр кинофильма.

Декабрь

Анкетирование учеников и родителей «Удовлетворенность классом и школой»

Индивидуальные бе седы

Лыжная прогулка.

Инструкции по ТБ

Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка»

Символы Российского государства.

Классный час «Правильное питание»

Урок мужества

Конкурсы «Лучшая новогодняя игрушка»,

Выпуск новогодней стенгазеты.

Утренник «Новогодняя сказка»

Британский Бульдог.

Олимпиада УрФО

Новогодний огонек.

Экскурсия в зимний парк.

Январь

Психологическая игра «Кто на свете всех милее»

Индивидуальные бе седы

Зимний День здоровья.

Участие в спортивных соревнования (по плану школы)

Родительское собрание

«Почему ребенок ведет себя плохо».

«Каким я хочу видеть своего друга».

Встреча с людьми разных профессий.

Ремонт книг

Конкурс бальных танцев

Лыжная прогулка.

Февраль

Определение эмоционального благополучия учащихся.

Индивидуальные бе седы

Катание с гор на санках.

Участие в спортивных соревнования (по плану школы)

Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня.

День Защитника Отечества.

Мой край родной

Покормите птиц зимой

Поздравление ветеранов ВОВ и локальных войн

Золотое руно

Чаепитие с папами

День именинника

Март

Методика «Автопортрет»

Индивидуальные бе седы

Участие в спортивных соревнования (по плану школы)

Выпуск стенгазеты о классной жизни

Когда огонь враг.

Азбука пешехода.

Концерт для мам.

Праздник Масленицы.

Кенгуру

Чаепитие с мамами

Конкурс на лучшего снеговика.

Апрель

Исследование условий развития личности учащихся

Индивидуальные бе седы

Спортивные соревнования.

Городские соревновании по технике пешего туризма.

Веселые старты.

Инструкции по ТБ

Родительское собрание «Как правильно распределить силы ребенка».  Итоги III четверти.

Если друг оказался вдруг…

Россия, мы твои дети!

Дорога в космос.

Олимпиада УрФО

День смеха – шутки, конкурсы.

Май

Анкетирование «Удовлетворенность жизнедеятельностью класса и школы»

Индивидуальные бе седы

Весенняя легко- атлетическая эстафета.

Родительское собрание «Итоги учебного года»

Памяти павших будьте достойны!

У войны не детское лицо

Митинг у обелиска Славы.

Поход выходного дня

23

Resource id #952

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ

Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа.   Создание в 10  клас...

МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ

Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа.   Создание в 10  клас...

Воспитательная программа для 5-9 классов

Воспитательная программа содержит разделы: актуальность, цель и задачи   программы, концептуальные основы программы, характеристика нового содержания программы, этапы реализации, работа...

Воспитательная программа для 5-9 класса

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог....

Воспитательная программа "Школа жизни" (9 класс)

               Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека ...

Воспитательная программа для 6-8 класса.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало ...

Воспитательная программа для учащихся 7 класса «Я - Семиклассник»

На рубеже 20-21 веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономическое и политическое реформирование, кризис социальной системы, обострение международной политической ситуации, социал...