Технологическая карта урока в 11 классе "Окислительно-восстановительные реакции в органической химии"
план-конспект занятия по химии (10, 11 класс)
Данная технологическая карта урока посвящена теме "Окислительно-восстановительные реакции в органической химии" для 11 класса. Урок направлен на актуализацию знаний учащихся в подготовке к ЕГЭ по химии. В процессе обучения используются современные цифровые образовательные ресурсы, в частности, "Мобильное электронное образование", что позволяет повысить вовлеченность и интерес студентов к изучаемому материалу. Урок включает в себя различные формы работы: теоретическое объяснение, практические задания и интерактивные элементы, что способствует глубокому усвоению темы и развитию критического мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_osmakova.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по химии 11 класс
учителя химии Осьмаковой Анастасии Викторовны
школа МБОУ «СОШ №6» г. Сосновый Бор
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции в химии.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цели урока: обобщение знаний обучающихся и подготовка к олимпиадам и экзаменам.
Задачи
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся об окислительно – восстановительных реакциях; закрепить умения учащихся в составлении уравнений окислительно – восстановительных реакций
- выработать умения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций
- выработать умения по определению окислителя и восстановителя
- формирование химически грамотной личности, готовой к жизнедеятельности в постоянно меняющейся среде, дальнейшему образованию и самообразованию.
Развивающие:
- развивать аналитическое логическое мышление учащихся, умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученной новой информации;
- побуждать учащихся к самостоятельному выдвижению личных умозаключений, предположений, поддерживать их стремление находить правильные пути в решении проблемных ситуаций;
- развивать практические умения и навыки учащихся;
- развивать способности обучающихся к осмысленному чтению и умению делать выводы на основе научной информации, полученной при работе с учебной и дополнительной литературой;
- развивать умение учащихся выделять наиболее важные значимые сведения в изучаемом учебном материале;
- развивать коммуникативные способности обучающихся.
Воспитательные:
- способствовать формированию в сознании учащихся активной гражданской позиции в потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- способствовать формированию толерантного поведения в коллективе;
- формировать основы научного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения
-закрепить знания о переходе электронов при различных изменениях степени окисления элементов и расставлении коэффициентов методом электронного баланса в окислительно-восстановительных уравнениях.
- совершенствовать приобретённые навыки работы с химическими веществами и оборудованием;
-планировать учебные шаги при решении каждого задания.
-познакомиться с применением окислительно-восстановительных реакций в повседневной жизни.
Формирование УУД
Личностные:
- готовность учащегося к выполнению установленных в образовательном учреждении норм, правил и требований к учебному процессу;
- умение строить равноправные уважительные отношения с товарищами;
- развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления важности изучаемого материала;
- умение аргументированно определять личное отношение к отдельным изучаемым вопросам темы урока.
Регулятивные:
- целепологание: на основе темы урока, а также уже имеющихся знаний и жизненного опыта определять и ставить перед собой учебные задачи;
- составлять план и определять последовательность своих действий для решения поставленных задач;
- адекватно оценивать правильность своих действий, вносить при необходимости в них коррективы;
- сравнивать собственные полученные результаты с истинным эталоном, давать оценку своим познавательным действиям;
- готовность к участию и умение выполнять краткосрочные тематические проекты.
Коммуникативные:
- умение учитывать и уважать мнения и позиции других участников учебного процесса;
- умение формулировать и тактично отстаивать свою позицию, соотносить её с мнением и позицией своих товарищей;
- умение вырабатывать и принимать решения для совместных действий;
- аргументировать и отстаивать свою позицию, уметь спорить, тактично критиковать мнение других;
- уметь выстраивать в процессе учебной деятельности свои взаимоотношения с учителем, сверстниками;
- коллективно планировать общие действия в учебной деятельности;
- вырабатывать умение сотрудничать, кооперироваться, интегрироваться в учебном коллективе;
- умение вести монолог и диалог в рабочей группе;
- брать на себя ответственность лидера, а также выстраивать равноправные отношения с товарищами.
Познавательные
- умение осмысленно работать с различными источниками научных знаний: учебник, научная литература, справочники, интернет ресурсы;
- осуществлять поиск и извлекать нужную информацию из различных источников знаний;
- уметь выделять главные мысли, делать выводы, составлять планы, тезисы и конспекты на основе полученной научной информации;
- уметь решать проблемные ситуации на основе имеющихся и приобретаемых знаний;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса;
- находить наиболее рациональные, эффективные способы и пути решения задач, поставленных проблемных ситуаций;
- приобретать навыки исследовательских действий;
- правильно строить собственную научную речевую и письменную информацию на основе научной терминологии
Оборудование: Компьютер; интерактивная доска; мультимедиа проектор, планшеты, выход в сеть Интернет, обучающая платформа МЭО, папки с раздаточным материалом.
Тип урока по дидактической цели: урок комплексного применения знаний и умений.
Форма проведения урока: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные | |||||
1 | Организация начала урока | Создание психологической атмосферы, подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой ритм урока, совместное формулирование цели и задач урока. | Приветствие, проверка готовности к уроку, отметить отсутствующих. | Приветствие учеников | Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу | Регулятивные Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации. | |||||
2 | Мотивация учебной деятельности (создание проблемной ситуации) | подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое | Сегодня мы с вами перевоплотимся из обычных школьников, находящихся в обычной аудитории, в работников научно-исследовательского центра. Каждый из вас будет играть важную роль в своей группе. Сейчас я предлагаю вам распределить роли в группе согласно должностным инструкциям, которые есть у вас на партах. Отлично! Теперь перейдем к самому главному. В нашем научно-исследовательском центре сегодня будет разыгрываться приз. Получит его та группа, которая правильнее и быстрее всех выполнит все задания, а также даст верное решение технического задания. Ответ на это задание вы сможете дать в конце нашего занятия. Приступаем… | Вступительное слово учителя, диалог с учениками. | Слушают учителя Отвечают на вопросы. Предлагают варианты. Распределяют роли. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | |||||
3. | Актуализация знаний учащихся | Совместное формулирование цели и задач урока | Посмотрите на формулы, написанные на доске. Что это за вещества? Что их может объединять? Учитель слушает ответы учащихся. При необходимости направляет на правильный ответ. Да, совершенно верно. Эти вещества являются участниками оксислительно-восстновительных реакций. Вспомним, кто такие окислители и восстановители. Какие примеры можете привести? Ответы учащихся. Молодцы. Давайте подумаем, как можно назвать тему сегодняшнего урока? Ответы учащихся. Правильно. Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции в химии». В частности мы поговорим про органические вещества. Тогда какая же будет у нас сегодня цель? Ответы учащихся. Учитель с классом формирует цель занятия. У каждого цеха на столах находятся индивидуальные рабочие папки (ИРП) и планшеты. В них вы можете найти задания с критериями оценивания ваших знаний. В конце урока, рассчитав сумму полученных баллов, вы сможете определить по диаграмме ваш уровень знаний по теме «ОВР в органической химии» В ходе работы ваших научно-исследовательских групп вы повторите такие понятия: 1. Степень окисления углерода в органических соединениях. 2. Окислительный ряд органических веществ. 3. Составление ОВР | Диалог с учениками. | Формулировка темы урока, целей. Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные умение, отвечать на вопросы учителя Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | |||||
4. | Первичное закрепление (в знакомой ситуации; в изменённой ситуации). | Применение учащимися и способов действий | Основная особенность ОВР в органической химии в определении степени окисления углерода в органических веществах. Давайте вспомним, каким образом это делается. Учитель вместе с учащимися вспоминает алгоритм и разбирает несколько примеров на доске. Степень окисления любого атома углерода равна алгебраической сумме чисел всех его связей с атомами более электроотрицательных элементов (O, N, Cl, S и т.д.), учитываемых со знаком «+», и числа связей с атомами водорода, учитываемых со знаком «-». Для определения степени окисления углерода удобно использовать структурные формулы веществ. При, этом стрелкам указывают смещение общей электронной пары к атому с большей электроотрицательностью. Сейчас мы с вами выполним первое задание, которое приблизит вас к ответу на технологическое задание. Для этого необходимо открыть в ваших планшетах Задание с открытым ответом «Работаем со степенью окисления органических веществ». Ваша задача за ограниченное время – 3 минуты, расставить степени окисления углерода в представленных соединениях. Ответы вы присылаете мне после звукового сигнала. Для этого вам просто нужно прикрепить свой ответ в виде фотографии. Готовы? Время пошло. 8 баллов. Для того чтобы закрепить знания ребята работают с заданиями по определению степени окисления с помощью платформы МЭО. После истечения времени учитель получает ответы учащихся в своем аккаунте. Проверка полученных результатов, в ходе чего выясняется, все ли научились, этому действию. При наличии затруднений учитель объясняет принцип определения ещё раз. Отлично, мы справились с первым заданием. Я посчитаю баллы каждой группы и выставляйте их в специальную графу. Давайте подумаем, отчего может зависеть склонность органических веществ к окислению? Ответы детей учитель в виде тезисов отмечает на доске. Верно. Повышенная склонность органических соединений к окислению обусловлена наличием в молекуле веществ: 1) кратных связей (именно поэтому так легко окисляются алкены, алкины, алкадиены); 2) определенных функциональных групп, способных легко окисляться ( –-SH, –OH (фенольной и спиртовой), – NH2 ; 3) активированных алкильных групп, расположенных по соседству с кратными связями. Например, окисление толуола до бензойной кислоты перманганатом калия в кислой среде. Генетическая связь между классами органических соединений представляется здесь как ряд окислительно – восстановительных реакций, обеспечивающих переход от одного класса органических соединений к другому. Ваше второе исследование, которое приблизит вас к верному решению. Не забывайте, что есть мягкое окисление и жесткое окисление. Ваша задача восстановить генетический ряд органических веществ. Для этого вам потребуется клей, маркер и карточки с названием классов соединений, которые находятся в ваших папках. Время выполнения – 4 минуты. В это время учитель проверяет первое задание и выставляет баллы. Итак, время окончено. Перед тем, как я соберу ваши схемы, давайте посмотрим на верный вариант. Правильный вариант схемы показан на слайде. Учитель вместе с учащимися проговаривает верный ответ. ДИАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Ваша задача правильно осуществить превращения. И для ОВР написать электронный баланс. Время ограничено – 4 минуты. Переходим снова к вашим планшетам и открываем задание с открытым ответом «Работаем с уравнениями реакций органических веществ». Ответ вы также прикрепляете в виде фотографии. В условии задания есть несколько примеров. В случае затруднения вы можете обратиться к ним. После выполнения задания проверить ответы. Поставить баллы. | Рассказывает, задает вопросы. | - работают с разными источниками информации - слушают, наблюдают, отвечают на вопросы, активно участвуют в беседе и делают записи в р - фиксируют итоги работы | Коммуникативные вступают в учебный диалог с учителем умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе формулируют собственные мысли высказывают и обосновывают свою точку зрения Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность | |||||
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Выполнение заданий на усвоение главного в новой информации | А сейчас закрепим материал, выполнив технологическое задание. Для того чтобы дать ответ на это задание вам также нужно будет прикрепить фотографию правильного ответа в задании «Ключевой вопрос». Время решения до 5 минут.
После того, как ученики выполнили задание, учитель открывает правильный ответ. После проверки считается сумма баллов за все занятие. В это время учащимся предлагается посмотреть интерфейс платформы МЭО. А начальник группы оценивает работу каждого участника группы. | Диалог с учениками | Записывают свои ответы в ИРП аргументируют их. | Коммуникативные: Регулятивные Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; | |||||
6 | Подведение итогов урока, рефлексия | Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами | Учитель подводит итоги работ групп. Озвучивает ту группу, которая набрала большее количество баллов. Вручает приз победившей группы. Посмотрите сумму баллов и определите по шкале, в какую категорию вы себя сможете отнести. Добились ли мы сегодня с вами поставленных целей? Учащиеся закрепляют магниты в специальную таблицу на доске. Магниты соответствуют цветам в шкале расчетов баллов. В конце урока можно сделать вывод об усвоении материала в целом. | Предлагает ответить и оценить свою работу. | Отвечают и оценивают свою работу. | Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности | |||||
8 | Информация о домашнем задании | Домашнее задание: Осуществить УХР. Задания уже отправлены в вашу группу, а также вы можете скачать его использую QR-код (находится в ИРП) | Комментирование задания | Запись домашнего задания |
Ресурс:
Образовательная платформа «Мобильное электронное образование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока как современное средство повышения эффективности обучения химии в соответствии с требованиями ФГОС
Основой образовательных стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности образованной, работоспособной, коммуникабельной, умеющей формулирова...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...
Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).
Технологическая карта урока « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени" была разработана ...
Технологическая карта урока по физике "Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации." для 11 класса
Тема. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации.Класс: 11Раздел: Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра.Цель урока: создание условий по самостоятельн...
Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Предмет: биологияКласс: 5Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок. (Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издат...