Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предмет: биология
Класс: 5
Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок.
(Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издательство «Дрофа»)
Тема урока: «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний о химическом составе клетки.
Задачи:
Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
Активизация знаний о роли химических веществ для нормального функционирования организма.
Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Техники и технологии:
Смысловое чтение, элементы технологии РКМЧП, технология системно-деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse_po_teme_himicheskiy_sostav_kletki.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок.
(Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издательство «Дрофа»)
Тема урока: «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Учитель: Родин В.А.
Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний о химическом составе клетки.
Задачи:
- Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
- Активизация знаний о роли химических веществ для нормального функционирования организма.
- Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умения определять классификацию веществ в клетке и их роль;
- формировать понимание общности химического состава клеток всех живых организмов;
- осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами;
- участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы
Личностные:
- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Техники и технологии:
Смысловое чтение, элементы технологии РКМЧП, технология системно-деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Ресурсы:
- учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2020 г.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, СД диск, лабораторное оборудование: семена подсолнечника, картофель, мука, кусочки марли и бумаги, раствор йода, пипетка, салфетка.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся. Настраивает на успешную работу на уроке. | Приветствуют учителя. |
| Планирование учебного сотрудничества. | |||
2 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Проводит инструктаж по выполнению теста с использованием СД диск Обращает внимание на лист самоконтроля. | Использует СД диск для проверки знаний, выбирая правильный ответ. | Развитие познавательного интереса к решению познавательных задач по биологии.
| Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта | Умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Устное диагностическое оценивание |
3 | Создание проблемной ситуации | Прием «Вызов» Прошу мне ответить без всякой заминки: Ракета сложней или проще травинки? Вы скажите сразу: ракета сложнее, Она и нужнее, она и важнее. Она состоит из миллиона деталей, Ее миллион человек собирали, Тогда вам услышать, быть может, в новинку, Что сделать нельзя полевую травинку. Верней, для травинки найдутся детали, Но вы соберете травинку, едва ли… Вам даже не сделать пустячной соринки- Кусочка от этой зеленой травинки….. Выходит, травинка сложней, чем ракета. Как просто все это! Как сложно все это! Предположите, как это стихотворение связано с темой которую нам предстоит изучить О чем пойдет речь на уроке биологии? | Учащиеся высказывают свое мнение | Формирование познавательного интереса к уроку. | Формирование планирования своих знаний по данной проблеме | Строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей | Формировать навыки учебного сотрудничества | Формирующее оценивание |
4 | Постановка учебной задачи. Постановка учащимися цели | Ребята, скажите пожалуйста, из чего состоят все живые организмы? (из клеток) Верно! А кто из вас знает из чего состоят клетки живых организмов? Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? Учитель слушает ответы ребят, вносит коррективы, выбирает наиболее верный ответ | Отвечают на заданные вопросы Предположения по поводу изучаемой темы. Постановка цели | Установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы, цели урока. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | Устное диагностическое оценивание |
5 | Изучение новых знаний и способов деятельности | Проверьте правильность своих догадок. Найдите параграф 8 в учебнике. Прочитайте название параграфа, запишите тему урока в тетрадь. "Химический состав клетки" 1. Рассмотрите таблицу в учебнике на странице 41, ответьте на вопрос на какие две группы делят ученые вещества? Ответ: (неорганические, органические) Верно! 2. Составьте в тетради кластер. Приложение 1 На столах лежат объекты в которых можно обнаружить химические вещества. А почему нет нуклеиновых кислот? 3. Слово учителя: А сейчас ребята мы с вами докажем, что в клетках действительно содержатся органические вещества жиры и белки. Поработайте в группе. Мы откроем нашу виртуальную лабораторию в CDДиске. Найдите лабораторную работу "Крахмал и жиры в клетках растений" | Записывают в тетрадях тему урока. 1.Рассматривают таблицу в учебнике. Отвечают на вопрос учителя. Хрустальная сова достанется тому, кто будет ближе всех к идее о разнообразие веществ, входящих в состав живого 2. Составляют кластер 3. Формируют группы. Выполняют лабораторную работу. | Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал. | Осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу. | Выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Формирующее устное оценивание |
6 | Физкультминутка | Выполняют упражнения | Снятие утомляемости | |||||
7 | Обобщение и систематизация знаний | Внимательно рассмотрите результаты опыта с йодом в виртуальной лаборатории. Используя слова для вставки "отсутствует", "присутствует" запишите правильные ответы в электронном диске Зеленый цвет - ответ верный. Запишите свой результат в карточку самоконтроля (Приложение) Учитель проверяет правильность выполнения заданий в лабораторной работе, используя СД диск. | Выполняют задание. Результат записывают в лист самоконтроля. Называют правильные ответы. | Мотивировать свои действия | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Умение анализировать и делать вывода в практической деятельности. | Умение четко формулировать ответ на поставленный вопрос | Формирующее оценивание |
8 | Рефлексия | Дополните фразы 1.Меня сегодня на уроке удивило……. 2. Я задумался о…… 3. Я обратил внимание на…. 4. Мне было скучно | Заполняют фразы Ученики в беседе осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Повышение внутренней мотивации | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала | Умение ориентироваться в своей системе знаний | Умение слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свой ответ | Самооценивание Итоговое оценивание |
9 | Домашнее задание | Объясняет дифференцированное домашнее задание. § 8, стр. 40-42, вопросы 1-4 | Записывают домашнее задание. | Оценивание усваиваемого содержания. | постановка учебной задачи с учетом конечного результата |
Приложение №1
Приложение №2
Карточка самоконтроля
Ф.И. |
Тест. Напиши количество верных ответов. |
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" Напиши количество верных ответов. |
Карточка самоконтроля
Ф.И. |
Тест. Напиши количество верных ответов. |
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" Напиши количество верных ответов. |
Карточка самоконтроля
Ф.И. |
Тест. Напиши количество верных ответов. |
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" Напиши количество верных ответов. |
Карточка самоконтроля
Ф.И. |
Тест. Напиши количество верных ответов. |
Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" Напиши количество верных ответов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"
Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урокВ условиях профильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок для разновозрастной гру...
11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"
Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....
Электролиз неорганических и органических веществ.
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявле...
Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»
Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...
Конспект урока «Гидролиз неорганических и органических веществ (11класс)»
Конспект урока по теме....