Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Родин Владимир Андреевич

Предмет: биология

Класс: 5

Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок.

(Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издательство «Дрофа»)

Тема урока: «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний о химическом составе клетки.

Задачи:

  • Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.

  • Активизация знаний о роли химических веществ для нормального функционирования организма.

  • Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.Тип урока: Урок «открытия» нового знания

    Техники и технологии:

    Смысловое чтение, элементы технологии РКМЧП, технология системно-деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  биология

Класс:  5

Место урока в  программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок.  

(Программа  В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издательство «Дрофа»)

Тема урока:  «Химический  состав  клетки: неорганические и органические вещества»

Учитель:  Родин В.А.

Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний о химическом составе клетки.

Задачи:

  • Формирование  знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
  • Активизация знаний о роли химических веществ для нормального функционирования организма.
  • Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • формировать умения определять классификацию  веществ  в клетке и их роль;
  • формировать понимание общности химического состава клеток всех живых организмов;
  • осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма.
  1. Метапредметные:
  2.   Регулятивные УУД:
  • организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

   Коммуникативные УУД

  •  планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами;
  • участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы

  Личностные:

  • потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Техники  и технологии:

Смысловое  чтение, элементы технологии РКМЧП,  технология системно-деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Ресурсы: 

  • учебник:  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2020 г.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, СД диск, лабораторное оборудование: семена подсолнечника, картофель, мука, кусочки марли и бумаги, раствор йода, пипетка, салфетка.

п/п

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Настраивает на успешную работу на уроке.

Приветствуют учителя.

 

Планирование учебного сотрудничества.

2

Актуализация субъективного опыта учащихся

Проводит инструктаж по выполнению теста с использованием СД диск

Обращает внимание на лист самоконтроля.

Использует СД диск для проверки знаний, выбирая правильный ответ.

Развитие познавательного интереса

к решению познавательных задач по биологии.

 

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта

Умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Устное диагностическое оценивание

3

Создание проблемной  ситуации

Прием  «Вызов»

Прошу  мне ответить без всякой  заминки:

Ракета  сложней или проще  травинки?

Вы скажите  сразу: ракета  сложнее, Она  и нужнее, она и важнее.

Она состоит  из миллиона  деталей, Ее  миллион человек собирали, Тогда вам услышать, быть  может,  в новинку,

Что  сделать  нельзя полевую травинку.

Верней, для  травинки  найдутся  детали,

Но вы соберете  травинку, едва ли…

Вам  даже  не сделать пустячной соринки-

Кусочка  от этой  зеленой  травинки…..

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как  просто  все это! Как сложно  все это!

Предположите, как это стихотворение связано  с темой которую  нам предстоит   изучить

О чем пойдет речь  на уроке биологии?

Учащиеся  высказывают  свое  мнение

Формирование познавательного интереса  к уроку.

Формирование  планирования своих  знаний по данной  проблеме

Строить логические  рассуждения с установлением причинно-следственных  связей

 Формировать навыки учебного

сотрудничества

Формирующее оценивание

4

Постановка учебной задачи.

Постановка учащимися цели
 урока как собственной учебной задачи.

Ребята, скажите пожалуйста, из чего состоят все живые организмы?

(из клеток)

Верно!

А кто из вас знает из чего состоят клетки живых организмов?

Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель слушает ответы ребят, вносит коррективы, выбирает наиболее верный ответ

Отвечают на заданные вопросы

Предположения по поводу изучаемой темы. Постановка цели

Установление  связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы,  цели урока.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Устное диагностическое оценивание

5

Изучение новых знаний и способов деятельности 

Проверьте правильность своих догадок. Найдите параграф 8 в учебнике. Прочитайте название параграфа, запишите тему урока в тетрадь.

"Химический состав клетки"

1. Рассмотрите таблицу в учебнике на странице 41, ответьте на вопрос на какие две группы делят ученые вещества?

Ответ:

(неорганические, органические)

Верно!

2. Составьте в тетради  кластер.

Приложение 1 

На  столах  лежат объекты в которых  можно обнаружить  химические  вещества. А  почему  нет нуклеиновых  кислот?

3. Слово учителя:

А сейчас ребята мы с вами докажем, что в клетках действительно содержатся органические вещества жиры и белки.

Поработайте в группе. Мы откроем нашу виртуальную лабораторию в CDДиске. Найдите  лабораторную работу "Крахмал и жиры в клетках растений" 

Записывают в тетрадях тему урока.

1.Рассматривают таблицу в учебнике. Отвечают на вопрос учителя.

Хрустальная  сова достанется тому, кто будет  ближе  всех  к идее о разнообразие  веществ, входящих в состав живого

2. Составляют

кластер

3. Формируют группы. Выполняют лабораторную работу.

Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал.

Осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу.

Выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Формирующее устное оценивание

6

Физкультминутка

Выполняют  упражнения

Снятие  утомляемости

7

Обобщение  и систематизация  знаний

Внимательно рассмотрите результаты опыта с йодом в виртуальной лаборатории. Используя слова для вставки "отсутствует", "присутствует"  запишите правильные ответы в электронном диске

Зеленый цвет - ответ верный.

Запишите свой результат в карточку самоконтроля (Приложение)

Учитель проверяет правильность выполнения заданий в лабораторной работе, используя СД диск.

Выполняют

задание.

Результат записывают в лист самоконтроля.

Называют правильные ответы.

Мотивировать  свои  действия

Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Умение анализировать и делать  вывода в практической  деятельности.

Умение  четко формулировать ответ  на поставленный вопрос

Формирующее оценивание

8

Рефлексия

Дополните фразы

1.Меня  сегодня  на уроке  удивило…….

2. Я   задумался  о……

3. Я  обратил  внимание  на….

4. Мне  было  скучно

Заполняют  

фразы

 Ученики в беседе осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Повышение внутренней мотивации

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала

Умение ориентироваться в своей системе знаний

Умение слушать и понимать речь других.

Умение аргументировать свой ответ

Самооценивание

 Итоговое оценивание

9

Домашнее задание

Объясняет дифференцированное домашнее задание.

§ 8, стр. 40-42, вопросы 1-4

Записывают домашнее задание.

Оценивание усваиваемого содержания.

постановка учебной задачи с учетом конечного результата

Приложение №1

Приложение №2

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" 

Напиши количество верных ответов.

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" 

Напиши количество верных ответов.

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" 

Напиши количество верных ответов.

Карточка самоконтроля

Ф.И.

Тест. Напиши количество верных ответов.

Лабораторная работа "Крахмал и жиры в клетках растений" 

Напиши количество верных ответов.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"

Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урокВ условиях профильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок для разно­возрастной гру...

11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"

Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....

Электролиз неорганических и органических веществ.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявле...

Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...

Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»

Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...

Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).

Технологическая карта урока  « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени"    была разработана  ...