Технологическая карта урока «Физические явления. Химические реакции», 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии по теме:
«Физические явления. Химические реакции»
Класс: 8
Ф. И. О. учителя: Иванова Елена михайловна
Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить опорные знания понятий "химия", "вещество", "свойства вещества";
- обеспечить восприятие и осмысление понятий "физическое явление ", "химическое явление (реакция)", "признаки химических реакций";
- формировать умение проводить экспериментальное исследование, анализировать его ход и результат, вырабатывать практические навыки работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности;
- сформировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека.
Развивающие:
- развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений;
- развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторной работы.
Воспитательные:
- воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
- воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;
- подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения проблемы;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД
- формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
- анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;
- на основании результатов эксперимента формулировать выводы.
Коммуникативные УУД
- планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- формулировать и аргументировать свое мнение.
Тип урока: урок открытия новых знаний (изучения нового материала).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология
Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки - инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), химическое оборудования для выполнения лабораторных опытов.
УМК: Химия. 8 класс. Учебник-навигатор. ФГОС. Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.- М.:Дрофа, 2014.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся к уроку | ||
Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. | Проверка рабочих мест, готовятся к уроку. | Личностные: формирование личностного смысла обучения. Регулятивные: готовятся к началу урока. Коммуникативные: используют речевые средства общения. |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения | ||
Актуализация знаний. Организует повторение понятий “химия”, “вещество”, “свойства веществ”. Давайте с вами вспомним, что изучает наука химия? Что такое свойства веществ? На какие две группы можно разделить свойства веществ? Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас, можно разделить на физические и химические? | Дают определение понятиям, описывают физические свойства вещества. Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других. Физические и химические. Формулирование ответов (да, нет, возможно).
Учащиеся выдвигают гипотезы: | Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, выделение того, что уже пройдено. Коммуникативные: умение давать определение понятиям, описывать свойства веществ; воспроизводить и фиксировать затруднения Регулятивные: формулируют ответ, осуществляют целеполагание. |
Давайте посмотрим несколько слайдов. Слайды презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда, плавление металла. Что мы можем найти общее на этих картинках? Давайте посмотрим ещё несколько слайдов. Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока. Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений? Создание проблемной ситуации Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии? | 1) По первым слайдам презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда – это физические явления. 2) По следующим слайдам презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока - к физическим явлениям не относятся (химические). 3) делают вывод, что для ответа на вопросы знаний недостаточно. Делают умозаключения, сравнения, выводы. Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания) | |
III. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения, подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока | ||
Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать? Какова цель нашего урока? | Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: “Физические явления. Химические реакции”. Определяют цель урока: выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций. | Познавательные (общеучебные): постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации | ||
Составим последовательность наших шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися). | 1. Вспомнить, всё, что вы уже знаем по этой теме из физики, природоведения, из жизни. 2. Выяснить, что такое физические и химические явления. 3. Охарактеризовать признаки отличия этих явлений друг от друга. | Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности. Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество. |
V. Этап реализации построенного проекта. Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий | ||
Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны разделиться на 5 групп. Каждая группа получает инструктивную карту с описанием того, что вы должны сегодня на уроке выполнить. Но прежде всего, давайте с вами вспомним правила работы в группе (слайд) Задание № 1: Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу. (Происходит обсуждение вопросов в группах, результат заносится в тетрадь). | Работают с текстом учебника, анализируют информацию, заполняют таблицу. Явления Физические явления Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма. Изменение агрегатного состояния, формы. Химические явления Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ. Изменение окраски; | Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование; логические – анализ. Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. |
По окончании заполнения таблицы проверяем правильность её заполнения на доске. Заранее подготовить признаки и примеры явлений для оформления таблица на доске в распечатанном виде. Признаки: вещество не изменяется, образуется новое вещество, меняется форма, меняется агрегатное состояние, изменение цвета, образование осадка, образование газа, появление запаха. Примеры: плавление парафина, испарение воды, таяние снега, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев. Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует) | Работа учащихся у доски. От каждой группы приглашается к доске учащийся и выполняет задание. Явления Физические явления Изменение агрегатного состояния, формы. Плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега. Химические явления Изменение окраски; | Регулятивные: умение исправлять ошибки. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание; логические – синтез (достраивание информации). Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия | ||
Задание №2. На примере конкретных химических реакций рассмотрим признаки. (Напомнить правила по технике безопасности). Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между членами групп.) | По инструктивным картам по группам выполняют лабораторные опыт, фиксируют в инструктивной карте наблюдаемые явления, делают вывод. Обсуждают результаты и сверяют их с эталоном. (слайд). | Регулятивные: планирование последовательности действий. Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. |
Во время проверки на каждый пример необходимо задать вопрос: А где подобные признаки реакции можно видеть в нашей повседневной жизни? Какую роль играют физические и химические явления в жизни человека? Особое внимание уделите 5 опыту. Как доказать, является ли взаимодействие кислоты и щелочи химической реакцией? | - бутылка с минеральной водой, мама окрасила волосы, сода и уксус - для теста.
Ответы учащихся. Использование индикатора. |
|
VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону. Цель: исполнительная рефлексия | ||
Задание №3: В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестом “Физически и химические явления” После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга. | Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат. | Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить. |
VIII. Этап включения в систему системы знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. | ||
Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания: 1 уровень: параграфы 24-25, выучить определения, стр.105 упр.2,4; стр.108 упр.1,2,4. 2 уровень: параграфы 24-25, составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. 3 уровень: параграфы 24-25, мини-проект “Физические и химические явления в повседневной жизни” | Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности. | ||
А теперь закончим предложения и наш урок Сегодня я понял...... Меня удивило...... Мне захотелось...... Особенно интересно было.... Урок окончен. Спасибо за урок. | Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение, участвуют в обсуждении, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. | Личностные: смыслообразование – установление учащимися связи между учебной целью, деятельностью и результатом учения. |
Приложение.
Технологическая карта для учеников
Дата:_______________
Тема:________________________________________________________
Задание 1. (2-3мин.) Пользуясь текстом учебника, на стр. 103, 106 заполните таблицу.
Явления | Определение | Признаки |
Физические явления | ||
Химические явления |
Задание 2. Выполните лабораторные опыты по изучению признаков химических реакций, результаты своих наблюдений занесите в таблицу.
При выполнении опытов соблюдайте технику безопасности!
№ | Опыт | Признак |
1 | В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа (III) (FeCl3) и добавьте несколько капель роданида калия. | |
2 | В пробирку c карбонатом кальция (CaCO3) прилейте 1 мл соляной кислоты (HCl) | |
3 | В пробирку налейте 1 мл сульфата меди (CuSO4) и прилейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH). | |
4 | Шерстяную нить внесите в пламя. | |
5 | В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 1 мл соляной кислоты (HCl). |
Тест: «Физические явления и химические реакции»
Вариант I.
Выпишите номера только ________________явлений
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Брожение капусты;
- Гниение фруктов;
- Плавление парафина.
Ответ:____________________________
Домашнее задание
1 уровень: §24-25, выучить определения,стр.105 упр.2,4; стр.108 упр.1,2,4.
2 уровень: §24-25,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.
3 уровень: §24-25,мини-проект «Физические и химические явления в повседневной жизни»
Технологическая карта для учеников
Дата:_______________
Тема:________________________________________________________
Задание 1. (2-3мин.) Пользуясь текстом учебника, на стр. 103, 106 заполните таблицу.
Явления | Определение | Признаки |
Физические явления | ||
Химические явления |
Задание 2. Выполните лабораторные опыты по изучению признаков химических реакций, результаты своих наблюдений занесите в таблицу.
При выполнении опытов соблюдайте технику безопасности!
№ | Опыт | Признак |
1 | В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа (III) (FeCl3) и добавьте несколько капель роданида калия. | |
2 | В пробирку c карбонатом кальция (CaCO3) прилейте 1 мл соляной кислоты (HCl) | |
3 | В пробирку налейте 1 мл сульфата меди (CuSO4) и прилейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH). | |
4 | Шерстяную нить внесите в пламя. | |
5 | В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 1 мл соляной кислоты (HCl). |
Тест: «Физические явления и химические реакции»
Вариант II.
Выпишите номера только ________________явлений
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Плавление стекла;
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Протухание яиц.
Ответ:___________________________
Домашнее задание
1 уровень: §24-25, выучить определения,стр.105 упр.2,4; стр.108 упр.1,2,4.
2 уровень: §24-25,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.
3 уровень: §24-25,мини-проект «Физические и химические явления в повседневной жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Алюминий, его химические и физические свойства"
Технологическая карта урока позволяет использовать разнообразные технологии для организации образовательного пространства. Используя карту можно четко формулировать цель и задачи каждого этапа ...
Урок по теме: "Физические явления. Химические реакции".
Цель данного урока формирование у учащихся представлений о физических явлениях и способах очистки веществ. Познакомить с методами очистки питьевой воды, перегонкой нефти....
технологическая карта по теме : Типы химических реакций
Технологическая карта к уроку по теме:"Типы химических реакций" с использованием ууд...
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».
Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....
Технологическая карта урока химии по теме: «Физические явления. Химические реакции»
КОНСПЕКТ ХИМИЯ-8...
Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс
Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс...