Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).
методическая разработка по химии (10 класс)

Борискина Светлана Александровна

 Технологическая карта урока  « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени"    была разработана   при прохождении курсов "Школа современного учителя"

   УМК: учебник  С.А. Пузаков, Н.В. Машина, В.А. Попков  Химия 10 класс.     

Данный урок помогает  в освоении учащимися взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ, помогает сформировать понятие о мезомерном и индукционном эффектах и их влияние на химические свойства молекул органических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka.docx487.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технологическая карта урока

 « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений»

                       УМК: учебник  С.А. Пузаков, Н.В. Машина, В.А. Попков  Химия 10 класс

  1. Ф.И.О. Борискина Светлана Александровна
  2. Класс: 10 (профиль)                           Предмет:   химия
  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цель урока: :расширить у учащихся представление о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ, изучив индукционный и мезомерный эффекты.  

  1. Задачи
  • Образовательные: сформировать представление о положительном и отрицательном индуктивном и мезомерном эффектах;
  • познакомить учащихся с электродонорными и электроакцепторными заместителями,   показать влияние электронных эффектов на строение и  химические свойства молекул органических веществ
  • Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнить индуктивный и мезомерный эффекты

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и т.д.

       5. Дидактические средства:

  • для учителя – презентация
  • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы

6.Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Вступительное слово учителя

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

Формирование УУД: 

)  обеспечить познавательную мотивацию учащихся 

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель: 

Актуализировать мыслительные операции:

анализ, сравнение, обобщение.

Ребята, сравните силу кислот:

 HF,     HCl,     HBr,     HI.

 В чем проявляется сила кислот?

  1. Предлагает задание.  
  2. Проводит параллель с ранее изученным материалом. 3) Контролирует выполнение работы.

1) Выполняют задания 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3. Отвечают на вопросы учителя. 5) Выявляют закономерность … Таким образом, природа галогена определяет силу кислот.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование

3.

Постановка проблемы.:

 1) Различают два типа  взаимного влияния  атомов в молекулах органических веществ: индуктивный эффект (обозначается I) и  эффект сопряжения или мезомерный эффект (обозначается М)

 

 Что такое электроотрицательность?

Как меняется электроотрицательность элементов по Периодической системе?

Организует подводящий к теме диалог.

1)Формулируют тему и задачи урока.

 

 Фронт.

 

Формирование УУД: 

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя 

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

 Отрицательный индуктивный эффект –J:

-F> -Cl> -Br>-I

-OH, -NH2, -NO2, -SH

>C=O, -COOH, -С≡N, -COCl,  и др.

sp3 < sp2 < sp

Положительный индуктивный  эффект +J 

СН3)3С→ > (СН3)2СН→ > СН3СН2→ > СН3

O- , COO- и др.

Mg-, -Li и др.

1) Вводит понятие индуктивный эффект 2)Организует обсуждение

2)Организует обмен мнениями.

 Принимают участие в обсуждении новых понятий

 

 

 

 

Фронт.

 

Формирование УУД: (Р) проговаривание

последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. 

5.

Первичное закрепление нового материала.

Формулирование вывода.

 Пример 1

                δ+      δ-  

  СН3СН2Сl     (-J эффект хлора)                                                                                                                                               

         δ-      δ+   

  R-CH2←O-            

(+J эффект кислорода)

Организует самостоятельную работу.

Задание –сделать вывод

выделите основные признаки индукционного эффекта

1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят  самоконтроль.

3)Делают выводы

  1. смещение электронной плотности по цепи σ-связей;
  2. обусловлено различной электроотрицательностью атомов;
  3. быстро ослабляется

 Индив.

Формирование УУД: 

(Р) оценка, контроль, коррекция 

 

 6.

Проектирование и фиксация нового знания.

Положительный мезомерный эффект +М  (электронодоноры).

 -OH, -NH2, -OCH3, -O-, -F, -Cl, -Br, -I -CH2

Отрицательный мезомернй эффект -М (электроноакцепторы)

-CHO, -COOH, -NO2, - SO3H, -CN

1) Вводит понятие мезомерный эффект 2)Организует обсуждение

2)Организует обмен мнениями

 Принимают участие в обсуждении новых понятий

Фронт.

 

 Формирование УУД: (Р) проговаривание

последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные умнения.

7.

Первичное закрепление нового материала.

Формулирование вывода.

Рассмотреть  строение молекул бутадиена-1,3 и бензола

http://orgchem.ru/chem2/pic/u53023.png

Мезомерный эффект заместителей (4 754 байт)

Мезомерный эффект заместителей (4 754 байт)

1)Задание

В качестве примера рассмотрим взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

2)Сделать вывод

выделите основные признаки мезомерного эффекта

1)Записывают уравнения реакции взаимодействие фенола с бромом и с гидроксидом натрия.

fenol

11620_html_m130ff00c

С2H5OH+ NaOH ̷

2)Делают выводы

Эффект сопряжения является важным фактором протекания химических реакций

Один и тот же заместитель может проявлять разные электронные эффекты в зависимости от того, с каким радикалом он связан.

Фронт.

Формирование УУД: 

(Р) оценка, контроль

8.

Закрепление материала

Составление опорной таблицы для лучшего запоминания

На доске вместе с учащимися составляет опорную таблицу

Записывают таблицу в тетрадь.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1)Соотнесение поставленных

задач с достигнутым результатом.

2)Фиксация нового знания об эффектах .

1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

Фронт.

Формирование УУД: 

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

Одним из фундаментальных понятий органической химии  является  взаимное влияние атомов в молекулах. Без знаний электронных эффектов (индуктивного и мезомерного) органическая химия представля...

Тестовая работа по органической химии 11 класс (профильный уровень)

АннотацияКомплексное задание для учащихся 11 класса, профильный уровень. По фрагменту текста учебника , состоящего из 500-300 слов составлено три блока заданий. Первый блок – пять открытых заданий, вт...

Химические реакции в органической химии, 10 класс (профильный уровень)

Презентация по теме: "Химические реакции в органической химии" раскрывает особенности реакций в органической химии, их классификацию по структурному признаку и механизму протекания. Может использовать...

Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...

Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (профильный уровень)

Первая часть состоит из тестовой работы, вторая часть - вариант свободного ответа. Представлено 11 вариантов....

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...

Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.

Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакоми...