Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).
методическая разработка по химии (10 класс)
Технологическая карта урока « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени" была разработана при прохождении курсов "Школа современного учителя"
УМК: учебник С.А. Пузаков, Н.В. Машина, В.А. Попков Химия 10 класс.
Данный урок помогает в освоении учащимися взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ, помогает сформировать понятие о мезомерном и индукционном эффектах и их влияние на химические свойства молекул органических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka.docx | 487.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
« Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений»
УМК: учебник С.А. Пузаков, Н.В. Машина, В.А. Попков Химия 10 класс
- Ф.И.О. Борискина Светлана Александровна
- Класс: 10 (профиль) Предмет: химия
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цель урока: :расширить у учащихся представление о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ, изучив индукционный и мезомерный эффекты.
- Задачи
- Образовательные: сформировать представление о положительном и отрицательном индуктивном и мезомерном эффектах;
- познакомить учащихся с электродонорными и электроакцепторными заместителями, показать влияние электронных эффектов на строение и химические свойства молекул органических веществ
- Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнить индуктивный и мезомерный эффекты
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и т.д.
5. Дидактические средства:
- для учителя – презентация
- для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы
6.Характеристика этапов урока
Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат | |
Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Вступительное слово учителя | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
| Формирование УУД: (Р) обеспечить познавательную мотивацию учащихся | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | Ребята, сравните силу кислот: HF, HCl, HBr, HI. В чем проявляется сила кислот? |
| 1) Выполняют задания 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3. Отвечают на вопросы учителя. 5) Выявляют закономерность … Таким образом, природа галогена определяет силу кислот. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование | |
3. | Постановка проблемы.: 1) Различают два типа взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ: индуктивный эффект (обозначается I) и эффект сопряжения или мезомерный эффект (обозначается М) |
Что такое электроотрицательность? Как меняется электроотрицательность элементов по Периодической системе? | Организует подводящий к теме диалог. | 1)Формулируют тему и задачи урока.
| Фронт.
| Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. | Отрицательный индуктивный эффект –J: -F> -Cl> -Br>-I -OH, -NH2, -NO2, -SH >C=O, -COOH, -С≡N, -COCl, и др. sp3 < sp2 < sp Положительный индуктивный эффект +J СН3)3С→ > (СН3)2СН→ > СН3СН2→ > СН3 O- , COO- и др. Mg-, -Li и др. | 1) Вводит понятие индуктивный эффект 2)Организует обсуждение 2)Организует обмен мнениями. | Принимают участие в обсуждении новых понятий
| Фронт.
| Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | Первичное закрепление нового материала. Формулирование вывода. | Пример 1 δ+ δ- СН3→СН2→Сl (-J эффект хлора) δ- δ+ R-CH2←O- (+J эффект кислорода) | Организует самостоятельную работу. Задание –сделать вывод выделите основные признаки индукционного эффекта | 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль. 3)Делают выводы
| Индив. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция
|
6. | Проектирование и фиксация нового знания. | Положительный мезомерный эффект +М (электронодоноры). -OH, -NH2, -OCH3, -O-, -F, -Cl, -Br, -I -CH2 Отрицательный мезомернй эффект -М (электроноакцепторы) -CHO, -COOH, -NO2, - SO3H, -CN | 1) Вводит понятие мезомерный эффект 2)Организует обсуждение 2)Организует обмен мнениями | Принимают участие в обсуждении новых понятий | Фронт.
| Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные умнения. |
7. | Первичное закрепление нового материала. Формулирование вывода. | Рассмотреть строение молекул бутадиена-1,3 и бензола | 1)Задание В качестве примера рассмотрим взаимное влияние атомов в молекуле фенола. 2)Сделать вывод выделите основные признаки мезомерного эффекта | 1)Записывают уравнения реакции взаимодействие фенола с бромом и с гидроксидом натрия. С2H5OH+ NaOH →̷ 2)Делают выводы Эффект сопряжения является важным фактором протекания химических реакций Один и тот же заместитель может проявлять разные электронные эффекты в зависимости от того, с каким радикалом он связан. | Фронт. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль |
8. | Закрепление материала | Составление опорной таблицы для лучшего запоминания | На доске вместе с учащимися составляет опорную таблицу | Записывают таблицу в тетрадь. | ||
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания об эффектах . | 1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? | 1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. | Фронт. | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
Одним из фундаментальных понятий органической химии является взаимное влияние атомов в молекулах. Без знаний электронных эффектов (индуктивного и мезомерного) органическая химия представля...
Тестовая работа по органической химии 11 класс (профильный уровень)
АннотацияКомплексное задание для учащихся 11 класса, профильный уровень. По фрагменту текста учебника , состоящего из 500-300 слов составлено три блока заданий. Первый блок – пять открытых заданий, вт...
Химические реакции в органической химии, 10 класс (профильный уровень)
Презентация по теме: "Химические реакции в органической химии" раскрывает особенности реакций в органической химии, их классификацию по структурному признаку и механизму протекания. Может использовать...
Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...
Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (профильный уровень)
Первая часть состоит из тестовой работы, вторая часть - вариант свободного ответа. Представлено 11 вариантов....
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.
Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакоми...