Технологическая карта урока как современное средство повышения эффективности обучения химии в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка
Основой образовательных стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности образованной, работоспособной, коммуникабельной, умеющей формулировать цели, планировать свою деятельность и принимать решения, личности конкурентоспособной и успешной в современном мире. В дидактическом контексте, современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией — технологическая карта урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии
Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Новая парадигма образования, как мы с вами знаем, основана на приобретении школьниками знаний, умений, навыков с использованием универсальных способов деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Основой образовательных стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности образованной, работоспособной, коммуникабельной, умеющей формулировать цели, планировать свою деятельность и принимать решения, личности конкурентоспособной и успешной в современном мире. Главный принцип деятельности можно проиллюстрировать древней мудростью:"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Таким образом, в целях выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта, а также, повышения эффективности обучения, наша задача теперь не только обеспечить ученика предметными знаниями, то есть, изложить на уроке готовый материал, но и научить его применять эти знания в практической деятельности. То есть, информация, полученная школьником на уроке, пройдя через призму его сознания, должна стать бесценным ресурсом, который поможет реализовывать его способности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя. Для нас с вами инструментом поиска решения этой проблемы становится урок. Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося.
Как же разработать и провести хороший урок? В дидактическом контексте, современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией — технологическая карта урока. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. (Это все определения, взятые из интернета, из методических статей и разработок. Мне же хотелось понять, что дает технологические карты лично мне, как учителю химии,как применить такую карту на уроке в обычном общеобразовательном классе, как она облегчит или затруднит мне жизнь, что даст использование такой карты моим ученикам, как поможет овладеть им системой ууд).
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями, я сделала вывод, что технологическая карта — это расширенный план-конспект урока, составленный по определенной графической схеме, которая подчеркивает структурные элементы урока и акцентирует внимание на деятельности не только учащихся, но и учителя. Конструирование технологической карты направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
Прежде,чем переходить к конструированию каких-либо технологических карт, либо к использованию готовых , необходимо понять, чем отличается современный урок от традиционного.
Отличия традиционного урока от урока с использованием деятельностного подхода.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Структура технологической карты
Для составления технологических карт, насколько я заметила, нет каких-либо единых шаблонов, но следует придерживаться следующих параметров:
1) Вводная часть — указание на предмет, тему, класс, тип урока, формы и методы обучения, необходимое оборудование, планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.
2) Табличная часть по этапам урока
Этапы урока, которые могут быть отображены в технологической карте, на основе требований ФГОС: организационный момент(приветствие, перекличка, определение отсутствующих) , актуализация опорных знаний -(проверка д.з) (на основании которых будет поставлена проблема, сформулирована тема, обозначены цели урока), мотивация учебной деятельности (проблема, тема, цели), изучение нового материала, первичное закрепление изученного материала (применение полученных знаний в практической деятельности), Рефлексия учебной деятельности (самопроверка, информация о домашнем задании, рефлексия и подведение итогов урока.
Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз: - - - проверяет готовность учащихся,
- создает эмоциональный настрой,
- создает проблемную ситуацию,
- формулирует тему/ цели урока,
- формулирует задание,
- контролирует выполнения задания,
- организует самопроверку/ взаимную проверку/ работу в группах,
- информирует о домашнем задании и т. д. (слайд)
Обозначить деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок:
- работают в группах, осуществляют взаимопроверку,
- комментируют,
- работают с таблицей / тетрадью/ учебником
- подбирают и приводят примеры,
- отвечают на вопросы,
- работают с карточками,
- составляют алгоритм,
- анализируют и делают выводы и т.д.
Таким образом, в отличии от обычного урока, который больше сосредоточивался на содержательной части занятия, технологическая карта позволяет активизировать работу над планируемыми результатами, показывает, как научить ребенка добывать знания под руководством учителя, но самостоятельно, пользуясь различными источниками и способами деятельности, а не просто дать готовую информацию и заставить ее выучить.
Технологическая карта – современный, удобный, компактный, зрительно интересный инструмент педагогической деятельности, но педагоги, прежде всего, должны при подготовке к уроку планировать как они могут добиться результатов, как научить ребенка, воспитать и развить его, а не заниматься лишним бумаготворчеством. Технологическая карта должна помочь учителю результативно провести урок, а не стать пыткой для него, не съесть его время, которое он может провести с большей пользой. Безусловно, любой современный учитель должен уметь сделать технологическую карту правильно, профессионально грамотно, красиво, полезно для урока. Это необходимо для вводных и обобщающих уроков, открытых уроков, уроков особых форм. Но стать рабом технологических карт – ни в коем случае!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Технологическая карта урока как современное средство ученика
Материал позволит подготовить технологическую карту урока как современное средство обучения...
"Технологическая карта как форма проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС"
Выступлениие на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЦАО...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование ИКТ - технологий на уроках истории...
Современные образовательные технологии на уроках истории как средство повышения эффективности обучения
В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, ино...