Технологическая карта урока "Решение задач по теме "Количество вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Морозова Ирина Викторовна

УМК Габриелян О.С. Урок обобщения и систематизации знаний с элементами естественнонаучной функциональной грамотности в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс          химия , 8 класс

Тема урока                 Количество вещества.

УМК                            О.С. Габриелян.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, с элементами естественнонаучной функциональной грамотности
Цель урока (для учителя): обобщить и систематизировать знания учащихся об основных понятиях:  «количество вещества»,  «моль», «молярная масса», «молярный объём»; закрепить и совершенствовать умения обучающихся применять эти понятия для решения задач различного уровня сложности.

Планируемый результат:

Предметные: знать понятия темы, уметь устанавливать взаимосвязь между понятиями, оценивать значение понятий темы для решения расчетных задач, определять области практического значения.

Метапредметные: аргументировать вывод формул для решения задач, формировать умение выделять нужную информацию, наблюдать, анализировать, делать выводы.

Личностные: развивать экспериментальные навыки работы с веществом, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение качественных и количественных характеристик вещества.

Задачи урока:
Обучающая  - обобщить и систематизировать знания учащихся об основных понятиях: «количество вещества», «моль», «молярная масса», «постоянная Авогадро», «молярный объём», продолжить формирование понятий о «количестве веществе» как  единице измерения количественных характеристик веществ, научить использовать приобретённые знания для  решения расчетных задач, проверить полученные знания в ходе химического эксперимента.

 Развивающая - развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу, вырабатывать умение анализировать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи с другими науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности, формировать навыки обращения с химическим оборудованием и реактивами.

Воспитывающая - формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, формировать бережное отношение к своему здоровью.

Учебно – методическое обеспечение занятия: УМК под редакцией О.С. Габриеляна

Технические средства обучения: ПК, проектор, экран, колонки

Наглядные пособия: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, презентация к уроку «Количество вещества»,

Оборудование: комплект на парту: лабораторное оборудование (весы с разновесами, химический стакан, ложка, фильтровальная бумага),

Дидактические материалы: технологическая карта урока, лист самопроверки, информационные карты

Методы и приёмы

  • приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
  • групповая деятельность;
  • ИКТ;
  • элементы проблемного обучения.

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного и дифференцированного подходов обучения, информационно–коммуникационных технологий, заданий по естественнонаучной функциональной грамотности

Деятельность учителя

                                           Деятельность обучающихся, развивающая  УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

I этап.  Организационный момент

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

Проверка учащихся к  уроку.

II этап. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания

Фронтальный опрос

  1. Что такое количество вещества?
  2. Что такое моль?
  3. Какие величины необходимо знать, чтоб рассчитать количество вещества? Запишите необходимые формулы.
  4. Что такое молярная масса, с чем численно совпадает её значение?
  5. Что такое молярный объем?

Количество вещества – физическая величина, которая:

  • означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов);
  • обозначается υ (ню);
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) - моль.

Молярная масса – физическая величина, которая:

  • показывает массу в 1 моль вещества;
  • обозначается М;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ)  - г\моль;
  • формула для расчёта - М = m \ υ.

Молярный объем – физическая величина, которая:

  • показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль;
  • обозначается V m;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ) - л \ моль;
  • формула для расчёта - V = υ ∙ Vm;
  • при н.у. V m = 22,4л\моль.

Число Авогадро

  • показывает число структурных частиц  в 1 моль вещества;
  • обозначается   NА;
  • измеряется в международной системе единиц (СИ)  в моль -1;
  • числовое значение 6,02 · 1023

Отвечают на вопросы

Показ слайдов

Осмысливают материал

Формулирование темы и цели урока Развитее памяти и внимания, умение доказывать свою точку зрения, сравнение и умение делать выводы

Настраиваются на решение проблемы

Чтение слайдов

Сотрудничество учителя и ученика

Умение строить монологическую речь, правильное произношение химической терминологии

Отвечая на вопросы готовятся к поиску проблемы Контролируют правильность ответов обучающихся

Следят за последовательностью показа слайдов ,правильностью информации Группа экспертов по ходу просмотра слайдов оценивают информацию слайдов .по ранее разработанному алгоритму

Способность быстро ответить на вопрос

учителя

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

III этап.  Мотивационно-информационный. Постановка проблемы.

Вы знаете, что химики изобрели единицу измерения, которая называется моль. 1 моль равен 6,02·1023молекул.

Предположим, что вы соединили вместе 1 моль

 (6, 02·1023)  скрепок для бумаги и попытались опоясать этой лентой земной шар. У вас это получится сделать ни один раз.

Несмотря на это, если в жаркий день выпить один моль воды, все равно будете испытывать жажду. 1 моль воды - это менее 1/10 чашки или только 18 г (18 мл). На этом примере видна одна из привлекательных черт этой единицы.

          Можно ли взвесить моль вещества на весах?

 

Формулируют тему и цель урока. Использование знаково - символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Делают умозаключения.

Настраиваются на урок, устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в группах. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Умение формулировать ответ. Умение преобразовывать теорию в практику

IV этап.  Основное содержание урока

Задание 1. Практическое исследование

 Каждый день мы употребляем поваренную соль,

например, когда едим салат, суп или второе.

Без нее пища становится невкусной…

Поваренная cоль – это хлорид натрия  NaCl. В среднем человек съедает 5-6 г соли в день, что соответствует одной чайной ложке. 

1. Вычислите  количество соли, которое вы съедаете с приемом пищи?

2. Сколько «молекул» соли содержится в чайной ложечке?

Задача. Самостоятельная работа

- обсуждение результатов

Каждому ученику выдана таблица с задачами.

Ученики, которые научились решать задачи по теме «Количество вещества», работают самостоятельно. Решив 5 задач, приносят работу на проверку учителю.

Ученики, у которых возникают трудности при решении задач по этой теме, работают вместе с отвечающим у доски и с помощью учителя.

- у доски ещё раз разбираются задачи, по одной для каждой расчётной формуле:

υ = m \ М; υ = V /Vm; υ = N \ NA.

Физкультминутка

Встаньте.

Потянитесь.

Разомнитесь.

Покрутитесь.

Отвлеклись.

Теперь садитесь.

Продолжаем работу.

Задание 2. Демонстрация видеоролика о работе в карьере

(источник: https://скачатьвидеосютуба.рф/watch/dylqM38LMUk).

Изучите задание на экране и ответьте на вопросы.

Россия богата различными месторождениями. Самое большое в мире – это Курская магнитная аномалия, содержащая почти 50 % всех мировых запасов.

Магнитный железняк представляет собой окись железа Fe3O4. Он содержит более 70 % чистого металла, однако в залежах встречается вместе с серным колчеданом FeS2, а иногда с цинковой обманкой  ZnS и другими образованиями. Магнитный железняк считается самой лучшей из использующихся руд. Красный железняк (устарелое -  железный блеск) оксид железа (III) Fe2O3 тоже содержит до 70 % железа.–– один из источников добычи чистого металла. А бурые аналоги Fe2O3•3H2O имеют до 60 % содержания металла и встречаются с примесями, иногда вредными. Они представляют собой водный оксид железа и сопутствуют почти всем железным рудам (источник: https://himya.ru/ruda.html).

1. Сколько моль железа можно получить из 100г

А) магнитного железняка;

Б) оксида железа (III);

В) серного колчедана.

2. Сколько атомов железа содержится в таком количестве вещества?

Задание 3. «Хлорирование воды»

В одном из сюжетов программы «Доброе утро» телеканала ОРТ ведущий, рассказывая об использовании водопроводной воды, так сформулировал одну из своих мыслей: «Кипячение не убивает хлор в воде». И действительно, в некоторых населённых пунктах для обработки питьевой воды применяют свободный хлор, следы которого остаются в воде в растворённом виде, и нередко чувствуется этот запах.

Свободный хлор (в виде простого вещества) улетучивается даже при отстаивании воды, а тем более при кипячении. Но хлор ещё вступает во взаимодействие с органическими соединениями, которые присутствуют в водопроводной воде.  При кипячении воды эти хлорсодержащие соединения практически не разрушаются и могут негативно влиять на организм человека, вызывая изменения в обмене веществ, а также сбой иммунной и гормональной систем.  

1. Какая характеристика верно отражает  физические свойства  хлора (н.у.)?

1) нерастворимая в воде жидкость;

2) растворимая в воде жидкость;

3) нерастворимый в воде газ;

4)  растворимый в воде газ.

2. Вычислите, массу и объём хлора, которые соответствуют 0,75 моль, 2,3 моль, необходимые для хлорирования воды.

Устанавливают  причинно следственные связи,

Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний

Самостоятельно делают необходимые расчёты.

Умение составить  искомую формулу

Составление плана работы

Самостоятельная работа. Работа в парах.

сотрудничество учителя и ученика  

Умение слушать собеседника.

Умение строить монологическую речь, правильное произношение химической терминологии. Формируется диалоговая речь.

Составляют план для решения задач. Работают с учебником.

Взвешивают на весах соль. Работа с карточкой-инструкцией.

Оценивают свои возможности. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение работать с весами и разновесами. Формируются умения и навыки работы по алгоритму, развитие памяти.

V этап. Домашнее  задание

1) Повторить §16.

2) Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа  необходимого для дыхания,   если  в  этой  порции  содержится 3 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?

3) Творческое задание.

Придумать и решить задачу по теме «Количество вещества»

Осмысливают задание

Задают уточняющие вопросы.

VI этап. Рефлексия

 Сегодня вы решали задачи, опираясь на свои знания, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь.

А теперь закончим предложения и наш урок

Сегодня на уроке я понял/а… .

Сегодня на уроке я разобрал/а… .

Урок окончен. Спасибо за урок.

участвуют в обсуждении

Осознанно подводят итоги

Отвечают на вопросы учителя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме

Осуществляют самооценку. контроль, коррекцию знаний

Приложение 1

Интернет-ресурсы

  1. https://р04.навигатор.дети/images/events/cover/7b7e8a54edd56fbb215d0e74b1cddcb3_big.png
  2. https://m.powiatszczycienski.pl/2020/05/n/lod-31013.jpg
  3. https://i.gifer.com/8Pwb.gif
  4. https://www.hiddenmeanings.com/hiddenmeanings.com_files/owlteacher.jpg
  5. https://скачатьвидеосютуба.рф/watch/dylqM38LMUk
  6. https://himya.ru/ruda.html
  7. https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s5bcc1d8448d64341/image/ia2fda90257fd5ec9/version/1509211072/image.gif
  8. https://ru.hitmotop.com/song/63341463
  9. https://wdesk.ru/_ph/219/696917218.jpg
  10. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-kolichestvo-veschestva-molyarniy-obem-klass-3899376.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и эксперименталь...

Технологическая карта урока по теме:"Плотность вещества" 7 класс

Класс:7Тема: Плотность веществаЧисло часов:1 ч.УМК: Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская. Физика. 7 кл.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать представление об одной из характеристик...

Технологическая карта урока по теме "Плотность вещества". (7 класс)

Первый урок по теме «Плотность вещества» из главы «Взаимодействие тел».Тип урока: урок «открытия» новых знанийМежпредметные связи: МатематикаФормы работы-  Фро...

Технологическая карта урока по химии "Чистые вещества и смеси"

Технологическая урока по химии в 8 классе "Чистые вещества и смеси"...

Технологическая карта урока «Обобщение темы «Плотность вещества».

Урок нацелен на развите интеллектуальных способностей учащихся в процессе самостоятельной позновательной и творческой деятельности....

Технологическая карта урока по теме "Плотность вещества".

Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) 1.Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от чего зависит плотность вещества. 2.Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, ...