Технологическая карта урока "Решение задач по теме "Количество вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс)
УМК Габриелян О.С. Урок обобщения и систематизации знаний с элементами естественнонаучной функциональной грамотности в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_kolichestvo_veshchestva._molyarnyy_obem_8_klass.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс химия , 8 класс
Тема урока Количество вещества.
УМК О.С. Габриелян.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, с элементами естественнонаучной функциональной грамотности
Цель урока (для учителя): обобщить и систематизировать знания учащихся об основных понятиях: «количество вещества», «моль», «молярная масса», «молярный объём»; закрепить и совершенствовать умения обучающихся применять эти понятия для решения задач различного уровня сложности.
Планируемый результат:
Предметные: знать понятия темы, уметь устанавливать взаимосвязь между понятиями, оценивать значение понятий темы для решения расчетных задач, определять области практического значения.
Метапредметные: аргументировать вывод формул для решения задач, формировать умение выделять нужную информацию, наблюдать, анализировать, делать выводы.
Личностные: развивать экспериментальные навыки работы с веществом, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение качественных и количественных характеристик вещества.
Задачи урока:
Обучающая - обобщить и систематизировать знания учащихся об основных понятиях: «количество вещества», «моль», «молярная масса», «постоянная Авогадро», «молярный объём», продолжить формирование понятий о «количестве веществе» как единице измерения количественных характеристик веществ, научить использовать приобретённые знания для решения расчетных задач, проверить полученные знания в ходе химического эксперимента.
Развивающая - развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу, вырабатывать умение анализировать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи с другими науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности, формировать навыки обращения с химическим оборудованием и реактивами.
Воспитывающая - формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, формировать бережное отношение к своему здоровью.
Учебно – методическое обеспечение занятия: УМК под редакцией О.С. Габриеляна
Технические средства обучения: ПК, проектор, экран, колонки
Наглядные пособия: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, презентация к уроку «Количество вещества»,
Оборудование: комплект на парту: лабораторное оборудование (весы с разновесами, химический стакан, ложка, фильтровальная бумага),
Дидактические материалы: технологическая карта урока, лист самопроверки, информационные карты
Методы и приёмы
- приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
- групповая деятельность;
- ИКТ;
- элементы проблемного обучения.
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного и дифференцированного подходов обучения, информационно–коммуникационных технологий, заданий по естественнонаучной функциональной грамотности
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся, развивающая УУД | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
I этап. Организационный момент | ||||||
Приветствие, создание положительного эмоционального настроя. Проверка учащихся к уроку. | ||||||
II этап. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания | ||||||
Фронтальный опрос
Количество вещества – физическая величина, которая:
Молярная масса – физическая величина, которая:
Молярный объем – физическая величина, которая:
Число Авогадро
| Отвечают на вопросы Показ слайдов | Осмысливают материал Формулирование темы и цели урока Развитее памяти и внимания, умение доказывать свою точку зрения, сравнение и умение делать выводы | Настраиваются на решение проблемы Чтение слайдов | Сотрудничество учителя и ученика Умение строить монологическую речь, правильное произношение химической терминологии | Отвечая на вопросы готовятся к поиску проблемы Контролируют правильность ответов обучающихся Следят за последовательностью показа слайдов ,правильностью информации Группа экспертов по ходу просмотра слайдов оценивают информацию слайдов .по ранее разработанному алгоритму | Способность быстро ответить на вопрос учителя Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
III этап. Мотивационно-информационный. Постановка проблемы. | ||||||
Вы знаете, что химики изобрели единицу измерения, которая называется моль. 1 моль равен 6,02·1023молекул. Предположим, что вы соединили вместе 1 моль (6, 02·1023) скрепок для бумаги и попытались опоясать этой лентой земной шар. У вас это получится сделать ни один раз. Несмотря на это, если в жаркий день выпить один моль воды, все равно будете испытывать жажду. 1 моль воды - это менее 1/10 чашки или только 18 г (18 мл). На этом примере видна одна из привлекательных черт этой единицы. Можно ли взвесить моль вещества на весах?
| Формулируют тему и цель урока. Использование знаково - символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Делают умозаключения. | Настраиваются на урок, устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в группах. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. | Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения | формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). | Умение формулировать ответ. Умение преобразовывать теорию в практику |
IV этап. Основное содержание урока | ||||||
Задание 1. Практическое исследование Каждый день мы употребляем поваренную соль, например, когда едим салат, суп или второе. Без нее пища становится невкусной… Поваренная cоль – это хлорид натрия NaCl. В среднем человек съедает 5-6 г соли в день, что соответствует одной чайной ложке. 1. Вычислите количество соли, которое вы съедаете с приемом пищи? 2. Сколько «молекул» соли содержится в чайной ложечке? Задача. Самостоятельная работа - обсуждение результатов Каждому ученику выдана таблица с задачами. Ученики, которые научились решать задачи по теме «Количество вещества», работают самостоятельно. Решив 5 задач, приносят работу на проверку учителю. Ученики, у которых возникают трудности при решении задач по этой теме, работают вместе с отвечающим у доски и с помощью учителя. - у доски ещё раз разбираются задачи, по одной для каждой расчётной формуле: υ = m \ М; υ = V /Vm; υ = N \ NA. Физкультминутка Встаньте. Потянитесь. Разомнитесь. Покрутитесь. Отвлеклись. Теперь садитесь. Продолжаем работу. Задание 2. Демонстрация видеоролика о работе в карьере (источник: https://скачатьвидеосютуба.рф/watch/dylqM38LMUk). Изучите задание на экране и ответьте на вопросы. Россия богата различными месторождениями. Самое большое в мире – это Курская магнитная аномалия, содержащая почти 50 % всех мировых запасов. Магнитный железняк представляет собой окись железа Fe3O4. Он содержит более 70 % чистого металла, однако в залежах встречается вместе с серным колчеданом FeS2, а иногда с цинковой обманкой ZnS и другими образованиями. Магнитный железняк считается самой лучшей из использующихся руд. Красный железняк (устарелое - железный блеск) оксид железа (III) Fe2O3 тоже содержит до 70 % железа.–– один из источников добычи чистого металла. А бурые аналоги Fe2O3•3H2O имеют до 60 % содержания металла и встречаются с примесями, иногда вредными. Они представляют собой водный оксид железа и сопутствуют почти всем железным рудам (источник: https://himya.ru/ruda.html). 1. Сколько моль железа можно получить из 100г А) магнитного железняка; Б) оксида железа (III); В) серного колчедана. 2. Сколько атомов железа содержится в таком количестве вещества? Задание 3. «Хлорирование воды» В одном из сюжетов программы «Доброе утро» телеканала ОРТ ведущий, рассказывая об использовании водопроводной воды, так сформулировал одну из своих мыслей: «Кипячение не убивает хлор в воде». И действительно, в некоторых населённых пунктах для обработки питьевой воды применяют свободный хлор, следы которого остаются в воде в растворённом виде, и нередко чувствуется этот запах. Свободный хлор (в виде простого вещества) улетучивается даже при отстаивании воды, а тем более при кипячении. Но хлор ещё вступает во взаимодействие с органическими соединениями, которые присутствуют в водопроводной воде. При кипячении воды эти хлорсодержащие соединения практически не разрушаются и могут негативно влиять на организм человека, вызывая изменения в обмене веществ, а также сбой иммунной и гормональной систем. 1. Какая характеристика верно отражает физические свойства хлора (н.у.)? 1) нерастворимая в воде жидкость; 2) растворимая в воде жидкость; 3) нерастворимый в воде газ; 4) растворимый в воде газ. 2. Вычислите, массу и объём хлора, которые соответствуют 0,75 моль, 2,3 моль, необходимые для хлорирования воды. | Устанавливают причинно следственные связи, Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний Самостоятельно делают необходимые расчёты. | Умение составить искомую формулу Составление плана работы | Самостоятельная работа. Работа в парах. | сотрудничество учителя и ученика Умение слушать собеседника. Умение строить монологическую речь, правильное произношение химической терминологии. Формируется диалоговая речь. | Составляют план для решения задач. Работают с учебником. Взвешивают на весах соль. Работа с карточкой-инструкцией. | Оценивают свои возможности. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение работать с весами и разновесами. Формируются умения и навыки работы по алгоритму, развитие памяти. |
V этап. Домашнее задание | ||||||
1) Повторить §16. 2) Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 3 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ? 3) Творческое задание. Придумать и решить задачу по теме «Количество вещества» | Осмысливают задание | Задают уточняющие вопросы. | ||||
VI этап. Рефлексия | ||||||
Сегодня вы решали задачи, опираясь на свои знания, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. А теперь закончим предложения и наш урок Сегодня на уроке я понял/а… . Сегодня на уроке я разобрал/а… . Урок окончен. Спасибо за урок. | участвуют в обсуждении | Осознанно подводят итоги | Отвечают на вопросы учителя | Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме | Осуществляют самооценку. контроль, коррекцию знаний |
Приложение 1
Интернет-ресурсы
- https://р04.навигатор.дети/images/events/cover/7b7e8a54edd56fbb215d0e74b1cddcb3_big.png
- https://m.powiatszczycienski.pl/2020/05/n/lod-31013.jpg
- https://i.gifer.com/8Pwb.gif
- https://www.hiddenmeanings.com/hiddenmeanings.com_files/owlteacher.jpg
- https://скачатьвидеосютуба.рф/watch/dylqM38LMUk
- https://himya.ru/ruda.html
- https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s5bcc1d8448d64341/image/ia2fda90257fd5ec9/version/1509211072/image.gif
- https://ru.hitmotop.com/song/63341463
- https://wdesk.ru/_ph/219/696917218.jpg
- https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-kolichestvo-veschestva-molyarniy-obem-klass-3899376.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"
Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и эксперименталь...
Технологическая карта урока по теме:"Плотность вещества" 7 класс
Класс:7Тема: Плотность веществаЧисло часов:1 ч.УМК: Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская. Физика. 7 кл.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать представление об одной из характеристик...
Технологическая карта урока по теме "Плотность вещества". (7 класс)
Первый урок по теме «Плотность вещества» из главы «Взаимодействие тел».Тип урока: урок «открытия» новых знанийМежпредметные связи: МатематикаФормы работы- Фро...
Технологическая карта урока по химии "Чистые вещества и смеси"
Технологическая урока по химии в 8 классе "Чистые вещества и смеси"...
Технологическая карта урока «Обобщение темы «Плотность вещества».
Урок нацелен на развите интеллектуальных способностей учащихся в процессе самостоятельной позновательной и творческой деятельности....
Технологическая карта урока по теме "Плотность вещества".
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) 1.Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от чего зависит плотность вещества. 2.Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, ...
Технологическая карта по теме "Агрегатные состояния вещества"
конспект урока...